Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Диагностико-коррекционный этап формирования эмоциональной культуры будущих учителей




Целью первого этапа исследования являлась диагностика уровня сфор-мированности эмоциональной культуры студентов и осуществление ее корректировки, то есть создание базы для формирования эмоциональной культуры. Задачи этапа: 1. Диагностика и выявление уровней развития ЭК студентов. 2. Возбуждение интереса к педагогической деятельности. 3. Стимулирование студентов к формированию собственной ЭК. 4. Организация коррекционной работы. 5. Организация процесса обучения на положительном эмоциональном фоне. На этом этапе нами был использован блок диагностических методик, направленных на изучение уровня сформированное как всей эмоциональной культуры, так и отдельных ее компонентов. Так, с целью диагностики уровня сформированности мотивационного компонента эмоциональной культуры студентов экспериментальной группы мы применили две формы -мужскую (форма А) и женскую (форма Б) - теста-опросника А. Мехрабиана. На основе подсчета суммарного балла по определенной системе мы выявили доминирующую мотивационную тенденцию у каждого из испытуемых. Дополнительно нами было проведено измерение у студентов экспериментальной группы тревожности как свойства личности. Для этого мы воспользовались шкалой самооценки Спилбергера, включающей 20 вопросов-утверждений. Студентам было предложено прочитать внимательно каждое из утверждений и зачеркнуть соответствующую цифру в зависимости от того, как они себя обычно чувствуют. Подсчет количества баллов производили в соответствии с инструкцией, приложенной к методике. Как показал анализ диагностического материала, у большинства студентов экспериментальной группы слабо выражены педагогические потребности, мотивационная сфера бедная по составу, мотив достижения заменен мотивом неудачи, есть тревожность. Полученные данные были подтверждены и в результате применения модифицированного опросника Дж. Роттера «Степень мотивации к успеху (162). Поэтому на начальном этапе работы нам предстояло решить задачу по организации такого процесса обучения, который бы стимулировал развитие аффективно-эмоциональной сферы личности как ведущей структурной единицы сознательного поведения будущего учителя. В основу построения учебного процесса на этом этапе были положены методики суггестопедии, представленные двуплановостью и инфантилизаци-ей. Решению поставленных задач во многом способствовало включение экспериментального содержания в ряд тем вводного педагогического курса. Вот эти темы: «Самопознание», «Самодиагностика», «Самоуправление», «Основы педагогической деонтологии», «Личность учителя», «Педагогическое творчество». Здесь студенты получают теоретические знания об особенностях своего поведения, определяемых личными психосоматическими особенностями, понятие о стрессах в педагогической профессии, о стрессогенных факторах, о взаимодействующей системе «учитель - ученик», о дидактогении как нарушении правил профессиональной этики, деонтологии как аксиологическом и практическом принципе этичного взаимодействия, о способах самоуправления и творческого поведения. Они также приобретают умения понять особенности систем восприятия своей и окружающих в целях управления поведением, отталкиваясь от объективных особенностей психики. В содержание лекционного материала по курсу «Введение в педагогическую профессию» включался материал, освещающий опыт известных педагогов, их высказывания о природе педагогической деятельности, о личности учителя. Широко привлекались нами факты биографического или автобиографического характера, факты документальные, исторические (например, педагогические подвиги И.Г. Песталопди, Я. Корчака, КД. Ушинского и др.). Относя художественную литературу к искусству, воздействующему на эмоциональный канал восприятия, мы использовали представленный в ней богатый материал об учителе, о мире детства, о педагогической деятельности. Богатым источником такого материала явилась для нас хрестоматия МА Верба (78), особенно ее раздел «Педагогика в степени искусства», где представлены оценки, суждения, воспоминания многих выдающихся людей, поэтические произведения о педагогической деятельности. Насыщение содержания педагогического образования таким эмоциональным материалом, включение тематических диалогов, которые не помещены в учебнике, а носят вид спонтанно создаваемых этюдов, активизируют положительные эмоции студентов по отношению к учебному процессу, пробуждают ценностное отношение к педагогической деятельности, «вездесущей, всепроникающей сферы социального бытия» (165, с.74), которую важно познавать всеми способами духовного освоения мира, в том числе и способом художественно-образного познания. Развитию интереса к профессии был посвящен и самый значительный блок заданий для студентов. Их задача - войти в круг интересов учителя, заинтересовать будущих учителей профессией, и прежде всего, субъектом работы - ребенком и проблемами детского мира. Предлагались следующие задания: 1. Изучение отображения ребенка в литературе. 2. Изучение детских сказок. 3. Посещение детских спектаклей. 4. Изучение отображения личности учителя в художественной литературе. 5. Написать педагогическое сочинение, эссе, размышление на прочитанное произведение. Студенты активно включались в такую деятельность, в творческий поиск произведений художественной литературы на педагогическую тематику. В их сочинениях представлены конкретные сюжеты, эпизоды, события, связанные с анализом педагогической деятельности из произведений Ф. Искандера, Ю. Яковлева, Ю. Нагибина и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных