Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экологическая система как объект правового регулирования




Экологическая система – понятие, которое применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн), где процедуры обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрее, чем в естественных экосистемах. Анализ экосистемы как понятия, взаимосвязанного со всеми сферами хозяйственной и иной деятельности человека, в определенной степени позволяет определить ее свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования общественных отношений. Отдельного правового акта, регламентирующего общие принципы охраны и использования экосистем, не существует, что обусловлено их разнообразием, различной территориальной сферой существования и природными особенностями каждой из них. При правовом анализе каждой экосистемы следует помнить о наличии существенных свойств экосистем, их экологических циклах.

6.2.1 Функционирование экологической системы. Экологические системы саморазвивающиеся и самовосстановляющиеся системы. Все компоненты экологической системы функционируют как единое целое. Однако гомеостаз экосистемы (механизмы обеспечивающие равновесное их состояние в изменяющихся условиях среды) при значительном антропогенном влиянии не сможет поддерживать равновесное состояние экосистем. Для поддержания функционирования экосистем необходимо регулирование общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование экосистем, а также формирование устойчивых, высокопродуктивных искусственных экосистем.

6.2.2 Взаимосвязь экологических систем, которая приводит к созданию природных комплексов. При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который в практике получил название ландшафтного подхода. Ландшафтный подход в использовании природных ресурсов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание свойств ландшафта в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции.

6.2.3 Биопродуктивность экосистем определяет и различный правовой их статус. Дифференциация земель в зависимости от цели их использования является естественно обусловленной их биопродуктивной функцией, экономическими и экологическими аспектами. В начальный период развития промышленности, с незначительными выбросами и сбросом загрязняющих веществ, процесс саморегуляции экосистем осуществлялся за счет механизмов гомеостаза. Однако загрязнения и сбросы в огромных количествах могут вызвать необратимые процессы, процессы опустынивания, развития экологического кризиса. Для нейтрализации таких процессов необходимо правовое регулирование. Экологическая система– это естественная сфера окружающей среды, обладающая своей системой взаимосвязей ее компонентов, придающих ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экосистемами и обладающая определенной биологической продуктивностью.

6.3 Механизм действия экологического права

В правовой науке сложилась определенная система взглядов, которую можно именовать теорией механизма действия права, включающая в себя концепции, гипотезы и объяснения, эмпирические данные и практические рекомендации о совершенствовании отдельных звеньев и механизма действия права в целом. Основные блоки указанной теории сформировались в 70-е гг. и получили свое развитие в различных отраслях права, в том числе экологического, в 80-е гг. Теория механизма действия права концентрирует в себе: указание на характер юридических средств, используемых современным обществом и государством для охраны окружающей среды; описание их взаимосвязей; динамику взаимодействия юридических средств в направлении реализации стоящих перед экологическим правом задач, т. е. этапы проявления, функционирования механизма; обусловленность действия права средой его функционирования и условиями эффективности как механизма в целом, так и отдельных его элементов. Существует несколько моделей механизма действия права. По характеру функционированияподсистем в экологическом праве выделяются право, как совокупность норм (главная подсистема – движущая сила всего механизма). Релевантные социальные факторы, т. е. явления, порождающие право и влияющие на процесс его действия (подсистема социальной обусловленности); право реализующие действия и их результаты (подсистема реализации); состояние объекта правового воздействия, правового регулирования (последствия действия). Исходя из иного критерия – способа воздействия– в механизме действия права могут быть выделены элементы директивные (предписывающие), способствующие осуществлению определенного поведения, поведенческие акты реализации правовых предписаний, контроля и самоконтроля.

По результатамв механизме действия права выделяют: постановку социально полезной цели; поддержку социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль. Право выступает как система правовых актов, как совокупность норм (правил поведения), устанавливающих субъективные права и обязанности, т. е. полномочия, которыми обладают физические и юридические лица, как некоторый принятый порядок отношений, действий и реакций. Именно так понятое право служит источником, движущей силой всего механизма его действия. Подсистема реализации включает в себя средства преобразования правовых предписаний в экологически значимое поведение людей. К таким средствам относятся конкретизация прав и обязанностей в ходе позитивного регулирования с помощью индивидуальных актов, соблюдение и исполнение права; правоприменительная деятельность по возложению ответственности за нарушение правовых норм. В реализации права выделяются следующие стадии: правоформирующая и правообеспечивающая деятельность; индивидуальное правовое поведение; организующая правоприменительная деятельность. А обеспечивающие условияпо своему содержанию и форме многообразны. Это организационные, экономические, психологические, кадровые и материальные условия.

6.4 Основные принципы экологического права. Понятие правового принципа разработано в теории права. Это исходные начала исторически определенных правовых систем, выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Принципы экологического права как отрасли права, как в объективном, так и в субъективном смысле максимально соответствуют потребностям оптимального взаимодействия общества и природы.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам охраны окружающей среды относятся следующие принципы: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды и международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.

6.5 Факторы формирования и развития экологического права. Решающими факторами развития экологического права являются: социально-экологический кризис (объективный фактор) и государственная экологическая политика(субъективный фактор).

Социально-экологический кризис представляет собой совокупность состояний и изменений окружающей среды, ее компонентов и связей между ними, характеризующуюся ухудшением и возрастанием угроз человеку и природе. Он оценивается в разных масштабах: как глобальный, национальный, региональный. При этом выделяются такие последствия, как истощение природных ресурсов, ухудшение их качества и снижение потребительной ценности, ухудшение условий жизнедеятельности и здоровья людей, возникновение угрозы жизни живым организмам и человека.

В качестве последствий социально-экологического кризиса обозначают: разрушение озонового слоя; изменение климата; гибель тропических лесов; повышение уровня вод Мирового океана; изменение температурных характеристик в отдельных районах Земли; засорение космического пространства; загрязнение окружающей среды всех видов, т. е. химическое, радиационное, биологическое; исчезновение видов животных и растений, т. е. снижение биоразнообразия; ухудшение качества атмосферного воздуха в результате антропогенных нагрузок в промышленных районах и городах и трансграничного переноса вредных веществ; снижение запасов пресной воды в отдельных регионах земного шара; масштабное потребление не возобновляемых природных ресурсов; перепроизводство отходов; появление новых заболеваний человека, животных и растений, их генетические изменения и т. п. Многие из названных факторов осознаны и учитываются при принятии правотворческих и правореализационных решений.

Государственная экологическая политика – это совокупность решений и действий, осуществляемых уполномоченными органами власти и управления в области охраны окружающей среды и рационального природопользования в масштабах государства по различным направлениям, а также используемых для этого правовых и лежащих вне сферы права способов и средств. Э кологическая функция государства - деятельность по распределению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленная на обеспечение их рационального использования с целью предупреждения их истощений, на охрану окружающей среды, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В настоящее время государственная экологическая политика РФ характеризуется формированием законодательной и нормативной базы охраны окружающей среды и природопользования, установлением ответственности за нарушение требований экологического правопорядка и безопасности, созданием специализированных природоохранительных и правоохранительных структур, участием в международных и межгосударственных мероприятиях по охране окружающей среды.

6.6 Источники экологического права – это нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Это понятие источников экологического права (законодательства) в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и иные совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей. Источники экологического права делятся на три группы: нормативные юридические акты; прецедентные индивидуальные (в основном судебные) акты; санкционированные обычаи. Более подробная их классификация: на законодательные акты; нормативные акты органов управления (исполнительной власти); правовые обычаи; судебную практику и судебный прецедент; правовую доктрину (юридическую науку); нормативные акты общественных организаций; нормативные акты частных организаций; договоры. Систему экологических нормативно-правовых актов можно строить по нескольким критериям.

По юридической силеобразующих ее актов весь массив экологических актов разделяется на конституции, законы и подзаконные акты: на уровне Федерации; на уровне субъектов Федерации и локальные акты(органов местного самоуправления, организаций). По формеисточники права (акты) делятся на оформленные в качестве законов и приравненных к ним актов (кодексы) распоряжения, приказы, решения, инструкции, методические рекомендации, положения, правила, порядки; особое место занимают федеральные и региональные целевые программы, которые могут быть приняты законом или постановлением Правительства РФ. Надо различать форму акта утверждения (указ, постановление, приказ) и собственно акта (инструкция, правила, положение и пр.).

По субъектупринятия акта источники права делятся на принятые парламентом, главой исполнительной власти, Правительством РФ, руководителем министерства, ведомства, высшим судебным органом и т. п. При характеристике источников экологического права, как и всех отраслей права, основным источником является Конституция РФ.

Особое место среди источников экологического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. Статья 15 Конституции РФ гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Система источников экологического права наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, через Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд, а также через органы прокуратуры РФ, которые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил, существующих в системе иерархии нормативно-правовых актов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных