Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой режим национальных и природных парков 2 страница




5.5.2 Административная ответственность за экологические правонарушения. В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т.д. Традиционно выделяют четыре вида ответственности: имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

К дисциплинарной ответственности может привлекаться работник за нарушение норм трудового права, и, следовательно, за ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Такие трудовые нормы и правила содержатся в федеральных законах и подзаконных актах, нормативно-правовых актах субъектов РФ, правилах внутреннего трудового распорядка в организации и т.д. В случае нарушения таких трудовых норм и правил, к работнику и применяются меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

Административным экологическим правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.

Вступление в силу нового КоАП РФ ознаменовало собой победу сторонников теории необходимости кодификации законодательства об административной ответственности. Разбросанные ранее по десяткам федеральных законов и подзаконных актов нормы об административной ответственности за экологические правонарушения собраны теперь в одном документе, что облегчает работу правоприменителей.

Новый закон уделяет куда большее, чем прежний КоАП РФ, внимание вопросам охраны окружающей среды, выделяя данную деятельность как одну из задач законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ). При этом субъекты РФ вправе принимать законы об административных правонарушениях, не вступающие в противоречия с КоАП РФ. Такими законами субъектов РФ должны быть созданы и органы (инспекции, комиссии, палаты и др.), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством субъектов РФ. При этом законом субъекта РФ можно предусматривать только две разновидности административных наказаний: предупреждение и штраф.

В числе федеральных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных экологических правонарушениях, КоАП РФ выделяет (кроме судей) органы внутренних дел, органы и войска пограничной службы, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы, органы, осуществляющие государственный контроль и надзор вобластизащиты растений, органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических средств в сельском хозяйстве, органы охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, органы, осуществляющие государственный экологический контроль и ряд других.

Все составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, могут быть классифицированы в четыре группы.

В первую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих (базовых) эколого-правовых требований, распространяющихся на все институты экологического права. К их числу относятся нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5) и т.д.

Во вторую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных ресурсов. В их числе порча земель (ст. 8.6), нарушение правил охраны атмосферного воздуха(ст. 8.21), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31) и т.д.

В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом. К таким составам относятся: нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39), а также нарушение порядка предоставления в пользование и режимаиспользования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12). При этом надо иметь в виду, что КоАП РФ не содержит норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических проступков в зоне экологического бедствия.

В четвертую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей средыпри осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.). В их числе - несоблюдениеэкологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3). Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, либо нормативов уровня шума (ст. 8.23) и т.д.

Рассмотрение всех видов административных наказаний позволяет сделать следующие выводы: во-первых, административные наказания являются относительно определенными санкциями. При наложении наказания законодатель предоставляет природоохранным органам, в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, степени вины и иных обстоятельств определенную свободу в выборе вида и размера наказания (ст. 4.1 КоАП РФ). Во-вторых, лицо, совершившее административно наказуемый проступок, может быть освобождено от административного наказания в связи с его малозначительностью (ст. 2.9 КоАП РФ). В-третьих, четко определены сроки наложения административных наказаний. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения. При длящемся административном экологическом правонарушении (а таких достаточно много), названный срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения. В-четвертых, административные наказания характеризуются определенным единством и дифференциацией, что позволяет их рассматривать как самостоятельную систему.

Отдельно необходимо отметить проблему разграничения административной и уголовной ответственности в сфере охраны окружающей среды. Конструкции составов уголовных и административных экологических правонарушений имеют много схожего, а четких критериев отличия в составах административных дел нет. Они есть в уголовно-правовых нормах, например, в ряде составов указан такой квалифицирующий признак, как смерть людей либо массовые случаи их заболевания вследствие загрязнения природной среды (ст. 251 УК РФ). В других составах упоминаются «тяжкие последствия» (ст. 246 УК), «существенный вред» (ч. 1 ст. 250 УК РФ); «значительный» и «крупный» ущерб (ст. 255 и 256 УК). В примечании к ст. 260 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников, раскрывается содержание понятий значительного и крупного размеров вреда: о первом свидетельствует исчисленный по установленным таксам ущерб, в 20 раз превышающий МРОТ, установленный на день совершения преступления. Крупным считается ущерб, превышающий минимальный размер оплаты труда в 200 раз. Конкретное содержание других оценочных критериев в УК РФ не раскрывается. Их толкование дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». Так, признаки существенного экологического вреда сформулированы в п.5 постановления. К их числу относятся: массовая гибель животных и птиц на определенной территории (когда уровень смертности выше среднестатистического в три и более раз), экологическая ценность поврежденной территории или утра­ченного природного объекта, высокий уровень деградации земель.

Кроме повышенной степени общественной опасности основанием квалификации правонарушения в качестве преступления может служить наличие таких признаков состава, как специфика предмета, место, способправонарушения, его субъект, форма вины и т.д. Например, в ст. 258 УК предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту. Там выделяются звери и птицы, на которых охота полностью запрещена (специфика предмета), территория заповедника, заказника, зоначрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия(место), применение механического транспортного средства либо воздушного судна, применение взрывчатых веществ или иных способов массового уничтожения зверей и птиц (способ), совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения (субъект) и т.д. Эти признаки выступают в роли критериев разграничения преступного поведения и административного проступка.

Таким образом, составы административных и уголовных правонарушений находятся между собой в соотношении общей и специальной норм. Первые содержат абстрактные формулировки, вторые как бы конкретизируют их. Следовательно, административно-правовая норма будет применяться только в той части, которая не охватывается признаками сходного по конструкции состава экологического преступления, т.е. выходит за пределы, границы признаков, установленных уголовно-правовой нормой.

5.5.3 Уголовная ответственность за экологические преступления. Экологическими преступлениями являются виновные, общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду и причиняющие вред природной среде (содержащие реальную угрозу его причинения).

Существует основная классификация экологических преступлений по критерию непосредственного объекта посягательства. В первую группу входят составы преступлений, посягающих на состояние отдельных природных ресурсов. В их числе - загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), порча земли (ст. 254), незаконная охота (ст. 258) и т.д. Во вторую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды, подлежащих соблюдению при осуществлении хозяйственной или иной деятельности. В эту группу входят: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение правилобращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247) и т.д. В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Среди диспозиций экологических преступлений, сгруппированных в главе26 УК РФ, имеются как материальные, так и формальные составы. Однако преступлений с материальными составами, т.е. таких, для которых наличие оконченного состава преступления закон связывает лишь с наступлением определенных, указанных в законе последствий, значительно больше: это ст. 246, 247 (ч. 2-3), ст. 248, ст. 249-252, ст. 254-257, ст. 259-262.

Для формальных составов закон считает преступление оконченным после (в момент) совершения общественно опасного деяния независимо от наступления определенных общественно опасных последствий. К таковым относятся ст. 252 (ч. 1), 253, 256 (ч. 2) - формальные экологические деликты. В главе 26 присутствуют специфические диспозиции со следующими составами:

- «состав угрозы» - в ст. 247 (ч. 1) - «нарушение правил обращения
экологически опасных веществ и отходов» (он как бы лежит посредине
между чисто материальными и чисто формальными составами).

- комбинированные формально-материальные - в ст. 256 (ч. 3) -
«незаконная добыча водных животных и растений», и в ст. 258 - «неза-
конная охота».

Новый УК РФ ввел и совершенно новый состав «экоцид» (ст. 358), поместив его в раздел «Преступления против мира и безопасности человечества», что определило его основной объект. Об экоциде впервые заговорили в 60-70-е годы XX века в разгар «экологической войны», которую вели США во Вьетнаме. Практиковавшаяся США тактика «выжженной земли» (включая не только бомбардировки, но и распыление химических веществ) привела к уничтожению огромных массивов леса, а также массовой гибели объектов животного мира, выведении тысяч гектаров земли из хозяйственного использования.

5.5.4 Имущественная ответственность за экологические правонарушения. Ранее действовавший закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. разграничивал гражданско-правовую и материальную ответственность (ст.81). Современное законодательство не проводит такого разграничения, выделяя только имущественную ответственность, включающую в себя, следовательно, обе вышеназванные разновидности.

Гражданское право (как, впрочем, и уголовное или административное право) не выражает сущности природоресурсовых или природоохранительных отношений, поскольку их предметы и методы правового регулирования, объекты правовой охраны качественно различны. Гражданско-правовая ответственность применима в сфере охраны природы, но только в тех правоотношениях, в недрах которых она возникает. В случае одновременного причинения вреда и имуществу, и природному объекту, каждая отрасль права распространяет на правонарушителя свои элементы правоотношения ответственности.

В общепринятом понимании, гражданско-правовая ответственность - один из видов юридической ответственности, заключающаяся в установлении нормами гражданского права юридических последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей. Гражданско-правовая ответственность представляет собой систему мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить нарушенное положение. В сфере охраны природы инструментарий гражданско-правовой ответственности может быть применим в следующих случаях.

Во-первых, это признание совершенной сделки недействительной по основаниям, указанным в ГК РФ (статьи 166, 168) и иных правовых актах. Так, в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, является недействительной. Поэтому будет признана недействительной сделка в отношении природных объектов, оборотоспособность которых ограничена или запрещена. Например, в случае совершения сделки по отчуждению водного объекта, который согласно ст. 40 ВК РФ не является замкнутым водоемом (и, таким образом, не может находиться в частной собственности), такая сделка будет признана недействительной. Соответственно наступят последствия, указанные в ст. 167 ГК РФ - двусторонняя реституция, то есть возврат обеими сторонами всего полученного ими по сделке.

Во-вторых, возможно возмещение причиненного вреда, вытекающего из договорных отношений. В данном случае речь идет, в первую очередь, о договорах аренды земельных участков и участков лесного фонда и т.д. Например, ЛК РФ предусматривает обязанность лесопользователей соблюдать экологические требования по безопасному лесопользованию, не причиняющему вреда лесу как природному объекту и составной части окружающей среды, а также состоянию здоровья граждан. В случае нарушения этих правил, равно как и иных условий договора, лесопользователь будет обязан возместить лесному хозяйству все причиненные по его вине убытки и потери. Однако в экологическом праве ведущее место занимает все-таки третья форма гражданско-правовой ответственности: возмещение причиненного вреда, возникшего из внедоговорных отношений.

Вопросы к теме

Дайте определение ответственности за экологические правонару-
шения.

Дайте определение экологического правонарушения.

Сформулируйте понятие и разъясните особенности административ-
ной ответственности за экологические правонарушения.

Разъясните основания разграничения уголовной и административ-
ной ответственности.

Дайте определение экологического преступления. Какие группы
экологических преступлений предусматривает УК РФ?

5.6 Международное экологическое право. Понятие международного экологического права. Предмет правового регулирования МЭП. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды. Нормативные акты как источники международного экологического права. Принципы международного экологического права. Государства как субъекты международного экологического права. Международно-правовая охрана различных видов окружающей среды, животного и растительного мира. Мировой океан как объект международно-правовой охраны. Охрана международных водных систем. Атмосфера земли, околоземное и космическое пространства и их международно-правовая охрана. Охрана животного и растительного мира в международных договорах. Защита окружающей среды от радиоактивного заражения. Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду. Международные конференции, совещания и организации по охране окружающей среды (ООС). Международная эколого-правовая ответственность.

5.6.1 Международное экологическое право - совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. Сегодня защита окружающей среды выдвигается на первый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофичес­кими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой.

Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и окружающей среды резко изменила свой характер, что разрушение экосистем может иметь глобальные и необратимые последствия, а единственный выход из создавшегося положения - разумный подход к преобразованиям природы и рациональное использование ее ресурсов. Возникает реальная опасность того, что человек в ближайшем будущем не сможет воспользоваться завоеванными правами; ибо само развитие человеческого общества ставит выживание человека под реальную серьезную угрозу. Вот почему в комплексе прав личности на первое место выдвигается право на жизнь, на среду и условия труда, не угрожающие ее существованию.

Право на жизнь - это конституционное право. В Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» сформулированы основные принципы: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду и др. Реализация права человека на жизнь в наши дни уже невозможна без международного решения экологических проблем.

Согласно «Декларация прав и свобод человека и гражданина» от 22 ноября 1991 г. и ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры имеют преимущество перед законами РФ.

Указом - президента РФ от 4 февраля 1994 г. «Основные положения государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» предусмотрено обеспечение сбалансированного решения задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно ресурсового потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения. Государству руководствуется также документами состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Итоговым документом этой Конференции является глобальный программный документ, содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на период до 2000 г. и на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей. Предусматриваются также обязательства развитых стран довести часть своего национального продукта, выделяемую на экологическое развитие, до 0,7%. Страны, находящиеся в процессе перехода к рыночной экономике, включая Россию, будут добровольно участвовать в экологических программах.

Конференция приняла рекомендации о переходе к устойчивому развитию, требующему решения трех стратегических задач, которые стоят перед мировым сообществом.

Первая - ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся главными потребителями ресурсов и источниками загрязнения. Вторая - ограничение роста населения, особенно в развивающихся странах. Теория английского ученого экономиста Мальтуса о перенаселении планеты обретает реальные черты со всеми вытекающими из этого последствиями. Т ретья - уменьшение неравенства между богатыми и бедными, заставившего 75% человечества бороться за выживание и обострившего социальные конфликты. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г. и Международная конференция по народонаселению в Каире 1994 г. не обсуждали альтернативу существующей ресурсной концепции развития мировой системы («устойчивого развития»), которая рассматривает Землю, в основном, как источник ресурсов. Альтернативная концепция, основанная на теории биотической регуляции окружающей среды, разработанной В.Г. Горшковым в 80-х годах в России, предложена Госкомитетом РФ по охране окружающей среды (В.И. Данилов-Данильян). Согласно биосферной концепции экологический предел развития человечества будет достигнут гораздо раньше, чем любые другие пределы роста, которые в рамках ресурсной концепции прогнозируются. Выход из создавшегося экологического кризиса видится в возвращении человечества в пределы хозяйственной емкости биосферы. Для этого необходимо принять на вооружение стратегии сокращения населения, сохранения и расширения естественных, нарушенных процессами техногенеза территорий. Параллельно необходимо переходить на постепенное сокращение мощности хозяйственной деятельности за счет энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. По мнению разработчиков концепции, есть возможность избежать экологической катастрофы, если встать на путь разумных сбалансированных действий в рамках биосферной концепции. Эти действия предусматривают серьезное изменение международно-правовой системы охраны окружающей среды. Проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран или регионов, они приобрели глобальный характер. Необходимость их решения в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей среды. Объективные законы природы определяют экологические требования. Окружающая нас среда представляет собой единое целое, составную часть планетарной экологической системы. Например, в результате вредных промышленных выбросов в одной стране кислотные дожди могут выпадать на территории другой страны. Поскольку экосистемы стран связаны неразрывно, это, в конечном счете, ведет к изменению планетарных процессов жизни на Земле. Надо отметить также, что большой урон планетарной экосистеме нанесен ядерными испытаниями в России, США, Франции, Китае. Авария на Чернобыльской АЭС, когда было загрязнено радиоактивными веществами пять областей, безусловно, оказала влияние на экологические системы планеты в целом. Важной основой сотрудничества государств в области охраны окружающей среды является его международно-правовое регулирование. Оно формируется как международное экологическое право, представляющее самостоятельную отрасль права, объектамикоторого являются: Антарктида, космос, мировой океан, международные реки, атмосферный воздух, отдельные виды животного и растительного мира и т.п. Заинтересованность России в формировании, развитии и эффективном применении международного экологического права обусловлена опасностью нарастающего глобального экологического кризиса и ответственностью России наряду с другими странами мира за его предотвращение. Продолжающий усиливаться антропогенный пресс на природу нарушает состояние природной среды, что вызывает озабоченность всех стран и народов и вынуждает предпринимать совместные усилия, чтобы привести в соответствие социально-экономическое развитие общества с возможностями природной среды. Существует множество способов решения такой задачи. Среди них главная роль отводится праву, правовому регулированию человеческого поведения. С помощью экологически ориентированного права, основанного на знаниях законов развития природы и общества, люди надеются дисциплинировать собственное поведение и жизнедеятельность, чтобы стихийный процесс воздействия общества на природу превратить в осознанное и контролируемое развитие, заключающее в себе заботу о сохранении, восстановлении и улучшении благоприятных условий жизни людей. Такой подход к решению задачи получил название концепции устойчивого развития и стал принципом правового регулирования международных отношений, связанных с воздействиями человека на природную среду. Согласно ст. 79 Конституции РФ, Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Статья 15.4 Конституции РФ предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данные положения имеют универсальное значение и распространяются на все отрасли российского права. Применительно к области охраны окружающей среды и регулированию природопользования можно сказать, что благодаря этим положениям международное экологическое право в той или иной степени выступает как часть российского экологического права.

В настоящее время Россия является участницей 78 многосторонних соглашений и основных протоколов к ним в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Двусторонние соглашения по вопросам природоохраны и природопользования заключены Россией со всеми соседними странами Европы, Азии, а также с Америкой. Активное участие России в международном природоохранительном сотрудничестве является составным элементом ее новой политики в охране окружающей среды. Новое заключается в децентрализации экологической политики, в предоставлении более широких прав и полномочий относительно участия в международных связях властям субъектов федерации и местного самоуправления. Например, в межгосударственной программе «Зеленые легкие Европы» (сохранение уцелевших лесных массивов в Центральной и Восточной Европе) активно участвуют власти Калининградской, Псковской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей и власти Республики Карелии. В сотрудничестве с Финляндией активно участвуют население и власти приграничных районов Мурманской, Ленинградской областей и Республики Карелии. Россия является участницей всемирного процесса в рамках решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Принят Национальный план действий по окружающей среде (18 июля 1994 г.), разработанный в соответствии с решениями Конференции по окружающей среде и развитию и во исполнение Программы действий по защите окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, принятой в апреле 1993 г. в Люцерне (Швейцария) на конференции «Окружающая среда для Европы».

К мерам по сохранению экологической безопасности можно отнести распространение достоверной информации о ней, рыночные механизмы и ужесточение действующих правил, жесткий контроль за их выполнением, сотрудничество с другими ведомствами и государствами. Все эти меры направлены на обеспечение экологически устойчивого развития, включая переход от социально-экологического к социально-экономическому развитию, базирующемуся на природосберегающем экономическом механизме удовлетворения потребностей.

Защита природы от вредных воздействий предполагает два главных направления деятельности: контроль и управление. Выполнение первого должен обеспечить мониторинг. Под управлением понимается применение, главным образом, экономических мер природоохранного регулирования. Осуществление этой деятельности в планетарном масштабе не будет возможным без тесного сотрудничества как можно большего числа государств в области охраны окружающей среды. Отсюда возникает потребность в формировании такой самостоятельной отрасли права, как международное экологическое право. В связи с этим возникает серьезная проблема о соотношении международного экологического права и национального российского экологического права. Важной тенденцией в развитии современного международного экологического права является всемерное развитие политических, экономических, транспортных, информационных, космических и других международных норм, регламентирующих отношения между различными государствами. В международном экологическом праве возникают новые понятия и формируются новые институты, что способствует появлению в российском экологическом праве специфических черт, присущих как национальному, так и международному экологическому праву. Современное международное экологическое право представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование межгосударственных и иных международных отношений в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных природных условий жизни людей на Земле.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных