ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущностные характеристики эмоциональной культуры учителя: понятие, структура, уровни функционированияВо введении уже была показана актуальность нашего исследования, вызванная позитивными нововведениями в педагогические процессы: ориентиром на взаимодействие, субъект-субъектные отношения; значительным вниманием к системе гуманистических средств; поворотом к личностным факторам в образовании. Все эти направления ведут к тому, чтобы по-новому взглянуть на эмоциональную среду в учебно-воспитательном процессе и на главных создателей этой среды, точнее, на эмоциональную культуру педагогов. Понимая, что поиск путей воспитания эмоциональной культуры может состояться лишь на лучших идеях по развитию эмоциональной сферы личности, мы обратились к этим направлениям. Встал вопрос: с чего начинать анализ в таком разнообразии идей по данной проблеме? Специалисты советуют: начинать надо с введения, анализа такого генетически исходного понятия, которое потенциально содержит основу для всей системы понятий, описывающих изучаемый предмет (В.В. Давыдов, ГА Цукерман, Д.Б. Эль-конин). Таким понятием для изучения становления эмоциональной культуры педагога служит эмоция. Слово «эмоция» происходит от латинского emovere, что значит волновать, возбущцать. Со временем значение этого слова несколько изменилось. «Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, которые в форме непосредственно-чувственного переживания отражают значимость объектов и событий во внешнем и внутреннем мире человека для его жизнедеятельности» (161, с.461). Проблема развития эмоций является одной из важнейших психологических философских и педагогических проблем. Уже Демокрит и Платон уделяли большое внимание вопросу о роли чувств в регуляции деятельности человека, а Аристотель разрабатывал теорию аффектов и способов их предупреждения, борьбы с ними. Анализ литературы показывает, что эмоциональные процессы человека длительное время исследовались значительно менее интенсивно, чем познавательные процессы. Правда, существовал ряд подходов к поиску материальных основ человеческих чувств и эмоций, один из которых наиболее полно отразил еще Спиноза: «Кроме чувств удовольствия или неудовольствия, никаких других не существует» (191). Эта мысль получила дальнейшее распространение в биологической теории эмоций, долгое время господствовавшей в зарубежной психологии. Представители этой теории (А. Адлер, У. Джемс, У. Макдауголл, Дж. Уотсон, 3. Фрейд и др.) неразрывно связывают эмоции человека с инстинктами. Они основываются на утверждении: решающим для возникновения эмоции является работа подкорковых нервных центров, которая может вызываться причинами, заложенными в состоянии самого организма. В неразрывной связи, почти неразличимости инстинкта и эмоции была конкретизирована теоретическая концепция 3. Фрейда. Он утверждал, что человеку присущи несколько могучих влечений, которые и определяют его поведение как в детском возрасте, так и во взрослом состоянии. Этими влечениями-инстинктами являются: половое влечение (libido) и инстинкт разрушения (смерти). Эти оба инстинкта проявляются уже в раннем возрасте (конечно, в иной форме, чем у взрослого). По Фрейду, эти первичные, изначальные инстинкты по мере развития человека получают новые формы проявления. Наталкиваясь на общественные запреты в отношении непосредственного проявления этих влечений, человек их маскирует и стремится подавить или же направляет энергию, свойственную влечению, на другие жизненные цели, - это называется сублимацией. Близким к учению 3. Фрейда является учение А. Адлера, который взамен инстинкта разрушения предложил иной вид влечения, а именно, стремление к власти. Это стремление также проявляется, по его словам, уже в раннем детстве, а затем, по мере роста человека, получает иные формы проявления. На основе деятельности этих инстинктов, которые носят у ребенка отчетливо выраженный характер, и возникают у человека различные чувства. Аналогичное учение, но только на другой психологической основе возникает и у В. Макдауголла, который развил теорию эмоций, исходящую из того положения, что всякая эмоция есть аффективный аспект инстинктивного процесса. Такой же точки зрения придерживался известный швейцарский психолог Э. Клапаред, с повышенной эмоциональностью отвергавший право эмоций на участие в регуляции человеческой деятельности: «Бесполезность, даже вредность эмоции известна каждому. Представим, например, человека, который должен пересечь улицу; если он боится автомобилей, он потеряет хладнокровие и побежит. Печаль, радость, гнев, ослабляя внимание и здравый смысл, часто вынуждают нас совершать нежелательные действия. Короче говоря, индивид, оказавшись во власти эмоции, «теряет голову» (90, с.95). Таким образом, связывая человеческие эмоции с примитивными инстинктами, эти теории превращают эмоции в исключительно биологические образования и лишают их всяких перспектив развития. Либо эмоции - продукты разложения инстинкта, дезорганизующие всякую человеческую деятельность, либо - неотлучные спутники инстинктов, Согласно этим теориям единственно педагогическим выводом должно быть признание целесообразности подавления и преодоления эмоций. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|