Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой режим национальных и природных парков 4 страница




В международном праве пока нет специальной многосторонней конвенции, целиком посвященной охране атмосферы Земли и ее околоземного пространства. Проблема охраны Земли была широко обсуждена на Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека средев 1972 году. В Декларации, принятой на этой конференции, отмечено, что опасный уровень загрязнения воздуха, выброс тепла и токсических веществ в окружающую среду может нанести непоправимый ущерб экосистемам и жизни человека. Необходимость международно-правовой охраны атмосферного воздуха от загрязнения и других неблагоприятных изменений за последние годы стала очевидной. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха, которое первоначально сводилось к решению отдельных конфликтов между ограниченным кругом стран, возникавших на почве загрязнения атмосферы, теперь более всего направлено на развитие самого широкого международного сотрудничества в целях принятия согласованных организационных и технических мер по предотвращению такого загрязнения. Еще в 1964 г. во Франции была проведена Европейская конференция по проблеме атмосферных загрязнений, на которой был поставлен вопрос о принятии эффективных правовых мер по контролю за выбросами газов, пыли и т.п. в атмосферу. Два года спустя состоялся 1-й Международный конгресс по чистому воздуху. В 1968 г. Комитет Министров Европейского совета одобрил Декларацию принципов по контролю загрязнения воздуха, которая призывает государства - членов Совета предпринять необходимые правовые и административные меры с целью устранения и предупреждения загрязнения воздуха. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе1975 года содержится призыв к сотрудничеству в области борьбы с загрязнением окружающей среды, в том числе воздуха, и последствиями этого загрязнения, а также определяются цели, области, формы и методы сотрудничества по охране окружающей среды. На основе международного сотрудничества рекомендуется приступить к разработке широкой программы мониторинга и оценки переноса загрязнителей воздуха на большие расстояния. 13 ноября 1979 г. была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.Цель - обеспечение сотрудничества государств по охране человека и окружающей его среды от загрязнения воздуха. Эта Конвенция является первым международным правовым документом, имеющим обязательную силу, призванным решать проблемы загрязнения воздуха на широкой многосторонней основе. Она содержит принципы, на основании которых договаривающиеся стороны выявляют проблемы, вызываемые трансграничным загрязнением воздуха, и разрабатывают протоколы по конкретным загрязнителям, устанавливая меры и этапы снижения загрязнений. Страны-участницы создали и технически оснастили постоянно действующую «Совместную программу наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе» (ЕМЕП), в рамках которой проводится основная работа по выполнению Конвенции. С охраной атмосферного воздуха тесно связано воздействие человека на климат и погодные условия, происходящее в результате выбросов в атмосферу так называемых парниковых газов - углекислого газа, метана и других. Под влиянием этих газов нарушается тепловой баланс планеты, отдача излишнего тепла в космос уменьшается, что приводит к глобальному потеплению и другим многочисленным отрицательным последствиям. Учитывая эти обстоятельства, международное сообщество приняло Рамочную конвенцию ООН об изменении климата от 9 мая 1992 г., участники которой взяли на себя обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов в течение ряда лет и учредили взаимный контроль. С охраной атмосферного воздуха на международном уровне связана еще одна проблема - сохранение озоновой оболочки Земли, расположенной в верхних слоях атмосферы на высоте примерно 15 —20 километров над земной поверхностью. Озон, сконцентрировавшийся в оболочке, защищает экосистему планеты от опасного для всего живого ультрафиолетового излучения, являющегося частью солнечного света. Выяснилось, что происходит уменьшение плотности озоновой оболочки из-за того, что туда проникают частицы химических веществ, производимых и используемых человеком, - хлорфторуглеродов, бромфторуглеродов и других. Под их влиянием в верхних слоях атмосферы появились озоновые дыры, создающие опасность для человека и других живых существ. Были приняты международные правовые акты и меры, направленные на предотвращение и устранение разрушения озоновой оболочки: 22 марта 1985 г. в Вене принята Конвенция об охране озонового слоя, определившая общие обязанности государств по защите озонового слоя от разрушения; 16 сентября 1987 г. - Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, который определил конкретные пути и методы выполнения этих обязанностей. 18 мая 1977 г. принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Космическая среда может быть загрязнена в результате опасных экспериментов, ядерных и иных взрывов. Объектом международно-правовой охраны является космическое пространство (среда) и находящиеся в нем все небесные тела, включая Луну. Вторая конференция ООН по исследованию и использованию кос­мического пространства в мирных целях(Вена, август 1982 г.) обсудила проблемы защиты околоземного пространства, связанные с изменением физических условий этой среды (истощение озонового слоя) в результате деятельности в космическом пространстве. В международном праве пока содержится немного положений об охране космической среды. Так, в соответствии со ct.IX Договора о космосе 1967 г. государства-участники «осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения». В Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. сказано о запрещении испытательных взрывов ядерного оружия. Охрана животного и растительного мира в международных договорах. Природоохранительная деятельность государств началась именно с защиты животного и растительного мира. Так, Конвенция об охране морских котиков была принята еще в 1897 году. В дальнейшем именно в этом направлении наиболее активно развивалась международно-правовая регламентация: принято около трех десятков международных соглашений о защите животного и растительного мира. Международно-правовая защита растительного и животного мира развивалась в основном в трех направлениях. Первое направление - охрана природных региональных комплек­сов. Известен ряд многосторонних соглашений по охране природной среды и животного мира Африки, Америки, Азии, Антарктики, в которых разработаны меры по охране флоры и фауны в этих районах мира. Как правило, устанавливается специальный режим для отдельных территорий: предусмотрена организация национальных парков, природных резерватов со строгим режимом, где запрещается или ограничивается охота, отстрел или отлов животных, а также сбор коллекций и уничтожение флоры. Часто в соглашениях дается перечень особо охраняемых животных и растений, указаны строго охраняемые районы, а также порядок ввоза животных и растений в эти районы. Почти во всех соглашениях имеются рекомендации государствам по введению эффективного национального законодательства по охране природных ресурсов и животного мира на их территориях. Основные положения об охране антарктической окружающей среды изложены в Договоре об Антарктике 1959 года; Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики от 20 мая 1980 года; Согласованные меры по охране фауны и флоры Антарктики 1964 года; Конвенция об охране антарктических тюленей 1972 года. Ряд международных соглашений посвящен охране ландшафтов, созданию и сохранению природных резерватов, водно-болотных угодий и других объектов растительного мира. Под особый международный контроль взяты национальные парки отдельных государств, поскольку они являются важными природными заповедниками животного и растительного мира. В рамках Организации Объединенных Наций составлен перечень национальных парков и заповедников в отдельных странах. По инициативе ЮНЕСКО в 1962 году проведена Всемирная конференция по национальным паркам, которая выработала рекомендации по управлению национальными парками. Второе направление - регулирование добычи и промыслов с уче­том охраны живых ресурсов моря. Основные международные правила добычи и промыслов в Мировом океане изложены в Конвенции об открытом море 1958 года и в Конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов моря 1958 года. В них закреплены и подробно регламентированы общепризнанные принципы свободы рыболовства в открытом море и охрана живых морских ресурсов. Конвенция ООН по морскому праву1982 года также содержит ряд охранительных норм по защите ресурсов моря; Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Бал­тийском море и Бельтахот 13 сентября 1973 года обязывает государства участвовать в тесном сотрудничестве, направленном на поддержание и увеличение живых ресурсов Балтийского моря. Международными договорами регулируется добыча морских животных в открытом море. Эти договоры устанавливают технико-юридические меры регламентации промысла. Третье направление - охрана редких, находящихся под угрозой исчезновения видов растительного и животного мира. Под междуна­родной охраной находятся, в частности, белые медведи, морские котики, практически все виды китов, тюленей, дельфинов и т.д. В соглашениях, как правило, указываются виды и подвиды животных и птиц, ради охраны которых они заключены, а также определяются районы действия соглашения и меры по прекращению промысла. Для примера можно взять Соглашение о сохранении белых медве­дейот 15 ноября 1973 года. Под охраной международного права находятся и мигрирующие дикие животные. Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких жи­вотныхот 23 июня 1979 г. обязывает ее участников осуществлять охрану мигрирующих видов животных, находящихся под угрозой исчезновения; способствовать осуществлению научных исследований мигрирующих видов и сотрудничать в их осуществлении. В 1902 г. в Париже была подписана Конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве. В 1960 г. была принята новая, более широкая по содержанию Международная конвенция по охране птиц в пределах европейского региона, направленная на охрану всех птиц, их гнезд, птенцов, запрещение весенней охоты на перелетных птиц, предоставление круглогодичной охраны вымирающим видам и видам, представляющим интерес для науки, прекращение массового уничтожения и отлов птиц. В 1979 г. к этому добавилась Европейская конвенция об охране диких животных и мест их обитания, подписанная в Берне (Швейцария). На американском континенте сначала действовала Конвенция по охране перелетных птиц (1916 г.), которая регулировала отношения между США и Канадой, а затем в 1936 г. был подписан договор между США и Мексикой. Принцип охраны птиц через среду обитания закреплен в Конвенции о водно-болотных угодьяхот 2 февраля 1971 г., имеющей международное значение. Охрана растительного мира осуществляется путем разумного и рационального использования растений и их восполнения, а также защиты их от болезней и вредителей. Международная конвенция по защите растений от 6 февраля 1951 г. обязывает государства принять законодательные, административные и технические меры по защите и охране растений. Ряд конвенций предусматривает охрану растений путем установления карантина. Например, Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вредителей и болезнейот 14 декабря 1959 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и фло­ры, находящимися под угрозой исчезновения,от 3 марта 1973 года. Конвенция по биологическому разнообразию, подписанная представителями свыше 150 государств на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро и вступившая в силу 21 марта 1994 г., провозгласила биологическое разнообразие непреходящей ценностью для сохранения экологического благополучия Земли и признала, что государства, обладая суверенными правами на свои биологические ресурсы, несут ответственность за их сохранение и устойчивое использование. Целями Конвенции являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равноправной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе предоставление необходимого доступа к генетическим ресурсам путем надлежащей передачи всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования. На Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. в Париже принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, которая предусматривает охрану памятников культуры и природы. Под охраняемыми памятниками природы Конвенция понимает: природные достопримечательности, содержащие физические или биологические образования или их комплексы, которые являются выдающимися с эстетической или научной точки зрения; геологические или физико-географические образования и точно очерченные районы, являющиеся местами обитания видов животных и растений, представляющих особую научную ценность и находящихся под угрозой вымирания; участки природы или точно обозначенные природные ландшафты, обладающие особой полезностью для людей (с точки зрения здравоохранения, отдыха, туризма).

Наиболее пагубным по своим последствиям является загрязнение природы радиоактивными веществами. Особенно опасным является при­менение ядерного оружия как по масштабам воздействия на природу, так и по трудностям восстановления природы, подвергшейся заражению радиоактивны­ми веществами. Наземный ядерный взрыв произведет значительные нарушения геосферы, биосферы и атмосферы. По мнению зарубежных ученых, ядерный взрыв мощностью около 1 мегатонны уничтожит всех позвоночных животных на площа­ди 30 тыс. га. Взрыв нейтронной бомбы мощностью 1 клт приведет к быстрой гибели людей на площади 270 га, млекопитающих и птиц - на 490 га, земновод­ных и пресмыкающихся - на 330 га, насекомых - на 100 га, микроорганизмов и бактерий - на 40 га и уничтожит хвойные леса на площади 310 га и т.д. Основным актом, решающим задачу предотвращения радиоактивного загрязнения среды, является Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, который был подписан 5 августа 1963 г. в Москве и в котором в настоящее время участвуют более 10 государств. Московский Договор оказал благоприятное воздействие на состояние радиоактивного фона Земли. Однако после серии взрывов в атмосфере, проведенных в 1969-1970 гг. Францией и КНР, содержание стронция-90 в атмосфере вновь поднялось на 20 процентов. Дают о себе знать и подземные ядерные взрывы, которые еще не запрещены. Явления, сопутствующие взрывам атомных и водородных бомб, влияют на погоду, являются причиной изменения направления ветров, внезапных ливней, бурь и паводков. По мнению ученых, ядерные взрывы изменяют напряженность электрического поля атмосферы и могут стать серьезной причиной климатических нарушений, в частности, неожиданных похолоданий в районах, где обычно низкие температуры не наблюдались. Доказано, что ядерные взрывы на поверхности Земли и в атмосфере не только отрицательно отражаются на здоровье ныне живущих людей, но и угрожают последующим поколениям. Все эти обстоятельства диктуют необходимость дальнейшей последовательной борьбы за полное запрещение ядерных испытаний, а также принятие необходимых мер защиты окружающей среды от загрязнения в результате мирного использования атомной и ядерной энергии. В 1980 году была принята Конвенция о физической защите ядерного материала. Проблема предотвращения и устранения радиоактивного загрязнения природной среды встала особенно остро после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Авария подтолкнула и правовую сферу ядерной безопасности, вызвав к жизни, помимо прочего, большой комплекс новых международных экологических правоотношений. В частности, 26 сентября 1986 г. в Вене были приняты Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации. Участники конвенций взяли на себя обязательства строго следить за состоянием ядерных объектов, а в случае возникновения ядерных аварий или аварийных ситуаций, наряду с принятием защитных мер, немедленно оповещать другие договаривающиеся стороны. В 1980 году была принята резолюция «Об исторической ответс­твенности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений».В этой резолюции подчеркивается взаимосвязь и взаимозависимость решения проблем прекращения гонки вооружений и охраны окружающей среды. В резолюции сказано, что достижение договоренностей между государствами о прекращении гонки вооружений, в том числе испытаний ядерного, нейтронного и радиологического оружия привело бы не только к оздоровлению окружающей среды, но и высвободило бы огромные материальные ресурсы для осуществления международных и национальных программ по охране окружающей среды. Сегодня большое внимание уделяется нормам, договорам по защите окружающей среды во время вооруженного конфликта. Еще в первой половине прошлого века появился Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых
или других подобных газов и бактериологических средств, принятый в Женеве
17 июня 1925 г. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении была принята 10 апреля 1972 г.; Конвенция о запрещении и ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, принята 10 октября 1980 г.; Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны(от 12 августа 1949 г.), в частности, запрещает уничтожение движимого или недвижимого имущества, предусматри­вает минимальную защиту окружающей среды в случае оккупации. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (ЭНМОД - Конвенция,
принятая ООН 10 декабря 1976 г.) и др. В настоящее время существуют и действуют более 200 двусторонних и многосторонних договоров и соглашений в области охраны окружающей среды. Однако в подавляющем большинстве они устанавливают обязательства государств по охране тех или иных объектов природы, т.е. формулируют пер­вичные (материальные) нормы, которые, как правило, не фиксируют юридичес­ких последствий их нарушения. Это связано с тем, что согласно общей теории международного права для возникновения ответственности государств достаточно самого факта нарушения международного обязательства. Вместе с тем экологический ущерб остается важной проблемой в разработке вопросов о международной ответственности в области охраны окружающей среды. Предметом исследования эколого-правовой ответственности является характер и объем такого ущерба; определение границ материального возмещения; методика исчисления ущерба и т.д. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда окружающей среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.

Важным требованием, которое необходимо учитывать субъектам международных правоотношений в процессе осуществления нормотворческой деятельности по вопросам охраны окружающей среды, является то, что договоры, регулирующие природоохранительное сотрудничество государств, должны содержать четко сформулированные материальные нормы, а также комплекс вторичных норм, определяющих механизм международных правоотношений в случае нарушения договорного обязательства о порядке возмещения ущерба окружающей среде. Пока на практике дело обстоит иначе. Так, Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г. включает специальную статью "Материальная ответственность и компенсация", которая не содержит вторичных норм ответственности за нарушение конвенционных обязательств. Существуют два вида международно-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются санкции (прину­дительные меры к государству-нарушителю; они применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления). Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанного с причинением материального вреда. Она может выражаться в форме репарации (возмещение ущерба в денежном выражении), реституции (возврат в натуре неправомерно изъятого имущества). В мире существует достаточно развитая система учреждений и методов, предназначенных для мирного урегулирования международных споров. Но эта система ориентирована в основном на урегулирование межгосударственных политических и экономических споров, что недостаточно, поскольку в содержании этой категории споров большой удельный вес занимают вопросы разграничения и использования природных объектов, обладающих сложным юридическим статусом, а также вопросы негативных воздействий на окружающую природную среду в результате многих видов деятельности, что требует определенной специализации. Окончательному завершению формирования международного права окружающей среды способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Универсальная кодификация по аналогии с другими отраслями международного публичного права позволила бы систематизировать сложившиеся в данной сфере принципы и нормы, закрепив тем самым правовую основу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности. Итак, международное экологическое право - это формирующаяся самостоятельная отрасль права, регулирующая использование и охрану природных объектов, имеющих общепланетарное значение.

Вопросы к теме

В чем заключается цель создания Международной морской организация (ИМО)?

Что Вы понимаете под Межгосударственно-правовой ответственностью?

Дайте определение международным правонарушениям.

Объясните предмет исследования эколого-правовой ответственности.

Раскройте понятие репарации.

Раскройте понятие ресторации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных