Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой режим национальных и природных парков 3 страница




Цель международного экологического права- служить юридическим инструментом регулирования поведения человека через установление взаимных прав и обязанностей государств и других субъектов международных отношений в сфере охраны окружающей природной среды.

Предметом регулирования международного экологического праваявляются международные экологические отношения, отличающиеся по своему содержанию от других отношений в области международного сотрудничества, а также от аналогичных отношений внутреннего экологического права.

Объектами международно-правовой охраны окружающей средыявляетсясовокупность природных объектов, по поводу которых у субъектов международного права возникают и развиваются экологические правоотношения. Это вся планетарная среда земли: мировой океан и его природные ресурсы, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, отдельные представители животного и растительного мира, уникальные природные комплексы, а также часть пресноводных ресурсов, генетический фонд земли. Национальные природные ресурсы находятся под юрисдикцией государств. В определении их правового режима главную роль играют нормы внутреннего права. Вместе с тем увеличивается число международных договоров, касающихся их охраны. Международные природные ресурсы находятся за пределами действия национальной юрисдикции или в процессе своего естественного цикла оказываются на территории различных государств. Правовой режим охраны и использования этих ресурсов определяется нормами международного права.

5.6.2 Международные экологические правоотношенияпредставляют собой урегулированные правом отношения между государствами и иными субъектами международного права по поводу воздействия человека, народов, международного сообщества на окружающую природную среду. Выделение в самостоятельную юридическую категорию этого широкого круга общественных отношений отражает возрастающую заинтересованность человечества в их обособленном, всесторонне согласованном и эффективном правовом регулировании.

Объектами международных экологических правоотношенийявляются природная среда в целом, составляющие ее элементы, отдельные природные объекты, которые в большинстве случаев являются также объектами природопользования и природоохранной деятельности. Объектами международных экологических правоотношений могут быть материальные процессы и явления, вытекающие из самого факта существования людей и их жизнедеятельности и олицетворяющие воздействие общества на природу. Взаимные права и обязанности участников международных экологических правоотношений образуют обширную область юридически опосредованных связей внутри человечества и могут быть охарактеризованы применительно к сферам и предметам природоохранной деятельности. В самом общем представлении объектом международно-правовой охраны является вся планета Земля и околоземное космическое пространство в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная среда имеет ряд внутренних структурных подразделений, можно выделить следующие ее элементы и охраняемые объекты:

-мировой океан, занимающий 2/3 площади поверхности земного шара;

-материки, составляющие основное и непосредственное жизненное пространство для развития человечества. Традиционно этим понятием охватывается весь природный комплекс, прочно связанный с сухопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра, водные ресурсы, растительный и животный мир;

-атмосферный воздух - газообразная оболочка, лежащая между
поверхностью Земли и космическим пространством;

-космос - все материальное пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы (околоземное космическое пространство, естественный спутник Земли - Луна, планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космические корабли).

Независимо от приведенной классификации природные объектыс учетом различий в их правовом режиме подразделяются на внутригосударственные природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных государств, и на международные, интернациональные природные объекты, находящиеся вне национальной юрисдикции или контроля.

К международно-правовым объектам, находящимся под национальной юрисдикцией государств,принадлежат природные богатства материков на территории отдельных государств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных территориальных морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон. Правовой режим внутригосударственных природных объектов определяется внутренним правом каждой страны. В соответствии с нормами внутреннего права решается вопрос о собственности на природные объекты: они могут принадлежать государству, частным лицам, государственным, кооперативным, общественным организациям, а иногда и международным сообществам. Внутреннее право устанавливает порядок владения, распоряжения и пользования природными объектами. В правовом регулировании использования и охраны внутригосударственных природных объектов есть доля участия и норм международного права. Здесь существует соотношение и взаимодействие норм внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актах, прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права и таким путем проводятся в жизнь.

К международно-правовым объектам, находящимся вне национальной юрисдикции государств,относятся те из них, которые находятся в интернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, отдельные материки, например, Антарктида, часть атмосферы и космос. Правовой режим международных природных объектов определяется в основном нормами международного права. Выработаны и внедрены в практику международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных природных объектов.

Нормативные акты как источники международного экологического права.Выделяются две категории источников международного экологического права:источники, являющиеся носителями действующих правовых принципов и норм и образующие право в подлинном смысле этого слова (обязательное право), и источники, которые содержат необязательные или рекомендательные правила, оказывающие, тем не менее, влияние на международные отношения своим авторитетом (рекомендательное право). К первой категории принадлежат международные конвенции(соглашения, договоры), устанавливающие правила, определенно признанные государствами в качестве обязательных правовых норм, резолюции некоторых международных организаций, имеющие обязательную силу для государств - членов этих организаций; международный обычай, общие принципы и, с некоторыми оговорками, судебные решения. Международные конвенции (соглашения, договоры) играют главную роль в этой категории источников права. Программа ООН по окружающей среде ведет учет международных конвенций в области охраны окружающей среды и ежегодно публикует их список с указанием основных сведений об их содержании. Сегодня в этом списке значится более тысячи конвенций, соглашений и договоров. Действует свыше 3000 двусторонних конвенций, соглашений, договоров и других нормативных документов, касающихся охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Тексты этих нормативных материалов содержатся в международном центре по праву окружающей среды, который функционирует в Бонне (ФРГ) под эгидой Международного совета по праву окружающей среды, Международного союза охраны природы и природных ресурсов, Программы ООН по окружающей сре­де и Всемирного фонда охраны дикой живой природы. Среди договоров как источников международно-правовой охраны окружающей среды выделяют договоры политического содержания и договоры экологического содержания. Международные договоры политического содержанияявляются видом договоров, в которых проблемы охраны окружающей среды переплетаются с вопросами мира, безопасности, сокращения вооружений. Главное место в данной группе занимает Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный всеми европейскими государствами, США и Канадой. К этой же группе относится и ряд конвенций, договоров, соглашений о запрещении производства, испытания и применения средств массового уничтожения, например: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 год); Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год); Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов, и их уничтожении (1972 г.). Международные договоры экологического содержанияявляются видом договоров, которые целиком посвящены вопросам охраны окружающей природной среды. Среди них одну подгруппу образуют договоры эколого-комплексного, другую – эколого - ресурсового направления. Признаками комплексного экологического содержания обладают такие международно-правовые акты, как Конвенция о запрещении военного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.); Договор об Антарктиде 1959 г. Международно-правовые документы эколого-ресурсового содержания относятся к регулированию рыболовства, использованию природных ресурсов, находящихся в ведении двух или нескольких государств, регулированию международно-правового режима пограничных морей, рек, озер и т.п. В зависимости от числа участников международного соглашения, выделяют многосторонние международные договоры и двусторонние международные договоры в области охраны окружающей природной среды. К двусторонним договорамотносятся документы, определяющие согласованные принципы деятельности и правила поведения подписавших их государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов. Формирование экологического права в международном масштабе началось задолго до распада СССР. К двусторонним соглашениям того периода можно отнести:

- Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1972 г.;

- Конвенция между правительством СССР и правительством Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания 1973 г.;

- Соглашение между правительством СССР и правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1974 г.;

- Соглашение между правительством СССР и правительством Франции о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1974 г.; аналогичные соглашения были заключены СССР с Бельгией (1975 г.), Норвегией (1988 г.), Швецией (1989 г.), Канадой (1989 г.), КНР (1.989 г.), КНДР (1987 г.);

- Меморандум о взаимопонимании между правительством СССР и правительством Канады о научном сотрудничестве в области исследований водных систем 1989 г.;

- Конвенция между правительством СССР и правительством Индии об охране перелетных птиц 1984 г.

Многосторонние международные договоры- это документы, касающиеся вопросов охраны и использования природной среды, подписанные многими государствами. Различают также межгосударственные и смешанные (с участием международных организаций) договоры; межправительственные и межведомственные; глобальные, региональные и субрегиональные; охватывающие все элементы природной среды в комплексе и касающиеся отдельных природных объектов; направленные полностью и непосредственно на охрану природы и лишь регулирующие отношения по охране природы в связи с какими-либо другими видами деятельности; с участием только развитых капиталистических стран, а также с участием стран, принадлежащих к различным социально-экономическим системам.

К многосторонним соглашениям, подписанным СССР, относятся:

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение 1971 г.; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.; -Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.; Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.; Протокол 1985 г. о сокращении выбросов серы или их трансграничных отходов по крайней мере на 30%; Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; Протокол 1988 г. об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных отходов к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.; Конвенция об изменении климата 1992 г.; Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.; Конвенция об охране среды Балтийского моря 1992 г.; Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г.; Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.

Особое значение приобретает международное сотрудничество со странами «ближнего зарубежья». Здесь основным правовым актом является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное в Москве 8 февраля 1992 г. представителями Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Киргизия, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан. Договаривающиеся Стороны обязуются на своей территории:

-разрабатывать и принимать законодательные акты, экологические нормы и стандарты в области природопользования и охраны окружающей природной среды;

-вести учет природных ресурсов и их использования по количественным и качественным показателям и проводить экологический мониторинг;

- осуществлять эффективный государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов;

- принимать меры по воспроизводству живых ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия;

- развивать сеть заповедников, заказников, национальных парков и других особо охраняемых территорий и природных комплексов, ограничивать хозяйственную и иную деятельность на прилегающих к ним зонах;

- всесторонне оценивать экологические последствия хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на их территории;

- создавать и поддерживать специальные силы и средства, необходимые для предупреждения экологических катастроф, бедствий, аварий и ликвидации их последствий.

Международное экологическое право большой акцент делает на принятии многосторонних договоров, так как они дают возможность более тесного сотрудничества стран.

К перечисленным выше многосторонним договорам необходимо добавить ряд документов и раскрыть их общие положения.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.является первым международным актом, который прямо направлен на недопущение воздействия на окружающую среду в военных или враждебных целях. Ст.1 гласит, что каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, имеющих широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику. Каждое государство-участник этой Конвенции обязуется не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению подобной деятельности. Ст.2 Конвенции определяет как «средства воздействия на природную среду» любые средства для изменения динамики, состава и структуры Земли, включая ее био- и литосферу, гидросферу, атмосферу, или космического пространства путем преднамеренного управления природными процессами. Международные конвенции для обеспечения экологической безопасности. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.обязывает: не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду путем преднамеренного изменения динамики, состояния, структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу, атмосферу, или космоса; не помогать, не поощрять и не побуждать субъектов МП к осуществлению военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду; использовать средства воздействия на природную среду в мирных целях и т. п.; принимать любые законные меры по запрещению и предотвращению любой-деятельности, противоречащей настоящей Конвенции, и др. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. обязывает: охранять человека и окружающую его среду от загрязнения воздуха, ограничивать, сокращать и предотвращать загрязнение воздуха от источников, находящихся на государственной территории; с помощью обмена информацией, консультаций, научных исследований и мониторинга разработать стратегию борьбы с выбросами загрязнителей воздуха; разрабатывать наилучшие системы регулирования качества воздуха, меры по борьбе с его загрязнением и т. п. Возможные последствия, которые могут быть вызваны применением средств воздействия на природную среду, перечислены в «Согласованных пониманиях»: это землетрясения, цунами, нарушения в экологическом балансе какого-либо района, изменения в элементах погоды (облаков, осадков, циклонов и др.), изменения климата, океанических течений, озонового слоя, биосферы и ионосферы. Договор об Антарктике 1959 г.направлен на обеспечение невоенного, мирного характера деятельности государств в Антарктике. Согласно п.1 ст.1, Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия. В п.1 ст.5 говорится о запрещении любых ядерных взрывов в Антарктике и удалении из этого района любых радиоактивных материалов. Важное положение содержится в ст. 9, предусматривающей, что представители договаривающихся сторон будут собираться с целью обмена информацией и взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также для разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер относительно использования Антарктики только в мирных целях, охраны и сохранения живых ресурсов Антарктики. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Впервые отражены и система­тизированы наиболее общие правовые принципы, связанные с освоением и исключительно мирным использованием космического пространства и небесных тел. Экологическая безопасность стала стержнем новой концепции развития экологии, которая предполагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды. Экологическая безопасность- это устойчивое состояние глобального характера, сложное политико-правовое единство системы отдельных и взаимосвязанных элементов, комплекс правовых организационных и материальных гарантий защиты окружающей среды государства от вредного воздействия, источники которого расположены за пределами данного государства. Экологическая безопасность постепенно становится одним из самых значимых слагаемых всеобъемлющей системы международной безопасности. Принцип экологической безопасности из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное: недопустимость экологических кризисов как условие выживаемости человечества. Этот принцип устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью. Юридическое содержание принципа экологической безопасности состоит в обязанности государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить экологические стрессы на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы не допускать нанесения ущерба другим государствам и всему международному сообществу в целом. Международная экологическая безопасностьпредполагает такое состояние международных отношений, при котором обеспечивается сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды. Правовыми средствами достижения экологической безопасности являются как региональные, так и универсальные международные договоры. Речь идет о необходимости разработки единого правового документа в области защиты окружающей среды, который стал бы одной из важнейших составляющих экологической безопасности. Именно на нем базировались первые соглашения, затрагивающие проблемы окружающей среды. Ведь в процессе войн подвергались разрушению не только различные сооружения, но и объекты, являющиеся частью природной среды. Так, например, Петербургская декларация, принятая в 1868 г., запрещала военные операции, не направленные против военных объектов. В Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. говорилось о том, что государство, занявшее область, обязано сохранять основную ценность общественных зданий, недвижимости, лесов и сельскохозяйственных угодий и управлять ими согласно правилам пользования (ст.6 Гаагского положения). В 1-м Дополнительном протоколе (1977 г.) к Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время войны сказано, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Типичными примерами рекомендательных актов являются Стокгольмская декларация по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), Всемирная хартия природы (1982 г.), Рио-де-Жанейрская декларация по охране окружающей среды и развитию. Среди актов международного экологического права, имеющих рекомендательный характер, большой удельный вес занимают решения и резолюции конференций, симпозиумов, форумов и совещаний представителей общественности и неправительственных организаций. Эти акты оказывают огромное влияние на международное экологическое правотворчество и правоприменительную практику. Такими актами являются: Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), подготовленная в рамках Международного союза охраны природы и природных ресурсов и наметившая систему долгосрочных экологически безопасных действий, необходимых для устойчивого развития стран мира, изданная в обновленном виде в 1991 г. под названием «Забота о Земле»; Универсальный кодекс экологически корректного поведения, принятый на общественном симпозиуме в городе Бангкоке (Таиланд) в 1990 г.; Хартия бизнеса относительно устойчивого развития (1990 г.), провозгласившая охрану окружающей среды одной из наиболее приоритетных задач деятельности экономических корпораций. В материальном смысле под источниками международных эколо­го-правовых отношенийследует понимать волю членов мирового сооб­щества, направленную на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. В формальном смысле источниками международно-правовых экологических нормявляются соответствующие правовые формы, в которых выражаются все нормы международного права применительно к охране окружающей природной среды.

Принципы международного экологического права. Основные принципы.Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права. С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства на большие расстояния (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

Специальные принципы.Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специаль­ных принципов и норм МПОС. Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

Недопустимость нанесения трансграничного ущерба.Данный принцип запрещает такие действия государств, в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Вытекая из фундаментального принципа уважения государственного суверенитета, этот специальный принцип МПОС налагает определенные ограничения на действия государств на своей территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования. Впервые этот принцип был сформулирован в Стокгольмской Декларации ООН по проблемам окружающей среды 1972 г.

Экологически обоснованное рациональное использование природ­ных ресурсовбыло провозглашено в качестве политического требования в данной Декларации ООН. Его характеризуют следующие элементы: рациональное планирование и управление возобновляе­мыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование деятельности с обеспечением экологически благоприятной перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне; научно обоснованное управление живыми ресурсами.

Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей средыохватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. Формирование и утверждение этого специального принципа МПОС идет как договорным, так и обычным путем с соблюдением государствами существующей международной практики. Элементы принципа недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды (например, действующая норма о запрещении радиоактивного заражения атмосферы, космического пространства и дна Мирового океана в результате испытательных ядерных взрывов, а также некоторые еще формирующиеся нормы) должны составить одно из важнейших звеньев механизма защиты окружающей среды.

Принцип защиты экологических систем Мирового океанаобязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой. Наиболее полно этот принцип отражен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (ст. 192-195).

Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную средувыражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению использования таких средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия для разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству. Как норма он закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., а также в Дополнительном протоколе I 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.

Обеспечение экологической безопасности как принципначинает складываться в последние годы. Он отражает глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей средыпредусматривает создание международного контроля и мо­ниторинга качества окружающей среды.

Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей средепредусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

Государства как субъекты международного экологического права.Международные экологические правоотношения характеризуются традиционными элементами структуры - субъектами и объектами, взаимными правами и обязанностями участников.

Субъектами этих правоотношенийявляются, в первую очередь, государства, но в международных экологических правоотношениях могут участвовать нации и народы, международные правительственные и неправительственные организации. В июле 1992 г. в Минске руководители природоохранных ведомств государств-участников соглашения о взаимодействии в области экологии подписали Протокол о создании и полномочиях межгосударственного экологического Совета, который должен заставить правительства СНГ от слов об экологии перейти к конкретным делам. Этот Совет учрежден для согласования природоохранной деятельности государств-участников совещания. Деятельность Секретариата Совета финансируется Межгосударственным экологическим фондом, созданным в Минске за счет денежных взносов членов МЭС. Утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Аму-Дарьи, Днепра, озеро Балхаш, Черное, Азовское, Каспийское моря, Приаралье. 29 декабря 1992 г. постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества независимых государств принят рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества».Это первый закон, который направлен на решение глобальной экологической проблемы, стоящей перед названными государствами Содружества. Каждая республика выступает как самостоятельное государство - субъект международного права и участник международных отношений. Они развивают также собственную внутригосударственную правовую и административную систему, отражающую политическое и социально-экономическое состояние общества. Произошли изменения в системе источников права. Прежние всесоюзные законодательные акты в области регулирования природопользования и охраны природы частично отменены или фактически утратили силу, а частично оставлены действующими в той мере, в какой они не противоречат конституциям. Многие верные по существу и испытанные на практике правовые положения перешли в содержание новых законов независимых государств и в таком трансформированном виде продолжают действовать. Вместе с тем, шаг за шагом идет формирование новых по содержанию и по конструкции законов и подзаконных нормативных актов и правовых норм экологического направления. Во всех конституциях стран СНГ зафиксировано право граждан на благоприятную окружающую природную среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. В той или иной форме отражена обязанность граждан беречь природу. В большинстве стран СНГ взаимосвязано с комплексными законами об охране окружающей природной среды издаются фундаментальные законы или кодексы по регулированию использования и охране основных компонентов природной среды - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха. В ряде стран развиваются специальные направления правового регулирования, в частности, эколого-правовые аспекты производства и использования атомной энергии, удаления и переработки радиоактивных отходов, введения охранного режима на территориях, пораженных радиоактивным загрязнением в результате аварии 1986 г. на Чернобыльской АЭС (Украина, Беларусь) и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Казахстан), а также выплаты компенсации жертвам радиоактивных загрязнений. Определенное внимание уделяется оздоровлению окружающей природной среды и регулированию природопользования с учетом существующих особенностей в регионах Каспийского, Аральского, Черного и Азовского морей. В целом, можно отметить, что содержание экологического законо­дательства стран СНГ имеет больше сходства, чем различий, а практика заимствований законотворческих положений с ориентировкой на Россию, существовавшая во времена СССР, в силу исторической инерции продолжается. В наиболее развитых зарубежных странах, таких как США, Великобритания, Япония, Франция и Канада, уделяется большое внимание формированию процесса экологического права. Соединенные Штаты Америки - одна из наиболее экономически благополучных стран мира с высоким уровнем развития промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Интенсивное экономическое развитие общества, с одной стороны, повысило уровень благосостояния, а с другой - многократно увеличило разрушающую антропогенную нагрузку на природу и породило опасность экологической катастрофы. Экологическая угроза нарастала постепенно, но достаточно стремительно. Признав охрану окружающей среды самостоятельной сферой об­щественных отношений, американское право постепенно шло по пути образования комплексной отрасли права, направленной, главным образом, на реализацию модели безопасного экологического развития. В Конституции США нет положений, содержащих каких-либо четко сформулированных требований по охране окружающей среды. Все конституционные нормы, толкование которых необходимо при разработке федерального природного законодательства, можно объединить в три большие группы: а) нормы, устанавливающие полномочия Конгресса решать те или иные
проблемы в области охраны окружающей среды; б) нормы, ограничивающие эти полномочия; в) нормы, формирующие права граждан, использование которых способно воздействовать на правовое регулирование экологических правоотношений. Наряду с комплексным подходом к правовому регулированию охраны окружающей среды законодательство США идет по пути пообъектного регулирования этих правоотношений. Охрана внутренних вод от загрязнения. Одним из наиболее ранних и объемных федеральных экологических законодательных актов является Закон «О чистой воде» принятый в 1948 г. Охрана морской среды. Относительно самостоятельную группу составляют законы, направленные на охрану морской среды от различных негативных воздействий, примером которых является Закон «О безопасности портов и навигационных маршрутов». Экологическая безопасность в данном случае гарантируется надежностью судов и предупреждением загрязнения моря при сбросе балласта, мойке судов, в результате столкновения. Твердые отходы. Регулирование производства, транспортировки и размещения (включая захоронение на поверхности Земли и в ее недрах) твердых отходов, в том числе опасных, осуществляется в рамках Закона «О хранении и возобновлении ресурсов» 1976 г. Токсичные вещества. Производство, продажа и использование токсичных веществ, включая пестициды, регулируются специальным Законом «О контроле за токсичными веществами» 1976 г. Модель развития экологического права США, представляет собой типичную, модель и для других развитых стран Великобритания, Франция, Канада, Япония). Например, в Японии важная роль отводится контролю за соблюдением экологических нормативов, а также норм при осуществлении строительства крупных предприятий или других объектов. Помимо соответствующих министерств органами контроля являются также Агентство по окружающей среде, управление по охране окружающей среды. В Японии имеются правительственные учреждения, ответственные за международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. И так же, как и другие страны, в соответствии с международными принципами Япония помогает развивающимся странам. Следует отметить, что Мировое сообщество не могло мириться с варварским загрязнением морей и океанов и приняло ряд важнейших международно-правовых документов, охраняющих Мировой океан. Для предотвращения подобной преступной практики 29 декабря 1972 г. была принята Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.Дополнением к вышеуказанным многосторонним конвенциям являются: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года; Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976 года; Конвенция об охране морской среды и прибрежных зон юго-восточной части Тихого океана 1981 года; Региональная конвенция по охране морской среды Красного моря и Аденского залива 1982 года; Конвенция об охране и освоении морской среды Большого Карибского района 1983 года. Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 года касается вопросов о наземных источниках загрязнения, о захоронении, о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью и иными вредными веществами в чрез­вычайных условиях. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря от 22 марта 1974 года. Ее подписали семь прибалтийских государств, для которых состояние Балтийского моря имеет чрезвычайное значение. В 1982 г. была подписана Конвенция ООН по морскому праву, состоящая из 320 статей и 9 приложений, которая всесторонне регламентирует использование и охрану Мирового океана. Охрана международных водных системвключает защиту междуна­родных рек и международных озер от загрязнения. Большинство меж­дународных рек впадают в Мировой океан и, соответственно, влияют на его флору и фауну. Поэтому охрана вод международных рек является составной частью проблемы защиты вод Мирового океана. Недопустимость загрязнения акватории и сохранение живых ресурсов международных рек и озер - таковы главные направления природоохранной деятельности прибрежных государств. Многие вопросы охраны континентальных водных объектов, имеющих международное значение, решаются в договорах о режиме государственной границы. Имеются и специальные соглашения, направленные на регулирование использования и охрану различных видов международных водных объектов: Соглашение между Австрией и Югославией об использовании реки Мур (1954 г.); Соглашение между Италией н Швейцарией об охране вод от загрязнения (1972 г.); Соглашение между США, Канадой о качестве воды в Великих озерах (1972 г.); Договор между Аргентиной и Уругваем относительно реки Ла-Плата (1973 г.) и др. Возникла потребность кодификации норм об охране и использовании пресных вод, которая привела к появлению Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанной 17 марта 1992 г. в Хельсинки и вступившей в силу (для России) 13 апреля 1993 г. В связи с ростом потребления пресной воды и ограниченности ее ресурсов вопрос об охране пресноводных бассейнов приобретает исключи­тельное значение. В результате появляются новые аспекты международного экологического права. Комиссия междуна­родного права ООН подготовила и передала Генеральной Ассамблее проект статей о праве несудоходного использования международных водотоков. Международными являются водотоки, различные части которых расположены в нескольких государствах. Режим их определяется соглашением государств, по территориям которых они протекают. Каждое такое государство обладает правом на участие в соглашении. Государства обязаны использовать водотоки таким образом, чтобы обеспечить им необходимую охрану.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных