ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конституция РФ как источник экологического праваИерархия эколого-правовых нормативных актов (после международного уровня) представляет собой конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст. 15). Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11). Конституция РФ является основным источником всех отраслей права. Это происходит потому, что Конституцию РФ от других источников отличают особые юридические свойства, которые заключаются: в верховенстве Конституции. Это означает, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Она выступает как бы доминантой всего общественного развития; в ее роли как ядра правовой системы ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и текущего законодательства; в особой охране Конституции, т. е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных норм играет Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральных органов власти, так и ее субъектов. Вопросы экологического права, которые отражает и закрепляет Конституция РФ: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (ст. 9, ч. 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9, ч. 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю и некоторые другие природные ресурсы (ст. 35); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»). Условия и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса РФ; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); ст. 42 является основополагающей: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями». Вслед за Федеративным договором, Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 72). 6.8 Экологическая доктрина РФ. Устойчивое развитие РФ, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. Экологическая доктрина РФявляетсяважнейшим документом, отражающим идеологию государства и общества, включающим приоритетные направления государственной экологической политики во всех сферах деятельности. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании большого значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы. Экологическая доктрина учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития. Она формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды). Доктрина определяет средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике. Значительная роль в доктрине отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики. 6.9 История экологического законодательства. Историю развития законодательства следует разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный - российский. Для первого периодасвойственна фрагментарность правового регулирования. Характерно отождествление предмета охраны с объектом собственности, отсутствие специальных актов и управленческих структур, совмещение функций. И только в начале двадцатого века встает вопрос о создании специализированного органа по контролю за выполнением правил охраны природы при Академии наук или Министерстве просвещения, разрабатывается проект закона об охране природы. Второй - советский периодхарактеризуется изменением отношения законодателя к охране природы от природоресурсного к природоохранному или экологическому подходу в правотворчестве. На этапе становления природоохранного законодательства(50 – 80-е гг.) были приняты республиканские законы об охране природы, обновлены крупные акты природоресурсного права, приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира», Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». В конце 80-х гг. был принят ряд важнейших решений в сфере экологической государственной политики, сформированы современные подходы к экологическому праву и законодательству, осознана необходимость скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды. Определяющую роль сыграли в этом авария на Чернобыльской АЭС, уничтожение Аральского моря и проект поворота северных и сибирских рек на юг. Под влиянием этих и иных факторов 7 января 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР: «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором формировались неотложные задачи по обновлению законодательства, созданию независимого органа государственного экологического управления, совершенствованию экологических механизмов охраны и др. 19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», который устанавливал экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Современный периодследует разделить на два этапа – до 1995 г. и с 1995 г. по настоящее время. Первый этап характеризуется стремлением законодателя обновить основные акты. При этом, важнейшую роль сыграло принятие Конституции РФ в 1993 г., предусмотревшей различные формы собственности на природные ресурсы, сформировавшей в ст. 42 три экологических права человека: на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба здоровью или имуществу от экологических правонарушения. Второй этап характеризуется интенсивным развитием экологического права РФ. В 1995 г. были приняты федеральные законы о лечебных местностях и курортах, животном мире, континентальном шельфе, использовании атомной энергии, экологической экспертизе, регулировании генно-инженерной деятельности, а также Водный кодекс РФ; на различных стадиях разработки находились законы об отходах, о радиационной безопасности и другие. 6.10. Объекты экологического права – окружающая среда и ее отдельные элементы. Выделяют три группы объектов правовой охраны: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; ООПТ, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания. В ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны: на компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы; объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Природный объект– индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды. Признаки природных объектов: естественное происхождение; взаимосвязь с экологической системой природы; внешние функции жизнеобеспечения. Учитывая тенденции развития экологического права возникает необходимость выделения новых объектов экологического права: биологические и генетические ресурсы, экологический правопорядок, экологическая безопасность, биобезопасность генно-инженерно-модифицированных организмов. 6.11 Субъекты экологического права -лица, управомоченные законом на совершение определенного поведения, носящего природоохранительный характер. Они могут реализовывать это поведение самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права: граждане, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее; физические лица, принимающие и реализующие определенные экологически значимые решения, совершающие акты экологического поведения; юридические лицакак коллективный субъект, принимающий и реализующий экологически значимые решения и действия, несущий ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения. Правоспособность юридического лица в сфере экологических отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. По общему правилу юридические лица становятся участниками правоотношений с момента предоставления им в собственность, или пользование природных ресурсов, или с момента начала осуществления хозяйственной деятельности; лица, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные; следователи, прокуроры, судьи и должностные лица, наделенные правом применения административных санкций, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры; лица, осуществляющие право – и нормотворчество. Каждая из этих групп должна иметь определенное представление об экологическом законодательстве. Граждане, кроме соблюдения ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» – и выполнения отдельных требований, не должны совершать каких-либо дополнительных действий. Физические лица, совершающие экологически значимые поступки, должны знать соотносимые с их действиями требования закона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера. Юридические лицав ходе предпринимательской, в том числе природоохранной, деятельности должны руководствоваться требованиями экологического законодательства. Лица, реализующие контрольно-надзорные функции,должны иметь достаточно полные знания об экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере окружающей среды и природопользования. Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения. 6.12 Государственные органы в сфере обеспечения экологической безопасности. Российское законодательство о безопасности в целом и экологической безопасности в частности достаточно подробно регламентирует полномочия органов, образующих систему безопасности в связи с проблемами реализации экологического законодательства. Особое значение имеет оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасностии, входящих в нее органов Пограничной службы РФ, таможенных органов РФ. Проведение ими оперативно-розыскных мероприятий допускается при наличии, информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. В случаях, которые могут привести к совершению преступления, создающих угрозу экологической безопасности, на основании постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, а также права на неприкосновенность жилища с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). В начале 1996 г. было образовано Московское управление милиции по предупреждению экологических правонарушений. Аналогичные структуры действовали в ряде субъектов Федерации. Задачами экологической милицииявлялось предупреждение и пресечение экологических правонарушений. А также: обеспечение безопасности деятельности природоохранных органов; контроль токсично-отработанных газов автотранспорта; осуществление контроля по благоустройству территорий, за сбором, хранением и утилизацией твердых бытовых и иных отходов; контроль за качеством ввозимых и реализуемых продуктов питания, осуществление взаимодействия с органами санэпиднадзора и другими структурами экологического контроля при исполнении ими служебных обязанностей, осуществление оперативного контроля за выполнением городских природоохранных мероприятий и за состоянием охраняемых природных территорий городов и поселений. В 2000 г. руководство МВД РФ приняло решение о расформировании экологической милиции, несмотря на возражения руководителей субъекта Федерации – г. Москвы. Но с 1 октября 2001 г. на территории столицы воссоздается специализированное подразделение по борьбе с экологическими преступлениями и правонарушениями. Органами исполнительной власти в 20 субъектах РФ, на основании ч. 6 ст. 9 Закона РФ «О милиции», а также, на основании п. 2 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ» созданы специализированные природоохранные подразделения милиции общественной безопасности (экологическая милиция), финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ. 6.13 Понятие и общая характеристика экологических прав граждан РФ -это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере. Права гражданпредставляют собой правовые предписания, которые: обращены к законодателю и определяют содержание экологической политики и иных правовых норм; формируют правоприменительную практику, влияя на процесс принятия экологических решений; являются инструментом прямого воздействия индивида на экологическую политику и практику. По субъектам экологические права могут разделяться на закрепленные за гражданами и закрепленные за специальными категориями субъектов, выделенных по профессиональным признакам. Или за гражданами, проживающими на отдельных территориях. К первой группеотносятся конституционные экологические права, которые конкретизированы в экологических нормативных правовых актах. Впервые они были определены гл. II Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», который в ст. 11 устанавливал право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В указанном Законе были заложены основы правового регулирования экологических прав граждан, впоследствии закрепленные Конституцией РФ 1993 г. ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ: «Об охране окружающей среды» сместил акценты в регулировании данного вопроса, поместив главу об экологических правах граждан вслед за регламентацией полномочий органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и перефразировав конституционные положения. Вторая группа праврегламентируется в ряде законодательных актов. Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» в гл. 5 предусматривает права граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий. В серии законов о социальной помощи гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, п/о «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также гражданам из подразделений особого риска были установлены права на льготы и компенсации. Ряд прав граждан устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Основные конституционные экологические права на информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба получили широкое развитие в специальном экологическом законодательстве. 6.14 Информационное обеспечение охраны окружающей среды – это сбор, переработка, хранение и подготовка к использованию информации, необходимой для оценки состоянии окружающей среды, экологической деятельности и принятия решений в этой области. Примерами одного из направлений информационного обеспечения являются слежение за погодой, сейсмологическими процессами, подготовка метеопрогнозов и другие, связанные с этим виды работ. Информационное обеспечение охраны окружающей среды включает в себя: необходимую информацию как объект обеспечения; процессы работы с информацией, завершающиеся ее подготовкой к использованию; предоставление информации возможным пользователям; использование информации, влекущее оценку ее качества и полноты. Правовое регулирование информационного обеспечения необходимо, так как оно: может задеть различные интересы, включая безопасность страны; нуждается в четких процедурах и установлении ответственности за неполноту, искажение, сокрытие информации, что может повлечь принятие неверных решений и огромный ущерб. Информация о взаимодействии с окружающей средой и ее охране возникает уже в результате деятельности человека и существует либо как общедоступная, либо как латентная, нуждающаяся в выявлении, фиксации и осознании. Экологическое право создает правовые основы для информационного обеспечения охраны окружающей среды. Конституция РФ в ст. 42 устанавливает право каждого на получение информации о состоянии окружающей среды. Экологическим законодательством урегулированы некоторые вопросы доступа общественных объединений и граждан к отдельным видам экологической информации и установлены ограничения на таковой. В ФЗ «Об охране окружающей среды» проблема экологической информации фактически не регламентируется. Здесь главным образом содержится указание на конституционное право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, и косвенно данная проблема затрагивается в ст. 1, где наряду с прочими понятиями определяются такие термины, как мониторинг и государственный мониторинг окружающей среды. Таким образом, понятие, порядок сбора, хранения, предоставления экологической информации урегулированы в других актах (законодательных и подзаконных). 6.15 Право собственности на природные ресурсы – понимается, во-первых, как совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, закрепленных в ряде статей Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах. Положения, регулирующие право собственности на природные ресурсы, установлены в ст. 9 Конституции РФ. Которая гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Собственность, являясь экономической категорией, представляет собой отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам и отчужденностью от них всех других лиц. Право собственности – это комплексный, многоотраслевой институт, охватывающий правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. Выделяют следующие функции института права собственности: устанавливают принадлежность того или иного имущества определенному лицу; закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим ему имуществом; предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника. Правомочия владения– основанная на законе, т. е. юридически обеспеченная, возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве. Правомочия пользования– основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Правомочия распоряжения– возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждений по договору, передачи по наследству, уничтожения и т. п.). Субъективное гражданское право собственности определяется,как закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, принимая бремя и риск его содержания. Оно состоит из двух элементов: титульной характеристики, т. е. оно регулирует, за кем закрепляются право собственности, полномочия собственника и иные связанные с этим права, которые могут иметь различное конституционное, административное, гражданско-правовое и иное содержание; самого содержания правомочий. Право собственности на природные ресурсы – наиболее полное по объему вещное право, предоставляющее его обладателю возможность по своему усмотрению решать вопросы использования принадлежащего ему имущества, осуществляя правомочия владения, пользования и распоряжения. Конституционно закрепленное ст. 9 право собственностина землю и природные ресурсы является экологическим. Оно ставит целостные интересы охраны окружающей среды выше интересов субъекта права собственности как одного из участников правового оборота и предполагает большие ограничения для субъекта собственности в его господстве над объектом, чем фактически в любом другом случае. 6.16 Субъекты права собственности и формы собственности на землю и природные ресурсы -в соответствии с Конституцией РФ являются государство, муниципалитеты, граждане и их объединения. Конституция РФ установила частную собственность на землю и иные природные ресурсы. На ее основании действует ряд законов и иных нормативно-правовых актов, определяющих пределы и особенности этой формы собственности. Субъекты права собственности на землю и природные ресурсы подразделяются: на государство РФ и субъекты Федерации; муниципалитеты – органы местного самоуправления; граждан – физических лиц, обладающих статусом граждан; объединения – юридических лиц. ГК РФ (ст. 212 «Субъекты права собственности») называет граждан, юридических лиц, РФ, субъектов РФ, муниципальные образования. Федеральный закон от 19 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в качестве собственников земли называет РФ, ее субъектов, муниципальные образования. Следует различать два вида осуществления собственности – в публично-правовой форме и в частноправовой. Государству и его органам в силу их конституционной природы наиболее свойственно осуществление права собственности в публично-правовой форме, обеспечивающей реализацию суверенитета над территорией страны и природоохранительной функции. Но оно может в необходимых случаях, как это и происходит в действительности, вести хозяйственную деятельность на рынке, эксплуатируя, например, нефтяные ресурсы страны, а может передавать эту функцию юридическим лицам, действующим в рамках частного права, в частноправовой форме. Субъектное разграничение и установление на отраслевом уровне права действовать в публично-правовой либо частноправовой форме определяют условия осуществления права природопользования. Во всех случаях пользование природными объектами должно соответствовать соблюдению экологических и иных интересов общества. Государственная собственностьна природные ресурсы делится на федеральную, муниципальную и субъектов РФ. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений к объектам права государственной собственности. В собственности государства может находиться любое имущество, любые природные ресурсы. В частной собственностиможет находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан и юридических лиц: недра земли, объекты лесного фонда, водного фонда и другие объекты. В любом случае оборотоспособность природных объектов может регулироваться только федеральным законом. 6.17 Ответственность за нарушение права собственности на природные ресурсы з аконодательством РФ установлена юридическая ответственность. Сделки, объектом которых они являются, признаются недействительными. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) вводит ряд составов административных правонарушений за совершение которых наступает ответственность: за самовольное занятие земельного участка, за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости – без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, в ней предусмотренных. Ответственность за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых и несоблюдение требований к сохранности зданий, и сооружений при пользовании недрами. Ответственность за самовольную добычу янтаря из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки; за самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без лицензии, если получение таковой, предусмотрено законодательством; за пользование водным объектом или его частью с нарушением условий, предусмотренных лицензией или договором; за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы или водоохранной зоны водного объекта; за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд без специального разрешения на использование указанных участков. Ответственность за пользование объектами животного мира без лицензии, если она необходима; за нарушение условий, предусмотренных лицензией. Перечень составов административных правонарушений не является исчерпывающим. Все перечисленные составы различаются по предмету посягательства, но схожи по объекту правонарушения – право собственности или полномочие собственника (пользование) нарушаются. Чаще эти составы указывают на два объекта: отношения в сфере охраны собственности и охраны окружающей среды (ее компонентов). Объединены перечисленные проступки и таким признаком, как самовольность, т. е. осуществление действий (активных) без разрешения. Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за экологические преступления, объектом которых являются отношения в сфере охраны и использования окружающей среды. Дополнительными объектами и (или) предметами посягательства в ряде случаев могут быть жизнь и здоровье человека, порядок деятельности. Собственность (и право собственности) учитываются лишь при установлении такого признака объективной стороны, как последствия, если речь идет о значительном ущербе, существенном вреде, которые могут быть причинены экологическим преступлением. 6.18 Право природопользования является одним из важнейших институтов экологического права - это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное). Виды права природопользования. По критерию объекта– это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности(например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа). По критерию основания возникновения(либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования. Общее право природопользования характеризуется тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. Специальное природопользованиеразделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности. Оно характеризуется платностью, и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей. Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей. Принципы права природопользования: рациональность; экосистемный подход; целевой характер, устойчивость и платность. Субъектами права природопользования являются: граждане и их объединения; органы государственного управления; местного самоуправления; совместные предприятия с участием иностранных физических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранные государства. Права и обязанности субъектов права пользования детально регламентированы законодательством. Основания возникновения и прекращения (приостановления) права природопользования устанавливаются по каждому его виду. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|