Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое регулирование охраны и использования отдельных объектов окружающей среды




Правовой режим природных ресурсов - совокупность правовых методов и мер регулирования обществен­ных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных ре­сурсов как объектов собственности, пользования и охраны.

«Почва» -плодородный поверхностный слой земли, образовавшийся в ре­зультате продолжительного взаимодействия органических и неор­ганических природных факторов.

Правовая охрана земли -система правовых, организационных, экономических и других ме­роприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяй­ственного оборота, деградации, а также на восстановление продук­тивности земель и повышение плодородия почв.

Мелиорация земель -коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесоме­лиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

Типы мелиорации земель -гидромелиорация; агролесомелиорация; культуртехническая

мелиорация; химическая мелиорация.

Консервация земель -временное исключение их из хозяйственного использования, с целью предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия.

Подземные воды -своеобразный объект природы, порядок использования и охраны которых регулируется одновременно горным и водным законода­тельством.

«Недра» -часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водо­токов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Государственный фонд недр -составляют все используемые участки недр, представляющие собой геометрические блоки недр, и неиспользуемые части недр в преде­лах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Объекты федерального значения (применительно к недрам) -отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, необходимых для гарантированного обеспе­чения государственных потребностей РФ стратегическими и дефи­цитными видами ресурсов недр.

Лицензия на геологическое изучение недр -документ, удостоверяющий право поиска и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Лицензия на добычу полезных ископаемых - документ, дающий право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающих производств.

Лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых -документ, удостоверяющий право пользования участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд.

Лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих науч­ное, культурное, лечебно-оздоровительное и иное значение -документ, удостоверяющий право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы, использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и иных природных подземных полостей.

Воды как юридическое по­нятие -природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ России в поверхностных водных объектах, ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море Российской Федерации и подземных водных объектах.

Водохозяйственные «балансы» -расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на конкретной территории водными ресурсами и предназначенные для оценки наличия и степени использования вод­ных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ и использующиеся для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

Государственный монито­ринг водных объектов -система регулярных наблюдений за гидрологическими или гидро­геологическими и гидрогеохимическими показателями состояния водных объектов, обеспечивающая сбор, передачу и обработку по­лученной информации в целях своевременного выявления негатив­ных процессов.

Бассейновые соглашения -соглашения, заключаемые между специально уполномоченным го­сударственным органом управления использованием и охраной водного фонда и органами исполнительной власти субъектов РФ, расположенными в пределах бассейна водного объекта и предна­значенные для координации и объединения деятельности, направ­ленной на восстановление и охрану водных объектов.

Экспертиза водных объектов -проверка соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям норма­тивной документации по проектированию и строительству водных объектов.

Основные правовые средства охраны атмосферного воздуха -нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допусти­мых воздействий со стороны отдельных источников, регулирование размещения источников вредных воздействий на атмосферу, эколо­гическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, экс­плуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы, раз­решительный порядок вредных воздействий на состояние атмо­сферного воздуха.

Государственный учет поверхностных и подземных вод -систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на конкретной территории.

Лес как юридическое понятие -совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Лесные земли -земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления.

Растительный мир -совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа.

Леса первой группы -наиболее экологически и социально ценные леса, основным назна­чением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Животный мир как юридическое понятие -совокупность живых организмов всех видов диких животных, по­стоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы.

Государственный охотничий фонд -совокупность зверей и птиц, находящихся на территории охотничьих угодий и служащих объектами охоты или воспроизводства с целью охоты.

Особо охраняемые природные территории -участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имею­щие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Государственные природные заповедники -природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющие целью сохранение и изу­чение естественного хода природных процессов и явлений, генети­ческого фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологи­ческих систем.

Национальные парки -природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие осо­бую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

Государственные природные заказники -территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.

Природные парки -природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Памятники природы -уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Дендрологические парки и ботанические сады -природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты -территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения, и обладаю­щие природными лечебными ресурсами.

Зеленые зоны -зоны, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологиче­ские), санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Экологически опасная си­туация -ситуация, характеризующаяся наличием существенного негативно­го изменения состояния окружающей природной среды под влия­нием антропогенных и природных воздействий.

Авария -взрыв, пожар, неконтролируемые выбросы опасных веществ, повреждение технических устройств, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, а также по причинам случайных внешних воздействий.

Чрезвычайная ситуация -обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.

Зоны чрезвычайной экологической ситуации -участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фон­дов растений и животных.

Зоны экологического бедствия -участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Экологически неблагополучная территория -участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды.

Правовой режим экологически неблагополучной территории - совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса.

Городские земли -земли, находящиеся в пределах городской (поселковой) черты.

Градостроительство -деятельность по пространственному расселению населения, развитию городов и других поселений, созданию условий для их территориального устройства, здоровой и безопасной среды обитания людей.

Санитарная охрана окружающей среды -деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора по охране жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Экологическая функция городских лесов -обеспечение чистоты городского массива, пополнение города запа­сами кислорода, оказание влияния на погоду и климат городских поселений.

Закрытое административ­но-территориальное обра­зование (ЗАТО) -территориальное образование, имеющее органы местного само­управления в пределах которого расположены промышленные предприятия по переработке, изготовлению, хранению, утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим осо­бый режим безопасного функционирования и охраны государст­венной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Международное экологическое право -совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов.

Мониторинг -организация постоянного наблюдения за состоянием окружаю­щей природной среды.

Цель международного экологического права -служить юридическим инструментом регулирования поведения человека через установление взаимных прав иобязанностей госу­дарств и других субъектов международных отношений в сфере охраны окружающей природной среды.

Предмет регулирования международного экологического права -международные экологические отношения, отличающиеся по своему содержанию от других отношений в области междуна­родного сотрудничества, а также от аналогичных отношений внутреннего экологического права.

Объекты международно-правовой охраны окружающей среды -совокупность природных объектов, по поводу которых у субъек­тов международного права (государств и международных орга­низаций) возникают и развиваются экологические отношения.

Объекты международных экологических правоотноше­ний -природная среда в целом, составляющие ее элементы, отдельные природные объекты, которые в большинстве случаев являются также объектами природопользования и природоохранной дея­тельности.

Международные экологические правоотношения -урегулированные правом отношения между государствами и иными субъектами международного права по поводу воздействия человека, народов, международного сообщества на окружающую природную среду.

Международные конвенции -соглашения, договоры, устанавливающие правила, определенно признанные государствами в качестве обязательных правовых норм.

Международные договоры политического содержания -вид международных договоров, в которых проблемы охраны ок­ружающей среды переплетаются с вопросами мира, безопасно­сти, сокращения вооружений.

Международные договоры экологического содержания -вид международных договоров, которые целиком посвящены во­просам охраны окружающей среды.

Двусторонние договоры (соглашения) -документы, которые определяют согласованные принципы дея­тельности и правила поведения подписавших их государств в от­ношении окружающей среды в целом или ее конкретных объек­тов.

Конвенция о запрещении во­енного или любого иного враждебного использования средств воздействия на при­родную среду 1977 г. -первый международный акт, который прямо направлен на недо­пущение воздействия на окружающую среду в военных или враж­дебных целях.

Экологическая безопасность -устойчивое состояние глобального характера, сложное политико-правовое единство системы отдельных и взаимосвязанных эле­ментов, комплекс правовых организационных и материальных гарантий защиты окружающей среды государства от вредного воздействия, источники которого расположены за пределами данного государства.

Международная экологиче­ская безопасность -такое состояние международных отношений, при котором обеспечивается сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды.

Рекомендательные акты в сфере охраны окружающей среды -документы, служащие вспомогательным источником международного права и составляющие существенную долю в общем объеме международного правового материала по защите окружающей среды.

Источники международных эколого-правовых отноше­ний в материальном смысле -воля членов мирового сообщества, направленная на охрану и рациональное использование окружающей природной среды.

Источники международно-правовых экологических норм в формальном смысле - соответствующие правовые формы, в которых выражаются все нормы международного права применительно к охране окружающей природной среды.

Принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба -запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным на­циональным системам окружающей среды и районам общего пользования.

Принцип запрета военного или любого иного враж­дебного использования средств воздействия на при­родную среду -выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению использования таких средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия для разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды -предусматривает создание, помимо национальной, разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и параметров.

Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде -предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

Субъекты международных экологических правоотношений -государства, а также, когда это предусмотрено правовыми нормами, и нации, народы, международные правительственные и неправительственные организации.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов -запрещает сброс в море отходов и других материалов с судов, са­молетов, платформ и иных конструкций, потопление этих мате­риалов отдельно или вместе со средствами их транспортировки.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. -содержит призыв к сотрудничеству в области борьбы с заг­рязнением окружающей среды и последствиями этого загрязне­ния, а также определяет цели, области, формы и методы сотруд­ничества по охране окружающей среды.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния -цель - обеспечение сотрудничества государств по охране человека и окружающей его среды от загрязнения воздуха, постепенное сокращение и предотвращение загрязнения воздуха.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. -содержит ряд охранительных норм по защите ресурсов моря, определяет основные формы и методы охраны ресурсов: установление квот вылова, ограничение интенсивности рыболовства, контроль за ведением промысла и др.

Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны -является одним из самых ранних примеров правовой защиты окружающей среды во время вооруженного конфликта, содержит норму, которая провозглашает, что запрещается "истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме тех случаев, когда подобное истребление или захват настоятельно вызывается военной необходимостью".

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. -запрещает уничтожение движимого или недвижимого имущества, предусматривает минимальную защиту окружающей среды в случае оккупации.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на при­родную среду 1977 г. -запрещает прибегать к "военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда лю­бому государству-участнику".

Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г. -приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.

Венская встреча представителей государств-участ­ников СБСЕ 1986 г. - уделила внимание состоянию окружающей среды и выполнению хельсинских договоренностей по ее охране.

Международные организа­ции в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды -специализированные учреждения и органы ООН, межправительст­венные учреждения, международные правительственные организа­ции универсального типа, региональные и субрегиональные органы.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) -образовано в 1957 году для выполнения программы обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактив­ного загрязнения. Разрабатывает Правила строительства и эксплуата­ции атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопас­ности и проверяет их выполнение.

Международный союз охра­ны природы и природных ресурсов (МСОП) -неправительственная международная организация, учрежденная в 1948 году.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО) -образована в 1945 году, занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.

Международная морская организация (ИМО) -создана в 1948 году, действует в области морского судоходства и охраны морей от загрязнения; принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением морей нефтью и другими вредными веществами.

Межгосударственно-правовая ответственность -

юридические последствия, наступившие для субъекта международного права, нарушившего свои международные обязательства, включают в себя обязанность государства-правонарушителя возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юридическим и физическим лицам.

Основание возникновения международно-правовой ответственности субъекта международного права - совершение им международного правонарушения

Международные правонарушения -деяния субъекта международного права, нарушающие нормы между­народного права и свои международные обязательства, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного права или всему международному сообществу в целом ущерб материального и нематериального характера.

Субъекты международно-правовой ответственности -государства и международные организации.

Предмет исследования эколого-правовой ответственности -характер и объем ущерба; определение границ материального воз­мещения; методика исчисления ущерба и т.д.

Санкции -принудительные меры к государству-нарушителю; применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления.

Репарация - возмещение ущерба в денежном выражении.

Ресторация -восстановление государством-нарушителем прежнего состояния ка­кого-либо материального объекта.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных