Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экологическое управление: сущность, функции, методы и принципы




Экологическое управление– совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства. В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов выделяют несколько его видов: государственное; ведомственное (отраслевое); производственное; общественное. Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи. Наиболее значимо государственное экологическое управление. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической политики, которая проводится в соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке. Формами экологического управлении являются акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, реализуемые в трех основных направлениях – социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном. Функция управленияявляется закрепленное в законодательных и иных нормативных правовых актах направление деятельности субъекта или группы субъектов экологического управления по организации охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Функции государственного экологического управлениявыделяют, учитывая следующие признаки: – принадлежность субъекта управления к системе публичной власти; обозначение субъекта управления в актах, регулирующих его правомочия, в качестве уполномоченного в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды либо путем указания на конкретные управленческие задачи; осуществление управленческой функции от имени государства; наделение субъекта управления для осуществления функции соответствующими правовыми средствами (правом устанавливать запреты, ограничения, применять санкции, давать разрешения, определять условия деятельности, давать обязательные для исполнения руководящие указания и т. д.). Функциями экологического управления являются определение стратегии и планирование; учет природных ресурсов и наблюдение за состоянием окружающей среды (осуществляемые в форме мониторинга и ведения кадастров); распределение и перераспределение природных ресурсов между пользователями; пространственно-территориальное устройство природных ресурсов; разрешительная система (выдача разрешений, лицензий на пользование природными ресурсами и оказание воздействий на окружающую среду); нормотворчество; контроль и надзор; разрешение споров (кроме подсудных). Методы государственного управления следует подразделить на административные, экономические и идеологические (воспитание, образование, агитация). Принципы экологического управленияявляются составной частью общих экологических принципов, а также подсистемой принципов управления в целом. Это исходные положения, на основании которых строится вся система органов управления, распределяются полномочия, формулируются цели и задачи, определяются средства, применяемые органами управления.

6.20 Система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды.Органы государственного управления охраны окружающей среды и рационального природопользования можно подразделить на органы общего и специального управления, или органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления. Компетенция органов этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. К органам общей компетенции относятсяПрезидент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Деятельность Президента РФ и Правительства РФ в сфере экологического управления сосредоточена на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью. Подсистему органов экологического управления специальной компетенцииобразуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. федеральное министерство: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за некоторыми исключениями; осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральная служба: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Может иметь статус коллегиального органа; в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Федеральное агентство: является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением по контролю и надзору. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа; в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры. Данная подсистема включает в себя также межведомственные, правительственные и ведомственные комиссии.

6.21 Правовой статус органов Министерства природных ресурсов РФ.Головным в системе органов управления в сфере ООС остается сегодня Министерство природных ресурсов РФ,которое в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны ООС и обеспечению экологической безопасности. Включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством; использование и охрану водного фонда; использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов; эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений. Министерство на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, ФЗ и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам: геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр; использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов. А также использованию и охране водных объектов; эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечению их безопасности; охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира; ООПТ; ООС и обеспечению экологической безопасности; обращению с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных); охраны атмосферного воздуха; совершенствованию экономического механизма регулирования природопользования и ООС. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет координацию и контрольдеятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию. Оно осуществляет лицензированиедеятельности по обращению с опасными отходами, принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии (разрешения). Вместе с тем министерство не вправе осуществлятьфункции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента РФ. Министерство осуществляет возложенные на него полномочия либо непосредственно, либо через свои территориальные органы. Свою деятельность оно осуществляет во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и с общественными организациями.

6.22 Правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 6 апреля № 161 и от 22 июля № 370 Федеральная служба по надзору сфере природопользованияявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор в сфере природопользования, уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности. Федеральная служба находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно, и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования являются: государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный контроль за использованием, охраной, защитной лесного фонда и воспроизводством лесов; государственный контроль за использованием и охраной водных объектов; государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений. А также государственный контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания в пределах своей компетенции; государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд и особо охраняемых природных территорий. Надзор за соблюдением законодательства РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в особо охраняемых природных территориях в пределах своей компетенции; надзор за соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в отношении объектов морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне; государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в пределах своей компетенции; организация и проведение государственной экологической экспертизы; выдача и аннулирование разрешений и лицензий в соответствии с компетенцией Службы, в частности: на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ; вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию палеонтологических, минералогических и зоологических коллекций; осуществляет мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних вод и территориального моря РФ; осуществляет ведение Красной книги РФ; осуществляет ведение кадастров особо охраняемых природных территорий федерального значения; обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и другие функции.

6.23 Экономический механизм охраны окружающей среды.В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» под экономическим механизмом ООС понимается обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприятий. Правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Размещение отходов и других вредных воздействий на нее. Предоставление субъектам экологопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной ООС. Экономическое регулирование природопользования осуществляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства РФ.

Методами экономического регулирования в указанной области являются: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Разработка и проведение мероприятий с целью предотвращения причинения вреда окружающей среде; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. Предоставление налоговых и иных льгот при внедрении современных экологически чистых технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды, части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы субъектам хозяйственной и иной деятельности для реализации природоохранных проектов и мероприятий. Установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов. Применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы, услуги), льготного кредитования экологопользователей независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих мероприятия по охране окружающей среды, поддержка инновационной, предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды.

Законодательством РФ, законами и правовыми нормативными актами субъектов РФ могут быть установлены другие механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды. Финансирование реализации мероприятий по ООС, а также многочисленных экологических программ производится за счет: федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций и др.

Контроль за использованием бюджетных финансовых средствна реализацию указанных мероприятий осуществляется Министерством природных ресурсов РФ совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков.

6.24 Экологический мониторинг– совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими с ней изменениями и их последствиями. А также наблюдения за потенциально опасными для окружающей среды и здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

Мониторинг в зависимости от масштабов системы мониторинга классифицируется на глобальный, национальный, региональный и локальный. От уровня измененности человеком окружающей среды – на фоновый и импактный. От объекта слежения на мониторинг собственно экологический, воздуха, вод, земли, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический. А также на мониторинг развития, основывающийся на демографических, экологических, социальных и экономических показателях. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» использует только два понятия:мониторинг окружающей среды– комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов; государственный экологический мониторинг– мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и ее субъектов. Целигосударственного экологического мониторинга (ст. 63): наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду; обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Субъектами экологического мониторингаявляются органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные организации. Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Объекты экологического мониторинга– окружающая среда и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства, способные оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей.

6.25 Понятие и виды кадастров.Кадастром являетсясистематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и ООС. Порядок ведения кадастровустанавливается ФЗ, или постановлениями Правительства. На сегодняшний день в РФ существуют ряд видов кадастров. Земельный кадастр– систематизированный свод земельных участков, документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках объектах. Документы земельного кадастра делятся: на основные– Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты. А также вспомогательные– книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети и производные– документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы. Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ была создана Федеральная служба земельного кадастра РФ, в результате административной реформы 2004 г. преобразованная в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Лесной – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др. Животного мира– систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира. Водный– это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей. Месторождений и проявлений полезных ископаемых, которыйвключает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке. ООПТ– свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий. Кадастр отходов,включающий сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п. Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов, содержащих данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.

6.27 Регистрационная деятельность в сфере ООС -представляет собой внесение в единый по форме официальный документ (реестр, регистр, каталог, список, баланс) сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду. Она служит основой для информационного обеспечения, контроля, надзора, лицензирование, имеет государственный статус и проводится в установленном законом порядке органами, наделенными соответствующей компетенцией. Существует два вида регистрации: обязательная и добровольная. Российским законодательством предусмотрено ведение реестров (регистров) : Государственный реестр объектов размещения отходов и Федеральный классификационный каталог отходов. Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов. Государственный реестр опасных производственных объектов, содержащий информацию об этих объектах и эксплуатирующих их организациях, в том числе признаков объектов, по которым они отнесены к опасным производственным. Реестр о видах деятельности, на осуществление которых требуются лицензии; о ведомственной и территориальной принадлежности объектов. Регистрация осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Регистрация генно-инженерно-модифицированных организмов проводится на основе заявления о деятельности по созданию, использованию, выпуску в окружающую среду, о совершении сделок, в том числе внешнеторговых, предметом которых являются такие организмы, путем анализа сведений о биобезопасности, проведении экспертизы, принятия решения о биобезопасности, внесения в реестр и выдачи свидетельства. Государственная регистрации может быть аннулирована в случае выявления негативного воздействия модифицированного организма на окружающую среду, подтвержденного экспертизой. Регистрация наркотических и психотропных, лекарственных средств, предназначенных для человека и животных, обязательна для производства, продажи и применения их на территории РФ. Регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ является обязательной. Регистрации подлежат все производимые в РФ и ввозимые из-за рубежа вещества природного и искусственного происхождения. Регистрация недвижимого имущества и сделок с ним, учет земельных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Осуществление данного вида регистрации входит в обязанности Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф инцидентов. Регистрация новых пищевых продуктов. Список существующих реестров и регистров не является исчерпывающим.

6.27 Экологический контрольпредставляет собой проверку соблюдения хозяйствующими или иными субъектами требований экологического законодательства, одно из наиболее масштабно применяемых средств управления ООС и осуществляется на всех этапах природопользования. Видами экологического контроля являются: государственный, муниципальный, ведомственный, производственный и общественный.

Государственный экологический контрольподразделяется в зависимости от стадии контролируемой деятельности на предупредительный и текущий; по критерию субъекта контроля – общий и специальный. Государственный контроль осуществляется от имени государства; специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит вневедомственный и надведомственный характер; представляющий одну из функций государственного экологического управления и сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.). Муниципальный -осуществляется на территории муниципального образования в отношении тех объектов производственного и социального назначения, которые не относятся к объектам федерального государственного экологического контроля, органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Ведомственный - производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. Производственный - ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб, либо специально организованными экологическими службами на основании предоставленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Формы и виды контрольных структур предприятия зависят от его организационно-правовой формы. Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по ООС, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности. Общественный-основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: общественные слушания (парламентские слушания); референдумы; общественная экологическая экспертиза; обращения в средства массовой информации; направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

6.28 Государственная экологическая экспертиза - один из важнейших и эффективных правовых инструментов, с его помощью удается предотвратить нанесение вреда ОС. Экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную ОС и способствует учету общественного мнения при принятии экологических решений. Один из важнейших принципов экологической экспертизы– научная обоснованность, объективность и законность заключений. Объекты экологической экспертизыделятся на две группы: федерального уровня и уровня субъектов Федерации и перечислены соответственно в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Государственная экологическая экспертиза проводитсяпри выполнении заказчиком двух необходимых условий: предоставление всех материалов и предварительная оплата. Государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан начать ее не позднее чем через один месяц после выполнения заказчиком указанных условий: создать экспертную комиссию, как правило, из внештатных экспертов; утвердить персональный состав комиссии, ее руководителя и секретаря, организовать получение экспертами материалов, заседания экспертной комиссии, подготовку сводного заключения. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать шести месяцев. В настоящее время функции проведения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении Министерства природопользования России. Часть проектов рассматривает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору при Правительстве РФ. Результатом экспертизы является заключение, которое содержит выводы: о допустимости воздействия на ОС хозяйственной или иной деятельности, о возможности реализации объекта экспертизы. Заключение может быть положительнымили отрицательными считается одобренным, если с его выводами согласно квалифицированное большинство списочного состава экспертной комиссии. Экологическая экспертиза может быть: по субъекту организации и проведения - государственной и общественной; по времени и процедуре рассмотрения – первичной и повторной(повторная делится на добровольную и по решению суда); по результатам – пришедшей к положительному и к отрицательному заключению. Причем Государственная и общественная экологические экспертизы занимают ведущее место в системе экспертных работ и дополняются: ведомственными экспертизами; обследованиями; испытаниями; исследованиями; заключениями; расследо-ваниями. Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе установлена Законом «Об экологической экспертизе». В ст. 30 даны перечни составов нарушений, разделенные на группы в зависимости от субъекта (заказчики, руководители специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы и руководители экспертных комиссий, эксперты и др.), совершившего противоправное действие.

6.329 Экологическое лицензирование - совокупность органов экологического управления, обладающих полномочиями давать и аннулировать лицензии (разрешения); процессуальных порядков выдачи (изменения условий, аннулирования) лицензий, материально-правовых норм, регулирующих содержание и условия лицензий. В области природопользования и ООС лицензирование выступает как наиболее широко используемый административно-правовой инструмент. Лицензия– официальный документ, который разрешает определенному лицу (лицам) осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия проведения деятельности. Лицензирование классифицируется по различным критериям. В зависимости от объекталицензирования выделяется группа лицензий: на природопользование, т. е. определяющих права и обязанности пользователя при эксплуатации природного ресурса, изъятии его из ОС, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса. А также на осуществление видов деятельности, связанной с самим фактом существования природного ресурса, оказание воздействий на окружающую среду и ее компоненты (негативное или позитивное). По видам деятельности, осуществляемой на основании разрешения, лицензии делятся на полученные для удовлетворения личных нужд, для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности в целом или ее этапа. На лицензии связанные с изъятием и полным использованием предмета лицензии. И связанные с извлечением, использованием полезных свойств или части предмета лицензии и т. п. В зависимости от сферылицензирования выделяются лицензии (разрешения) на пользование или иную деятельность в отношении недр, земель, вод, атмосферного воздуха и т. п. Отдельно выделяются лицензии, на выдачу и контроль за использованием, которых осуществляется органом экологического управления единолично. А также лицензии, выдаваемые указанным органом по согласованию с другими специально уполномоченными органами в области природопользования и охраны окружающей среды. Следовательно, при данной классификации учитывается субъектвыдачи лицензий. По субъектам пользованиялицензии разделяются на выдаваемые российским и иностранным физическим и юридическим лицам, а также международным организациям и государствам. По критерию источника праваможно выделить лицензирование деятельности, производимое в соответствии: с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»; в соответствии с иными общими, специальными экологическими федеральными законами (кодексами) и принятыми на их основе положениями о лицензировании. Российское законодательство устанавливает обязательные лицензии на осуществление деятельности в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе, на водопользование, на пользование недрами, животным миром, лесопользование. Ответственность за нарушение правил экологического лицензирования предусмотрена УК РФ (некоторые составы незаконной добычи водных биоресурсов и др.) и многими статьями КоАП РФ.

6.30 Экологическое нормированиепредставляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий ОС в целом или на отдельные средообразующие элементы, что позволяет гарантировать не причинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам. Целью нормирования являетсяустановление ПД масштабов воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Систему экологических нормативов составляютустановленные ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими актами: нормативы качества окружающей среды; нормативы предельно допустимых вредных воздействий на ее состояние; нормативы (лимиты) использования природных ресурсов; нормативы санитарных и защитных зон. В числе нормативов качества ОС предусмотрены: нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видами и группами растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов. Нормативы ПД вредных воздействий на состояние ОС – компромисс между экономикой и экологией, вынужденный, но позволяющий развивать хозяйство и охранять здоровье человека. Систему нормативов допустимого воздействия образуют: нормативы предельно допустимых выбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных, иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. А также нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. В законодательстве система нормативов использования (изъятия) природных ресурсов часто применима и устанавливается с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей самостоятельного восстановления природных ресурсов или возрождения его человеком в целях предупреждения истощения природных ресурсов и нарушения экологического равновесия. Нормативы санитарных и защитных зонустанавливаются для охраны источников питьевого водоснабжения, водоемов, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий.

6.31 Экологическая стандартизация и сертификация.Стандартизация– это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Целями - являетсяповышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, а также объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Экологические стандарты– нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс требований, правил, норм по ООС и природопользованию. Хотя стандарты закрепляют преимущественно технические правила, они обладают всеми чертами правовых актов, входят в систему права, занимают свое собственное место в иерархии правовых актов. Комплекс документов по стандартизации, кроме национальных стандартов, составляют правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, а также иные документы, определяющие в соответствии с законодательством обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг. По субъекту принятия среди экологических стандартов в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» выделены: государственные стандарты (ГОСТы); международные (региональные); отраслевые (ОСТы); стандарты предприятий. В свою очередь, они разделяются на международные и национальные. Государственные стандарты разделяются на основные и вспомогательные. Основные подразделяются на собственно экологические и производственно-хозяйственные. Экологическая сертификация -специализированная деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции или иного сертифицируемого объекта, предъявляемым к нему требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, в том числе в сфере экологической безопасности и ООС. Она является средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции, заявленных изготовителем, содействует потребителям в правильном выборе продукции, выполняет функцию контроля за безопасностью продукции для ОС, здоровья и имущества, защиты потребителя от недобросовестного изготовителя продукции. Экологическая сертификация бывает обязательной и добровольной. Обязательной сертификации подлежат древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы; продукция оборонных отраслей промышленности; ввозимые на территорию РФ товары и технологии, отходы; технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах; определенные виды пищевых продуктов, материалов, изделий, услуг, систем качества по перечню, утвержденному Правительством РФ.

6.32 Экологические правонарушения– это противоправное, виновное деяние, совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Экологическому правонарушению соответствуют следующие признаки: противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона; виновность; наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение; экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства; субьектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности; общественная опасность; тип составов правонарушений. Классификация экологических правонарушений: по виду юридической ответственности– экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения; по объекту посягательства– земельные, водные, лесонарушения и т. п.; по субъекту– совершаемые должностными лицами, гражданами или юридическими лицами; по объективной стороне деяния– противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений; по субъективной стороне– совершенные умышленно и по неосторожности (без вины); по источнику права– предусмотренные только экологическим законодательством, иным законом, тем и другим; по принадлежности субъекта, управомоченного на реализацию мер юридической ответственности, наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными органами. Объектом экологических правонарушений являютсяобщественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Для объективной стороны экологических правонарушений характерны: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом. Субъектами экологических правонарушений могут бытькак граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица (организации, учреждения и др.). Субъективная сторона– вина в форме умысла (прямого и косвенного) либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель.

В соответствии со ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют следующие виды ответственности за экологические правонарушения: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную.

6.33 Сущность и виды экологических преступлений– предусмотренные уголовным законом и запрещенные им под угрозой наказания виновные общественные деяния, посягающие на ОС и ее компоненты, на экологическую безопасность населения и территорий и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов. Для отнесения преступлений к категории экологических используются такие признаки, как экологичность, общественная опасность, общая и уголовная противоправность. Объектом экологических преступлений являютсяохраняемые уголовным законом общественные отношенияпо использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов, обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, экологической безопасности населения и территорий, по сохранению состояния и качества ОС и ее компонентов. ОС в целом, ее компоненты, а также продукты человеческой деятельности, с помощью которых оказывается воздействие на ОС, являются предметом экологических преступлений. Деяния, состоящие в нарушении правил охраны окружающей среды, безопасности, рационального использования природных ресурсов, преступные последствия, причинная связь между ними составляют объективную сторону экологических преступлений. Для объективной стороны характерны следующие признаки: место совершения преступления, способы совершения преступления, используемые орудия и средства в ряде составов являются обязательными. Субъектом экологических преступлениймогут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица, в обязанности которых нормативно-правовыми или правоприменительными актами вменяется выполнение определенных действий по организации работ, контролю, принятию мер безопасности в связи с использованием ОС или оказанием на нее антропогенного воздействия. По объектууголовно-правовой защиты выделяют следующие группы преступных деяний: преступления, состоящие в нарушении правил экологически значимой деятельности, непосредственным объектом, которых является порядок деятельности. Преступления, посягающие на отдельные элементы окружающей среды (вода, атмосфера, почва, недра, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, ООПТ и объекты). Преступления, посягающие на объекты флоры и фауны, как составную часть ОС, условие биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли. По способам совершения-подразделяются на загрязнение, уничтожение, повреждение, противоправное использование ОС, по субъективной сторонена корыстные, вандалистские и должностные. По сферам проявления– на общие и специальные. Ответственность за совершение экологических преступленийпредусмотрена главой 26 УК РФ «Экологические преступления» (ст. 246–262).

6.34 Уголовная ответственность в сфере экологопользования– это наиболее строгий вид юридической ответственности, предусмотренные УК РФ. Уголовная ответственность наступаетза совершение экологических преступлений, обладающих высокой общественной опасностью, предусмотренных уголовным законодательством, в соответствии с требованиями уголовного процесса и только по приговорам суда. Уголовная ответственность предусмотреназа нарушения экологического законодательства в различных сферах человеческой деятельности: при разм


 

ещении, проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий, в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в обыденной деятельности граждан, при осуществлении специализированных или опасных работ и т. д. В соответствии с гл. 26 УК РФ предусмотрены наказания за преступления, заключающиеся в нарушении правил ООС при производстве работ, обращения с экологически опасными веществами и отходами, безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическим агентами и токсинами, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений и ветеринарных правил, охраны и использования недр, охраны рыбных запасов, за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порчу земли, нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, за незаконную добычу водных животных и растений, незаконную охоту, за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконную порубку деревьев и кустарников, за уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима особо охраняемых территорий и объектов. Другие главы УК РФ предусматривают ответственность за экологические преступления, связанные с нарушением правил безопасности на объектах атомной энергетики, при проведении горных, строительных и иных работ, на взрывоопасных объектах, а также с нарушением правил обращения радиоактивных материалов, взрывчатых и других веществ, с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, с сокрытием информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, за жестокое обращение с животными и др. Уголовным законодательством введены новые составы преступлений в сфере экологопользования, указаны иные квалифицирующие признаки (совершение преступления в зоне чрезвычайной экологической ситуации). УК РФ ввел совершенно новый состав «экоцид», поместив его в раздел «Преступления против мира и безопасности человечества», что определило его основной объект. Экологическая же сфера здесь выступает как дополнительный объект. Диспозиция данной статьи (ст. 358) предусматривает массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызывающих экологическую катастрофу. Кодекс расширил перечень наказаний за экологические преступления. Санкции статей гл. 26 предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, а также лишение свободы, лишение права занимать определенные служебные должности.

6.35 Административная ответственность за экологические правонарушенияпредусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Данная ответственность выражается в наложении штрафа, изъятии продукции и технических средств совершения экологического правонарушения, лишении лицензии на пользование природными ресурсами или ведение предпринимательской деятельности, связанной с экологопользованием, с одновременным возмещением вреда, причиненного ОС. Административная ответственность регулируетсяКодексом об административных правонарушениях, специальным экологическим законодательством субъектов РФ, т. е. принятыми ими актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности. Основаниями административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за нарушение. Административная ответственность за экологические правонарушения имеет ряд специфических особенностей: ответственность может наступить только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные; субъектами ответственности по ней могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законодательством ответственны за административные проступки. Ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица; применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дел и т. д.); применяются только предусмотренные законом взыскания, возможно освобождение от них при малозначительности проступка; предусматривается дифференциация ответственности для должностных лиц; наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда, включая упущенную выгоду. Экологические проступкирассматриваются судьями, мировыми судьями, органами ветеринарного и фитосанитарного надзора, надзора в сфере природопользования, экологического, технологического и атомного надзора. Органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков. Органами гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, а также государственного земельного контроля. Органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил на различных видах транспорта. Органами пограничной службы ФСБ РФ, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, здравоохранения и социального развития и органами внутренних дел в зависимости от вида административного экологического правонарушения, судьями гарнизонных военных судов и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в зависимости от субъекта нарушения.

6.36 Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения -предусмотрена за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его профессиональных обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду, а также за нарушение экологического законодательства. К виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 192 ТК РФ): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение, понижение в должности и др. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок наложения взысканий, разрешения споров по поводу их наложения и другие вопросы. Основания, круг субъектов, перечень взысканий дисциплинарной ответственности определяются ФЗ «Об охране окружающей среды», ТК РФ, а также иными нормативно-правовыми актами (уставами, положениями и другими, регулирующими деятельность предприятий, организаций, учреждений, правилами внутреннего трудового распорядка). Объектом дисциплинарных правонарушенийвыступает порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответствующем нормативном акте лицами (руководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых, или контроль за которыми включены в служебные функции. Объективная сторонапредставляет собой деяние, состоящее в нарушении установленных законом и другими нормативно-правовыми актами общих и специальных требований, правил, планов, определяющих организацию и осуществление деятельности руководителя (работника) предприятия, учреждения. Субъектами дисциплинарной ответственностиявляются руководители, должностные лица и работники предприятий, организаций, учреждений. Для привлечения должностных лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной ответственности государственный инспектор в области охраны окружающей природной среды направляет руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу, если виновным является руководитель) представление о наложения на виновных определенного вида дисциплинарного взыскания. В таком представлении излагаются конкретные факты экологических правонарушений. Субъективная сторона– вина в форме умысла, чаще по неосторожности.

6.37 Гражданско-правовая ответственностьвыступает в форме возмещения причиненного вреда. Убытки возмещаются по факту совершения правонарушения. Убытки могут быть возмещены как в натуральной, так и в денежной форме. Для исчисления размера вреда применяются специальные таксы, т. е. условные единицы оценки ущерба с учетом понесенных затрат. Гражданско-правовая ответственность обладает двумя признаками, присущими только ей. Это положение о том, что гражданско-правовая ответственность может наступить и при отсутствии вины правонарушителя. В том случае если деятельность, связана с повышенной опасностью для окружающих. Главный ее признак – отсутствие возможности полного контроля над ней со стороны человека. А также гражданско-правовая ответственность может наступить и за правомерно совершаемые деяния (например, если вред окружающей среде будет причинен в результате крайней необходимости, то, хотя сами действия и были правомерными, однако вред тем не менее подлежит возмещению потерпевшим). Основания, порядок и условия ответственности за совершение гражданско-правовых экологических правонарушений определяются гражданским законодательством РФ. Исходные положения, позволяющие обеспечить возмещение вреда ОС, содержит ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Возмещение вреда может производиться добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Суммы ущерба, взысканного по решению суда (арбитражного суда), передаются потерпевшей стороне для принятия мер по восстановлению потерь или в экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании. Вред может быть (с согласия сторон по судебному решению) возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств. Субъекты хозяйственной деятельности обязаны возместить вред ОС, причиненный источником повышенной опасности. Российское законодательство также содержит нормы, предусматривающие возмещение вреда в результате гражданско-правовых правонарушений отдельным компонентам ОС. Гражданско-правовая ответственность является эффективным средством борьбы с экологическими правонарушениями. Неотвратимая имущественная ответственность за нарушение правовых норм необходима для решения многих проблем экологического оздоровления страны.

6.38 Объекты и субъекты охраны земель.Земля занимает важнейшие позиции среди компонентов природы и рассматривается как среда обитания человека. Земля выступает в качестве объекта правового регулирования экологического права. Земля может рассматриваться в качестве объекта регулирования земельного права. Правовой основой охраны земельявляются Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), федеральные законы, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные акты. Объектами охраны и использования земливыступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке; части земельных участков; режим охраны и порядок использования земель, земельных участков, почв, права собственности на них. Правовой режим земель– нормативно установленный, основанный на принципах земельного законодательства порядок возможного и должного поведения по отношению к земле как объекту права собственности, других вещных и обязательных прав, управления и правовой охраны, направленный на обеспечение рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов России. Порядок использования земель (почв) и режим их охраны определяютсякатегорией земель, которые в соответствии ЗК РФ могут быть землями: во-первых сельскохозяйственного назначения, предоставленными для нужд сельского хозяйства гражданам для ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.; кооперативам граждан для садоводства, огородничества, животноводства, а также сельскохозяйственным государственным кооперативам, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям. Землям отданными научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства; несельскохозяйственным предприятиям – для ведения подсобного хозяйства; поселений; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного специального назначения; особо охраняемых природных территорий и объектов; лесного и водного фондов; запаса. Во-вторых, на определение режима охраны земель (почв) влияет также, являются ли земли освоенными, осваиваемыми, неосвоенными, деградированными, мелиорируемыми, рекультиви-рованными, загрязненными теми или иными вредными веществами и т. п. Субъектами охраны и использования земель могут быть граждане и юридические лица, РФ и ее субъекты, муниципальные образования. Среди них выделяются собственники земельных участков; землепользователи, лица, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Арендаторы, обладатели сервитута, лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками. Кроме участников земельных отношений, субъектами охраны и использования земель могут быть другие граждане и юридические лица, контрольно-надзорные органы и их должностные лица, работники правоохранительных органов и т. д.

6.39 Содержание права собственности на землю и права землепользования.Объем прав, принадлежащих собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, зависит от того, кто является субъектом этого права, в какую часть земельного фонда входят соответствующие земельные участки, каково целевое назначение этих участков. В соответствии с Конституцией РФ, ЗК РФ и другими актами земельного законодательства право собственности на землю устанавливается в формах: государственной, частной и муниципальной. ЗК РФ регламентирует постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, вводя ограничения по субъектам, исключая граждан и некоторые категории юридических лиц (не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, федеральными казенными предприятиями). Право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется за гражданами и юридическими лицами, если оно возникло до вступления ЗК РФ в силу. Следовательно, предусмотренное ограничение лишает указанных лиц права распоряжаться земельными участками. Таким образом, за указанными субъектами сохраняются только два полномочия права собственности: пользование и владение. Землевладелец обладает большими правами, чем землепользователь. Земельный участок может быть изъят у него для государственных или общественных надобностей соответствующей местной администрацией только с его согласия. Он ничем не ограничен при осуществлении своей хозяйственной деятельности. В случае причинения ущерба или изъятия земли все убытки возмещаются в полном объеме, включая упущенную выгоду. Землепользовательможет хозяйствовать на земле лишь в пределах целевого назначения предоставленных ему земель. При изъятии у него земель для государственных или общественных надобностей ему возмещаются убытки в меньшем объеме, чем землевладельцу. Схожим образом регламентируется право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ. ЗК РФ содержит положения о праве на аренду.Расширен круг субъектов землепользования за счет включения иностранцев и лиц без гражданства. Регулируются и порядок установления, сроки и виды публичных сервитутов, т. е. прохода или проезда через земельные участки; использование в целях ремонта инфраструктуры, забора воды, прогона скота и т. д. Сервитуты могут быть срочными и постояннымии подлежат обязательной государственной регистрации. Определяется состав земель, которые могут быть предоставлены в безвозмездное срочное пользование. В законодательстве установлены гарантии прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Прекращение прав собственности на землю, землевладения, землепользования или арендыдопускается по основаниям, предусмотренным законом.

6.40 Правовые и организационные средства охраны земельвключают систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий. Они разнообразны и осуществляются различными субъектами. Важнейшим средств охраны земель и обеспечения их рационального использования является землеустройство. Представляющая систему мероприятий по изучению состояния земель, планированию, рациональному использованию и их охране, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства. Землеустройство находимо для информа-ционного обеспечения, планирования и функций охраны земель. Оно обязательно в случаях выявления нарушенных земель, земель подверженных ветровой и водной эрозии, селям, подтоплениям, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления. Загрязнению радиоактивными и химическими веществами, заражению опасными биологическими веществами и другим негативным воздействиям, при проведении мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель и их защите от перечисленных выше процессов и в ряде других случаев. Землеустройство осуществляется по юридическим основаниям и проводится в соответствии с землеустроительной документацией. Землеустройство включает изучение состояния земель, их оценку и инвентаризацию, для проведения которых требуются почвенные, геоботанические и иные обследования. Цели землеустройства: организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков в сельскохозяйственном производстве; охрана земель, организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимися к этим народам, для обеспечения их традиционного образа жизни. Консервация земель является важным инструментом их охраны. В российской практике это средство чаще используется в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий, чем для планомерной и массовой работы по постепенному улучшению экологической ситуации, для восстановления ареалов обитания объектов животного мира и иных экологических показателей качества земель путем предоставления ей «отдыха», как это предусмотрено в программах ЕС. Законодательством установлен широкий спектр ограничений и запретов, мер юридической ответственностиза их нарушение. В ЗК РФ предусмотрены важные правовые меры по охране земель: возложение обязанностей на субъектов землепользования; экспертная деятельность; установление системы нормативов, в т. ч. по внесению в почвы химических веществ; общее требованиео снятии плодородного слоя почвы при проведении строительных, геологоразведочных и других работ.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных