Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модель формирования эмоциональной культуры будущих педагогов




Процесс формирования эмоциональной культуры будущих специалистов представляется нам как система активного взаимодействия преподавателя и студентов на основе специально отобранного содержания обучения с целью развития как отдельных компонентов изучаемой культуры, так и в целостном ее выражении. Этот процесс будет эффективным, если его функции, этапы, средства будут адекватны структуре формируемого явления. К построению модели процесса формирования эмоциональной культуры студентов мы подходим с позиций личностного подхода, который ориентирует на иные, чем в традиционном образовании, структуры взаимодействия участников учебного процесса. Ориентация на личность и ее деятельность позволяет включить механизм общего и профессионального саморазвития будущего учителя, предполагает непосредственную мотивацию деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки, включение их в самодвижение к оптимальному результату. Основываясь на материалах предыдущих параграфов, мы выделили основные положения для построения процесса: 1. Приступая к обоснованию процесса формирования эмоциональной культуры будущего учителя, мы сознавали, что эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию (Б.И. Додонов). Но в то же время эмоции зависят от мотивационно-потребностной сферы, изменения в ней ведут к изменению эмоций. Мотивационный процесс - это особая форма эмоционального. Изменяются установки, мотивы и вместе с ними преобразуются эмоции. 2. Нельзя произвольно, по заказу, вызвать у себя то или иное чувство: чувства неподвластны воле. Но чувства можно косвенно направлять и регу- лировать через посредство деятельности, в которой они проявляются и формируются (СЛ. Рубинштейн). 3. Учебная деятельность студентов содержит основания для проявления гностических, альтруистических, праксических, коммуникативных эмоций, столь значимых в будущей профессии. 4. Педагогическая деятельность, к которой мы готовим студентов, имеет в себе два плана эмоциональных проявлений: субъектных (собственных) и субъектных (ученических), актуализируемых педагогом. 5. Мы согласны с тем, что уровень эмоциональной жизни человека можно описать природой тех радостей, которые он переживает. Но эмоциональная жизнь педагога включает и те радости, которые будут испытывать учащиеся. Значит, эта жизнь - не только углубление в субъектное эмоциональное «Я», но и S эмоциональное состояние учащихся. 6. Формирование решения о том или ином действии принимается человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Этот процесс обычно начинается с эмоциональной оценки и завершается ею, но в самом процессе доминирует мысль. Однако действия на основе холодного рассудка менее успешны, чем те, что поддержаны эмоциями (Б.И. Додонов). Не следует отделять интеллектуальную и эмоциональную культуры, они взаимно дополняют свое содержание. 7. Положительная эмоция способствует лучшему, отрицательная - худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли; многозначно влияние успеха - неуспеха на качество деятельности (Я. Рейковский). Слишком часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению учебной деятельности. Необходима динамика ситуации успеха в учебном процессе. Ориентируясь на данные положения, на содержание уровней эмоциональной культуры и процесс их развития, мы выделили три этапа моделируемого процесса: 1.Диагностико-корректирующий. 2.Этап накопления эмоционального опыта. З.Этап самореализации. Опишем основные цели и адекватную систему педагогических средств на каждом из названных этапов. Диагаостико-корректирующий этап. Основная цель этапа - выявление уровней развития отдельных компонентов эмоциональной культуры студентов и уровней целостной культуры; осуществление адаптированной коррекции для подготовки студентов к последующему активному формированию эмоциональной культуры (погружению). Коррекция строится на явлениях: тревожности, эмоциональной инфантильности, «эмоционального дальтонизма» (А.С. Белкин), слабой эмпатии. Комплекс методик/ используемых на этапе, направлен как на изучение уровня сформированности эмоциональной культуры будущих педагогов в целом, так и на диагностику отдельных ее компонентов. Так, измерение мотивации достижения проводится с помощью теста-опросника А. Мехра-биана. Тест предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач. При этом оценивается, какой из двух мотивов у испытуемых доминирует. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы - мужскую (форма А) и женскую (форма Б). Студентам зачитывается ряд утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Оценка степени согласия или несогласия студента с каждым из утверждений производится с помощью специальной оценочной шкалы, на основе которой высчитывается суммарный балл, определяющий, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных