Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Право собственности на недра и право недропользования 4 страница




6.86. Анализ экологических рисковосуществляется по плану, прогностически или в зависимости от уже возникшей ситуации; свернуто или развернуто; на основе нормативно-правовых процедур или вне их. Целью анализа экологических рисков является: выявление существующего или потенциального риска; оценка ситуации риска, вида и интенсивности угрозы состоянию окружающей среды или конкретным объектам; установление степени неопределенности развития ситуации, т. е. ее предсказуемости или непредсказуемости; оценка абстрактной и реальной возможности устранения угрозы; определение степени и стоимости устранения угрозы. В методическом плане осуществляемый анализ экологических рисков предполагает определение: понятия риска в его фактическом и правовом выражении; источников риска; ситуации риска; правовых основ анализа риска; механизма управления рисками.

В гражданском и уголовном праве понятие риска определяется как «обоснованный риск». В соответствии с УК РФ риск признается обоснованными исключает преступность деяния, если указанная цель не может быть достигнута не связанным с риском действием (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет риск как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, ОС, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Под источниками рискапонимается деятельность экологического характера, как правило, правомерная, поскольку в случае осуществления неправомерной деятельности она подлежит прекращению без установления риска, в силу его презумпции. Под ситуациями экологического рискапонимается совпадение относительно устойчивых или быстро меняющихся природных, географических, экономических, организационных, механических, иных обстоятельств, внутри и (или) под влиянием которых возникает и развивается риск, т. е. неопределенность, несущая в себе опасность того или иного характера. Указанные и иные обстоятельства выявляются на основе экологического мониторинга и оцениваются экологической экспертизой. К правовым средствам управления экологическими рискамиотносятся способы воздействия на деятельность и субъектно определяемую ситуацию, которые состоят в применении или реализации норм права, в том числе: государственная и общественная экологическая экспертиза (наиболее важное правовое средство); процедура принятия и согласования экологических решений; регламентирование отдельных показателей, которые используются в ходе анализа; лицензирование деятельности, связанной с использованием источников риска для окружающей среды; представление декларации безопасности; страхование риска; сертификация; юридическая ответственность. Вся экологически значимая деятельность есть источник риска, и все меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и есть механизм управления рисками.

6.86. Правовое регулирование торговли ОСв этой области особое внимание специалистов в первую очередь привлекают вопросы торговли квотамина добычу водных биоресурсов, на вредные выбросы, лесные и другие аукционы и т. д., а также проблема незаконной торговли окружающей средой. Квотированиепо своей юридической природе производно от института изъятия объектов из окружающей среды, которое регулируется с административно-правовой позиции, на основе экологических соображений, но имеет ярко выраженную экономическую окраску. Квоты на вылов (добычу) водных биоресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ ежегодно утверждаются Правительством РФ в пределах установленных общих допустимых уловов по районам вылова (добычи) и видам водных биоресурсов. Квоты квалифицируются по субъекту; целям добычи; юридическим основаниям добычи на предоставляемые: иностранным государствам в соответствии с международными соглашениями и решениями Четырехсторонней комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря; для использования в научных, контрольных и рыбоводных целях на основании научных программ и планов ресурсных исследований; промышленные квоты на вылов, выделяемые субъектам РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между поставщиками рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории РФ, или для реализации продукции в России; промышленные квоты на вылов для продажи на аукционной основе. Общими допустимыми уловамиявляется количественный показатель возможного изъятия объектов промысла, устанавливаемый исходя из состояния водных биоресурсов в целях обеспечения сохранения биоразнообразия животного мира и способности водных биоресурсов к воспроизводству и устойчивому существованию. Общие допустимые уловы водных биоресурсов устанавливаются для внутренних пресноводных водоемов, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, Азовского и Каспийского морей и низовий впадающих в них рек. Лимитыпредставляют собой экономико-правовой инструмент, носят индивидуально выраженный характер, рассчитываются применительно к конкретному случаю, ситуации, воздействию на основе установленных нормативов. При определении лимитов учитывается характеристика, параметры объекта, а также особенности экологической обстановки территории, на которой расположен объект. Незаконная торговля– это процесс, который имеет некоторую собственную инфраструктуру, включающую в себя наличие неявной нелегальной капитализации деятельности и финансирования, контроль над компонентами окружающей среды с их территориальной привязкой, организационные структуры, занимающиеся добычей, производством, пересылкой (транспортировкой), сбытом, обеспечением безопасности. Незаконная коррумпированная торговля окружающей средойвлечет за собой три группы негативных последствий: резкое ухудшение состояния окружающей среды, включая исчезновение различных видов флоры и фауны, истощение ресурсов, загрязнение природы; разрушение законной конкуренции на рынке; падение авторитета и эффективности государственного управления за счет его коррумпирования.

6.87 Источники международного экологического права.В соответствии со ст. 38 Статута Международного суда ООН источниками международного права ООС являются: международные конвенции, как многосторонние, так и двусторонние, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Вспомогательное право, т. е. решения судов и работы наиболее известных и квалифицированных юристов различных стран; носящие рекомендательный характер и не имеющие обязывающей юридической силы решения международных конференций и организаций («мягкое право»). Договорное право (международные договоры)в области охраны окружающей среды и природопользования регулирует самые разнообразные области, развито в высокой степени, содержит ясно выраженные и четко сформулированные правила экологически значимого поведения, определенно признанные государствами – участниками договора. Источники международного экологического права разделяются на общие(Устав ООН), конвенции, регулирующие наряду с иными вопросами и ООС (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.). И специальные источники, посвященные установлению обязывающих правил охраны климата, флоры, фауны, озонового слоя, атмосферного воздуха. Международное обычное правоне носит подчиненного договорному праву характера. Особенностьюданного вида права является его абсолютная универсальность, поскольку оно связывает все государства, в том числе не являющиеся сторонами универсальных, региональных, двусторонних договоров, и даже те, которые не являются членами ООН. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, представляют собой совокупность норм международного права, имеющих основополагающее значение. Среди принципов, применение которых апробировано мировым сообществом, является принцип свободного распоряжения народов своими естественными ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права с введением одновременного запрета на лишение народа принадлежащих ему средств существования, принцип свободы передвижения и выбора места проживания в пределах каждого государства. «Мягкое право»охватывает разнообразные по содержанию и носящие чаще универсальный характер принципы и нормы, которые содержатся в решениях, резолюциях, рекомендациях и т. п. различных международных органов и организаций. Они формально не имеют обязательной юридической силы, но фактически предопределяют поведение субъектов международного права в области экологии. Судебная практика (решения международных судов, арбитражей)является вспомогательным источником международного права в области ООС и природопользования. К вспомогательному правуотносятся правила, принципы, стандарты, программы, доклады и т. д., принимаемые ООН и основными ее организациями.

6.88 Международное экологическое право– сформировавшаяся в качестве самостоятельной отрасли права совокупность общепризнанных принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны природных объектов, имеющих общепланетарное значение для создания здоровой и плодотворной жизни в гармонии с природой в интересах как ныне живущих, так и будущих поколений. Два аспекта международного экологического права: оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества различных государств; является продолжением (внутреннего) национального экологического права в РФ. Несмотря на разнообразие международных органов, деятельность которых связана с решением экологических проблем, все они руководствуются едиными принципами. Законодательство и наука многих стран среди основных принципов международного экологического права выделяют принцип кооперации, «загрязнитель платит», предусмотрительности, компенсации, предупреждения опасности (предотвращения угрозы). Принцип предупреждения опасности (предотвращения угрозы)заимствован экологическим правом из классического полицейского права и означает предупреждение возможного наступления вреда охраняемым законом благам, таким как жизнь, здоровье, ОС. Чем выше значение (ценность) затрагиваемых благ, чем больше вероятность наступления угрозы, тем шире должны осуществляться превентивные меры по ее предотвращению и минимизации последствий. Принцип предусмотрительностиреализуется, прежде всего, в защите людей от снижения качества ОС, от вредных факторов среды обитания и тесно связан с управлением рисками и их минимизацией. Принцип компенсацииспособствует ООС путем соединения потребительских интересов граждан. Большое внимание придается принципам причинности, кооперации, принципам наивысшей степени защиты, интеграции, профилактики и т. д. Особое внимание уделяется принципу ответственности государства за использование им природных ресурсов и ОС перед мировым сообществом. Этот принцип введен в международное экологическое право Декларацией по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Принцип дополняется рядом иных принципов, таких как: равенство прав различных поколений (нынешнего и будущих); равенство внутри поколений (развитые страны – развивающиеся страны); обязательность учета экологических интересов общества и участия общественности в принятии экологически значимых решений; интегрированность ООС и экономического развития; устойчивость использования природных ресурсов и т. п. В документах международного права и актах экологического законодательства ряда зарубежных стран закреплен принцип принятия мер предосторожности в целях защиты ОС. Формулирование и политика реализации принципов экологического права в условиях третьего тысячелетия опираются на комплексный подход.

6.89 Экологическая политика европейского союза: принципы и основные направления.Основные направления экологической политикиЕвропейского союза (ЕС): постоянное усиление внимания к проблемам ООС; переход от упоминания экологических проблем в документах ЕС к принятию специальных обширных актов и программ действий; закрепление экологической политики в ряду иных политик, проводимых и поддерживаемых ЕС и его органами, странами - участницами; создание специальных образований для решения задач экологической политики и контроля в данной области; увеличение масштабов финансирования экологических мероприятий. Согласно Договору об учреждении Европейского экономического сообщества целями ЕС в данной сфере является: сохранять, защищать и улучшать состояние ОС; вносить вклад в защиту здоровья людей; добиваться разумного и рационального использования природных ресурсов; содействовать на международном уровне мерам, относящимся к межрегиональным и общемировым проблемам защиты окружающей среды.

В целом экологическая политика Сообщества в области ООС и рационального природопользования определяется как направленная на достижение высокого уровня защиты с учетом разнообразия ситуаций в различных регионах ЕС. Принципы экологической политики ЕС, получившие дальнейшее развитие в проекте Конституции ЕС: принцип превентивных действий; принцип возмещения ущерба окружающей среде, главным образом путем устранения его источников; принцип оплаты ущерба теми, кто его причинил («загрязнитель платит»); принцип устойчивого развития, т. е. учет интересов настоящих и будущих поколений при использовании природных ресурсов; принцип выбора наилучшей из возможных охраны окружающей среды, согласно которому страны-участницы могут вводить более строгие меры, чем это предусмотрено актами ЕС.

Экологическая политика ЕС осуществляется наряду и согласованно с такими направлениями деятельности, как: индустриальная политика; энергетическая политика; транспортная политика; сельскохозяйственная и лесохозяйственная политика; политика в области туризма; торговая политика. Наибольшее внимание в странах-участницах ЕС уделяется развитию экономических механизмов ООС (инвестиции, предоставление грантов и т. п.). В целях реализации политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования и правовых предписаний экологического характера в праве ЕС широко применяются разрешительные и уведомительные процедуры. Обязательства по уведомлению предусмотрены для создания и использования генно-инженерно-модифицированных организмов. По праву ЕС существует несколько видов лицензирования: на выбросы, на ухудшение качества окружающей среды, на производство и иной оборот продукции – разрешения на поставку на рынок пестицидов, импорт и экспорт озоноразрушающих веществ, особо охраняемых видов флоры и фауны и ряд других. Специфические правовые инструменты – запрещения и обязательства действовать– в праве ЕС регулируются подробно. Это допустимость ограничения импорта из-за производств, наносящих вред ОС, по международному торговому праву.

ГЛОССАРИЙ

Загрязнение окружающей природной среды -физико-химическое изменение состава природного вещества (воз­духа, воды, почвы), которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, окружающей его естественной среде.

Антропогенное загрязнение окружающей среды -вид загрязнения природной среды, которое является результатом хозяйственной деятельности человека.

Экологический кризис -стадия взаимодействия между обществом и природой, при которой до предела обостряются противоречия между экономикой и эколо­гией, экономическими интересами общества в потреблении и ис­пользовании природной среды, с одной стороны, и экологическими требованиями обеспечения ее охраны, с другой стороны.

Экологическая функция государства -обеспечение научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, создание необходимых гаран­тий для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.

Правоприменительная деятельность -деятельность специально уполномоченных государственных орга­нов по реализации экологических норм права.

Правоохранительная деятельность -деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом.

Окружающая природная среда -естественная среда обитания человека, биосфера, которая служит условием, средством и местом жизни человека и других живых ор­ганизмов.

Охрана окружающей при­родной среды -система государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия системы «общество -природа».

Природные ресурсы -естественные источники удовлетворения потребностей материаль­ного производства (земельные, водные, лесные, минеральные ресур­сы).

Экологическое право как отрасль науки -совокупность знаний о правовом регулировании общественных эко­логических отношений, тенденциях и закономерностях функциони­рования и развития этого регулирования, методах достижения его эффективности, средствах получения новых знаний, требующихся в целях дальнейшего совершенствования экологического права.

Экологическое право как отрасль российского права - система правовых норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству и изучению окружающей природ­ной среды, а также по рациональному использованию природных ресурсов.

Экологическое право как учебная дисциплина -система знаний, выражающих основные положения экологического права как отрасли науки, права и законодательства, сформулированных, преподаваемых и изучаемых в определенной логической последовательности для наилучшего изучения и усвоения этих знаний.

Предмет экологического права -волевые общественные отношения, которые имеют своим объектом охрану и использование окружающей природной среды и урегули­рованы нормами экологического законодательства.

Метод экологического права -устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Нормы экологического права -правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.

Нормы-принципы -категория норм права, закрепляющая основополагающие начала охраны окружающей природной среды.

Нормы-приоритеты - категория норм права, устанавливающая правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Нормы-правила -категория норм права, содержащая экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических от­ношений.

Система экологического права -совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологически­ми закономерностями.

Институт экологического права -совокупность эколого-правовых норм, регулирующая узкий круг сходных общественных отношений.

Источники экологического права -совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические общественные от­ношения.

Экологические права человека - признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей.

Экологические правоотношения -общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.

Позитивное поведение участника экологического правоотношения -неукоснительное выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.

Негативное поведение участника экологического правоотношения -нарушение им экологических предписаний закона, причинение вреда природной среде и здоровью человека.

Субъекты экологических отношений -государство, органы местного самоуправления, юридические и фи­зические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства, либо охраны.

Объекты экологических правоотношений -отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух), природные комплексы, а также естест­венная среда обитания в целом.

Содержание экологическо­го правоотношения -совокупность прав и обязанностей участников правоотношения по использованию и охране природной среды.

Право собственности на природные ресурсы в объ­ективном смысле -совокупность правовых норм, регулирующих отношения собствен­ности на природные ресурсы.

Право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле -совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Объекты права собственности на природные ресурсы -земля, недра, животный мир, водные объекты, леса, особо охраняе­мые природные территории.

Субъекты права собственности на природные ресурсы -физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.

Право природопользования -система юридических норм, регулирующих отношения по исполь­зованию природных богатств

Общее природопользование -вид природопользования, при котором не требуется особого разре­шения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объек­ты закреплены в пользование.

Специальное природопользование -вид природопользования, который требует особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юриди­ческих или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование.

Административно-правовой механизм охраны окружающей природной среды -самостоятельный институт российского экологического права, проявляющийся в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива.

Экологический императив -приказ, требование по неукоснительному соблюдению правил рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, невыполнение которых влечет применение мер ответственности.

Управление в сфере взаимодействия общества и природы -представляет собой совокупность предпринимаемых соответст­вующими субъектами действий, направленных на обеспечение ис­полнения требований законодательства об окружающей среде.

Нормирование в области природопользования и охраны окружающей среды - установление уполномоченными государственными органами эко­логических нормативов в соответствии с требованиями законода­тельства.

Экологическая стандартизация -деятельность по установлению в стандартах на продукцию, работы и услуги требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Оценка воздействия на окружающую среду -деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и, связанных с ними, социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта, а также выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Экологическая экспертиза -установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическое лицензирование -деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Экологическая сертификация -деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Экологический аудит -проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и гра­ждан-предпринимателей по обеспечению рационального природо­пользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимая для выявления прошлых и существующих эколо­гически значимых проблем и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Экологический мониторинг -система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и ее изменений.

Государственные кадастры природных ресурсов -свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природ­ных ресурсов, состав и категории пользователей.

Экологический контроль -деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

Экономико-правовой механизм охраны окружаю­щей среды и рационального природопользования - совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального при­родопользования.

Экологическое страхование -отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологических небла­гоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.

Экологическое правонарушение -виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохрани­тельное законодательство и причиняющее вред окружающей при­родной среде и здоровью человека.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных