Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой режим национальных и природных парков 1 страница




Национальные парки в России, в отличие от США, относительно новый вид ООПТ. Они стали создаваться в нашей стране лишь в последние десятилетия. Первые национальные природные парки в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) - были созданы лишь в 1983 г. С учетом специфики данного вида ООПТ и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

- заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная
деятельность и рекреационное использование территории;

- особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для
сохранения природных комплексов и объектов и на территории, которой допускается строго регулируемое посещение;

- познавательного туризма, предназначенная для организации
экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными
объектами национального парка;

- рекреационная, предназначенная для отдыха;

- охраны историко-культурных объектов, в пределах которой
обеспечиваются условия для их сохранения;

- обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест
ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

- хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется
хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Запрещая на территории национального парка в принципе любую деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, Закон «Об особо охраняемых природных территориях» одновременно перечисляет определенные виды запрещенной деятельности. В этот перечень входят:

- разведка и разработка полезных ископаемых;

- деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

- деятельность, влекущая изменения гидрологического режима;

- предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий
электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

- рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;

- организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий,
организация туристских стоянок и разведение костров за пределами
специально предусмотренных для этого мест;

- вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Одновременно в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Что касается порядка образования национальных парков, то он аналогичен порядку образования государственных природных заповедников.

В отличие от национальных парков, которые являются ООПТ федерального значения, природные парки относятся к ООПТ регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления. Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.

В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков парка на его территории устанавливаются различные режимы их особой охраны и использования. Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Важнейшими элементами обеспечения правового режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

5.4.2.3 Правовой режим государственных природных заказников. Государственные природные заказники могут быть отнесены либо к ООПТ федерального значения, либо к ООПТ регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то госоргана РФ в области охраны окружающей природной среды. А государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. При этом государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством России госорганов РФ. Они финансируются за счет средств федерального бюджета и других, не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими госорганами субъектов РФ. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон не предусматривает, а устанавливает лишь то, что на территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение их традиционного образа жизни.

Под угрозой применения установленных законодательством административных, уголовных и иных санкций ответственность за обеспечение соблюдения режима особой охраны государственных природных заказников возложена на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах заказников.

5.4.2.4 Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов. Территории, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть ООПТ федерального и регионального значения. В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» они учреждаются решениями Правительства России и исполнительными органами субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то госорганов в области охраны окружающей природной среды. Памятники природы находятся в ведении государственных органов, их учредивших. Но они могут быть переданы специально уполномоченным на то госорганом РФ в области охраны окружающей природной среды в ведение и под охрану иных лиц. При этом оформляются охранное обязательство, паспорт и другие документы.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с Правительством России. На территориях, где находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может повлечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по обеспечению режима их особой охраны.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального или регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов власти РФ или представительных и исполнительных органов власти соответствующих субъектов РФ.

В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Для обеспечения режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов их территории могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

- экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке,
определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

- научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

- административную.

5.4.2.5 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируется как ФЗ «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», так и ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Соответственно, признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством России, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Для обеспечения режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов Законом «Об особо охраняемых природных территориях» установлен запрет или ограничение в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. Специфической мерой сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов служит организация округов санитарной или горно-санитарной охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством России, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения – исполнительными органами власти субъектов РФ.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, каждая из которых имеет свой режим. Так, на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

5.4.2.6 Правовой режим особо охраняемых природных объектов. Особо охраняемыми природными объектами являются прежде всего редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их правовой режим установлен в основном ФЗ «Об охране окружающей среды», «О животном мире», постановлениями Правительства РФ «О Красной книге РФ», «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» и др. Имеются нормативные правовые акты, направленные на охрану отдельных видов животных и растений. Таким актом является, к примеру, постановление Правительства РФ «О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территориях Приморского и Хабаровского краев».

Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга РФ, красные книги республик в составе РФ. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Ведет Красную книгу РФ Госкомэкология РФ на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О Красной книге РФ» ее издание осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Решение о занесении в нее и об исключении из нее объектов животного и растительного мира принимает Госкомэкология России по согласованию с Минсельхозпродом России, Федеральной службой лесного хозяйства России, органами исполнительной власти субъектов РФ и Российской академией наук.

На практике Красная книга переиздается по мере отнесения новых видов растений и животных к особо охраняемым. В первое ее издание по состоянию на 1 января 1995 г. было занесено 247 видов животных: 65 видов млекопитающих, 109 - птиц, 16 - рептилий и амфибий, 9 - рыб, 15 видов моллюсков и 34 вида насекомых. Остроту проблемы подчеркивает то обстоятельство, что перечень видов редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных, намечаемых к занесению в очередные издания, резко возрастает.

Растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством РФ. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных и ухудшающая среду их обитания. Ответственность за сохранение и воспроизводство объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, несут юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и в акваториях, где обитают такие животные и растения. Они обязаны принимать меры по охране и воспроизводству этих видов растений и животных.

Согласно ФЗ «О животном мире», для сохранения и разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны создавать необходимые условия, в том числе путем специализации зоопарков и организации питомников.

Право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу РФ, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных. Такое разрешение (распорядительную лицензию) выдает Госкомэкология РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ.

Признано, что самой эффективной мерой охраны редких видов является сохранение их местообитаний, которое может быть достигнуто, в частности, организацией сети ООПТ. В настоящее время заповедниками России охраняется 35 (75%) видов млекопитающих, 84 (82%) - птиц, 2 (50%) - амфибий, 4 (36%) - рептилий, занесенных в Красную книгу РФ.

Вопросы к теме

Раскройте понятие особо охраняемых природных территорий.

Перечислите и дайте краткую характеристику ООПТ в России.

Дайте характеристику государственным природным заповедникам.

В чем состоит отличие государственных природных заповедников от государственных заказников?

Дайте характеристику и определите значение ботанических садов и дендрариев в деле охраны окружающей среды и восстановлении биоразнообразия.

Красная книга и её значение для охраны и восстановления редких и исчезающих видов.

 

5.5 Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Понятия, виды и структура экологических правонарушений. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения. Материальная ответственность за экологические правонарушения. Административная ответственность за экологические правонарушения. Уголовная ответственность за экологические преступления.

5.5.1 Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения. Юридическая ответственность является разновидностью социальной ответственности (наряду с моральной, политической и иными видами), возникающей в результате регулирования поведения субъектов юридическими нормами. В случае соответствия поведения физических и юридических лиц нормам экологического права, говорят об ответственности позитивной. Поведение, нарушающее требования и императивы, содержащиеся в нормах экологического права, влечет наступление негативной (ретроспективной) ответственности, наступающей за правонарушения, совершенные в прошлом. Обе формы ответственности тесно взаимосвязаны. Можно даже сказать, что отношения ответственности есть фактически переход из одного состояния в другое.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правовое отношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение требований экологического законодательства.

Основанием и моментом возникновения правоотношений юридической ответственности является экологическое правонарушение, т.е. запрещенное эколого-правовыми нормами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее объектам) либо содержащее реальную угрозу его причинения.

Из данного определения следует три исключения: во-первых, вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть возмещен независимо от вины причинителя, а, во-вторых, правонарушением. Не будет считаться причинение вреда окружающей среде лицом в состоянии крайней необходимости. Наконец, в-третьих, в числе обстоятельств, исключающих преступность деяния, УК РФ упоминает обоснованный риск. Однако риск не будет признан обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, в том числе угрозой экологической катастрофы и т.д.

Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя4 элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объектом экологических правонарушений являются отношения по поводу конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду. Таким образом, не разделяется некогда господствовавшая точка зрения о том, что объектом экологических правонарушений (преступлений) являются отношения собственности на природные ресурсы либо отношения по их хозяйственному использованию. Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения по охране, рациональному использованию отдельных видов природных богатств, а также соблюдению требований при осуществлении хозяйственной или иной деятельности. Для отнесения правонарушения к числу экологических необходимо, чтобыобъект посягательства в момент его совершения состоял в системе экологических связей с окружающей средой. Этим экологическое правонарушение отличается, например, от нарушения права собственности на природные объекты, где объектом посягательства являются полномочия собственника по поводу использования природного ресурса, находящегося в его собственности.

Предметом экологического правонарушения в широком смысле выступает вся окружающая среда, так как все ее элементы находятся друг с другом во взаимодействии и взаимосвязи. Ухудшение качества одной из таких частей неизбежно сказывается и на состоянии всех остальных. В узком смысле предметом конкретных экологических правонарушений являются природные ресурсы, объекты и комплексы (земля, воды, недра, особо охраняемые природные территории и т.д.). Негативное воздействие на предмет экологического правонарушения может быть оказано как непосредственно, так и опосредованно. Например, ст. 8.6 КоАП РФ называет в качестве предмета административного экологического правонарушения землю, ст. 8.35 КоАП РФ - объекты животного мира и т.д. В то же время отдельные составы не предусматривают обязательного воздействия на элемент природной среды как условие причинения вреда экологическим отношениям, например, несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1 КоАП РФ).

Объективная сторона экологического правонарушения определяется внешними проявлениями поведения правонарушителя в области охраны природы и теми последствиями, которые наступили или могут наступить в результате противоправных действий или бездействий. Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность деяния, причинение вреда окружающей среде, а также существование причинно-следственной связи между противоправным поведением и нанесенным вредом. Признак противоправности означает наличие посягательства на сложившийся экологический правопорядок. Возникновение вреда - главный признак экологического правонарушения, отличающий его от смежных составов. Вред причиняется окружающей среде (отдельным ее объектам), а посредством этого - жизни, здоровью или имуществу граждан (имуществу юридических лиц). Именно факт наличия вреда окружающей среде или существование реальной угрозы его наступления указывает на такое деяние как на экологическое правонарушение.

Причинная связь - это такая связь между явлениями, в силу которой одно из них (причина) с необходимостью порождает другое (следствие). Здесь следует уяснить основное свойство данной характеристики - необходимость наступления последствий от деяния. Возможны ситуации, когда налицо и противоправное деяние, и вредные последс­твия, однако необходимая связь между ними отсутствует. Эта связь может быть установлена посредством проведения экспертизы. Так, авария на Чернобыльской АЭС и ПО «Маяк» сделали инвалидами десятки тысяч людей. Факт мутагенного влияния загрязненной радиоактивной среды на организм матери ребенка, родившегося без стопы и фалангов пальцев, был доказан генетической экспертизой.

По типу совершаемых деяний экологические деликты можно подраз­делить на три большие группы: совершаемые только посредством дейс­твия; вследствие бездействия; совершаемые как путем действия, так и путем бездействия субъектов.

К противоправным действиям следует отнести, например, незаконную охоту (ст. 258 УК РФ) или незаконную порубку, повреждение или выкапывание деревьев (ст. 8.28 КоАП РФ).

Бездействие граждан и должностных лиц выражается в неисполнении возложенных обязанностей, например, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ).

К числу правонарушений, которые могут быть совершены как путем действия, так и бездействия, можно отнести нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств (ст. 8.15 КоАП РФ), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (Ст, 8.32 КоАП РФ).

В предусмотренных законом случаях в объективную сторону включают место, время, способ совершения правонарушения. Например, состав уголовно-наказуемой охоты включает охоту в запрещённое время, в запрещенном месте, без разрешения, запрещенными орудиями и способами (ст. 256 УК РФ).

Субъектами правоотношений юридической ответственности за экологические правонарушения являются государство в лице специально уполномоченных органов, а также российские и иностранные граждане (вменяемые физические лица, достигшие возраста, определенного законом) и юридические лица независимо от форм собственности и подчиненности.

Следует отметить, что субъектом уголовной, дисциплинарной, мате-риальной ответственности по действующему законодательству могут быть только физические лица, а субъектами административной, гражданско-правовой и эколого-правовой ответственности - как физические, так и юридические лица.

Отдельные эколого-правовые нормы содержат указание на специального субъекта правонарушения - лицо, обладающее дополнительными юридическими признаками. Например, субъектом такого административного проступка, как незаконный отказ в государственной регистрациизаявлений о проведении общественной экологической экспертизы (ч. 3 ст. 8.4 КоАП РФ) может быть только должностное лицо. Понятие и признаки должностного лица сформулированы в ст. 2.4. КоАП РФ.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется наличием вины (кроме случаев ответственности владельца источника повышенной опасности), которая существует в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности или по УК РФ - легкомыслия и небрежности). Так, незаконная охота (ст. 258 УК РФ) может быть совершена только с прямым умыслом; уничтожение илисущественное повреждение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности - только по неосторожности (ст. 261 УК РФ); загрязнение вод и воздуха (ст. 250 и 251 УК РФ) - как умышленно, так и по неосторожности.

Факультативными признаками субъективной стороны правонарушения являются цель и мотив. Они не входят непосредственно в содержание вины, а формируют то или иное психическое отношение лица к указанному поведению. Мотив - это обусловленное определенными потребностями осознанное побуждение, стимулирующее субъекта к волевойдеятельности. Цель - это идеальная мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится субъект. Мотивы и цели экологических правонарушений не являются квалифицирующими признаками, однако могут учитываться при назначении наказания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных