Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Требования к уровню освоения дисциплины




 

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

 

Общекультурными –

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

Общепрофессиональными –

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

 

По окончании курса биоэтики студент должен:

знать:

¾ ос­нов­ные эти­че­ские тер­ми­ны и по­ня­тия, ос­нов­ные эти­че­ские тео­рии, нор­мы и прин­ци­пы про­фес­сио­наль­ной эти­ки,

¾ ос­нов­ные на­цио­наль­ные и ме­ж­ду­на­род­ные эти­че­ские до­ку­мен­ты;

¾ основные варианты познавательного и аксиологического выбора, их роль в решении коренных вопросов медицинской этики и деонтологии,

¾ права и моральные обязательства современного врача, юридические и моральные права пациентов,

¾ этические особенности охраны здоровья детей и оказания им помощи,

¾ содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения.

Уметь:

формулировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики;

использовать положения и категории этики и биоэтики для оценки и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения.

Владеть:

навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание,

приемами ведения дискуссии и полемики по проблемам культурно- общественного и философско-мировоззренческого характера,

навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения

своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам,

способностью и готовностью к диалогу и восприятию альтернатив.

Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план дисциплины

Таблица 1

Распределение видов и часов занятий по семестрам

 

Виды учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость цикла
Аудиторные занятия, в том числе:
Лекции
Практические занятия    
Семинары
Самостоятельная работа
Формы текущего контроля: – ана­лиз ка­зу­сов (ситуационных задач), – дис­кус­сии, – кон­троль­ные ра­бо­ты, – тестовый контроль, – проверка рефератов и заслушивание на занятиях    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет

 

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план изучения дисциплины

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов Всего
Лекции ПЗ Самостоятельная работа (СРС)
1. Теоретические основы биомедицинской этики. Ис­то­ри­че­ские кор­ни био­эти­ки. История медицинской этики педиатра. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики. Биоэтика и специфика предмета биологии. Антропоцентризм и биоцентризм как мировоззренческие основания биоэтики.
2. Ос­нов­ные эти­че­ские тео­рии. Прин­ци­пы и правила био­ме­ди­цин­ской эти­ки. Права и моральные обязательства врачей.Права пациентов и их законных представителей. Особенности в педиатрии. Взаимоотношения врачей с пациентами и их законными представителями.
3. Жизнь как ценность. Отношение к смерти и умиранию как моральная проблема. Эти­ка под­дер­жи­ваю­ще­го жизнь ле­че­ния
4. Моральные проблемы медицинского вмешательства в репродукцию человека. Эти­че­ские про­бле­мы абор­та, сте­ри­ли­за­ции и кон­тра­цеп­ции, но­вых ре­про­дук­тив­ных тех­но­ло­гий
5. Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на животных и человеке, в т.ч. на детях.
6. Моральные проблемы медицинской генетики.
7. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.
8. Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы.
9. Этика в психиатрии.
10. Эти­че­ские про­бле­мы взаимоотношений в медицинском коллективе.
11. Справедливость в здравоохранении и медицине Этические документы и кодексы.
  Итого

Теоретический курс

Таблица 3

Раздел, тема учебной дисциплины, содержание темы (тематический план) Номер лекции Количество часов
лекции СРС
__ семестр II      
Раздел 1. Теоретические основы биомедицинской этики. Тема 1.1. Ис­то­ри­че­ские кор­ни био­эти­ки и наи­бо­лее зна­чи­тель­ные эти­че­ские тра­ди­ции в ме­ди­ци­не. 1.1.1. История классической медицинской этики. 1.1.2. История медицинской этики в педиатрии. 1.1.3. Профессиональная этика медицинских работников. Особенности в педиатрии. 1.1.4. История биомедицинской этики.
Тема 1.2. Мо­раль и эти­че­ская тео­рия. Пред­мет био­ме­ди­цин­ской эти­ки 1.2.1. Мо­раль и эти­че­ская тео­рия. 1.2.2. Пред­мет био­ме­ди­цин­ской эти­ки. 1.2.3. Биоэтическая инфраструктура. 1.2.4. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики. 1.2.5. Биоэтика и специфика предмета биологии. 1.2.6. Антропоцентризм и биоцентризм как мировоззренческие основания биоэтики. 1,2
Тема 1.3. Ос­нов­ные эти­че­ские тео­рии. Прин­ци­пы и правила био­ме­ди­цин­ской эти­ки. 1.3.1. Деонтология как учение о моральном долге. Деонтологические теории (религиозная мораль, этика Канта, концепция А.Швейцера), их проявление в медицинской этике. 1.3.2. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности, его влияние на биоэтику. 1.3.3. Русская философская традиция в учении о морали, ее влияние на формирование российского нравственного сознания. 1.3.4. 1.3.5. Основные правила биомедицинской этики.Особенности в педиатрии. 1.3.6. Основные принципы биоэтики. Особенности в педиатрии.
Раздел 2. Взаимоотношений медработника и пациента Тема 2.1. Мо­раль­ные обя­за­тель­ст­ва медработников и пра­ва па­ци­ен­тов. 2.1.1. Права и моральные обязательства врачей. 2. 1.2. Права пациентов, в том числе детей и их законных представителей. 2.1.3. Правило информированного согласия, его основные элементы и реализация в современной медицинской деятельности. 2.1.4. Правило конфиденциальности. Права пациентов и обязанности врача, медицинской сестры в сохранении тайны пациента. Ограничения правила конфиденциальности. 2.1.5. Правило правдивости, его обоснование, основное содержание. Тема 2.2. Основные модели взаимоотношений врача и пациента, в том числе в педиатрии. 2.2.1. Анализ преимуществ и недостатков патерналистской непатерналистких ( инженерно-технической, коллегиальной, контрактной) моделей 2.2.2. Особенности этических проблем в педиатрии.
Раздел 3. Этические проблемы новых биомедицинских технологий. Тема 3.1. Смерть и умирание. 3.1.1. Ценность жизни и ее философско-антропологическое истолкование. 3.1.2. История отношения медиков к умирающему больному.Качество жизни. 3.1.3. История проблемы эвтаназии. 3.1.4. Эти­ка и смерть с уча­сти­ем вра­ча. 3.1.5. Паллиативная помощь. Хосписы. 3.3.4. Понятие "безнадежный больной" в педиатрии. Лечение и уход за безнадежно больными пациентами.
Тема 3.2.. Моральные проблемы медицинского вмешательства в репродукцию человека. Эти­че­ские про­бле­мы абор­та, сте­ри­ли­за­ции и кон­тра­цеп­ции, но­вых ре­про­дук­тив­ных тех­но­ло­гий 3.2.1. Историче­ский, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст медицинских вмешательств в репродукцию человека. 3.2.2. Аборт и его виды. 3.3.3. Морально-этические проблемы контрацепции. 3.3.4. Морально-этические проблемы новых репродуктивных технологий.
Тема 3.4. Эти­ка био­ме­ди­цин­ско­го ис­сле­до­ва­ния. 3.4.1.Моральные принципы проведения экспериментов на животных. 3.4.2.Моральные принципы проведения экспериментов на человеке, в т.ч. на детях. 3.4.3."Нюрнбергский кодекс" и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации и другие этико-правовые документы, регламентирующие проведение клинических испытаний на человеке.
Тема 3.5. Моральные проблемы медицинской генетики. 3.5.1. Специфика моральных проблем медицинской генетики. 3.5.2. Генетическая информация как собственность. 3.5.3.Проблема клонирования человека.
Тема 3.5.Эти­че­ские про­бле­мы транс­план­та­ции. 3.5.1. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров. 3.5.2.Моральные проблемы пересадки органов и тканей от трупов. 3.5.3.Проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц), доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти). 3.5.4. Проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов для трансплантологии.
Раздел 4. Этико-правовые аспекты отдельных ситуативных проблем современной медицины. Тема 4.1. Эпидемиология и этика. 4.1.1. Эпидемиология и права человека. 4.1..2. Этика вакцинопрофилактики. 4.1.3.СПИД как глобальная проблема современности. Этико-правовые проблемы. Недопущение дискриминации и стигматизации. 4.1.4.Этические проблемы ВИЧ-инфицированных в педиатрии. Тема 4.2. Этика в психиатрии и психотерапии. 4.2.1. Социокультурный контекст истории психиатрии.Определение понятия "злоупотребление психиатрией". 4.2.2. Особенности этических проблем в психиатрии.
Тема 4.3. Этические принципы профессионального взаимодействия в медицине. 4.3.1. Моральные проблемы взаимоотношения медработников и ученых в про­цессе врачевания и научного исследования. 4.3.2. Этические аспекты взаимоотношений с коллегами, врачами и другими специалистами в лечебно-профилактических учреждениях. 4.3.3. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. 4.3.4. Врачебные ошибки, их причины и пути преодоления.
Тема 4.4 Справедливость в здравоохранении и медицине 4.4.1. Современные теории справедливости и моральные проблемы в медицине. 4.4.2. Микро- и макро-уровень применения принципа справедливости в здравоохранении. 4.4.3. Критерии справедливости. 4.4.4. Рынок или государственное распределение ресурсов здравоохранения. 4.4.5. Связь идеи прав человека (право на здоровье) и справедливости.
Раздел 5. Этические документы и кодексы. Тема 5.1. Основопола­гающие документы биомедицинской этики. 5.1.1. Международные документы. 5.1.2. Национальные этические документы и Российское законодательство о правах пациентов, в т.ч. пациентов-детей..
Итого

Таблица 3

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных