Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этап накопления эмоционального опыта студентов в условиях самореализации




Целью второго этапа эксперимента явилось накопление эмоционального опыта студентов, формирование эмоциональной культуры будущих учителей, способной проявиться в отдельных звеньях педагогической деятельности. Основные задачи этапа: 1. Достижение у большинства студентов среднего уровня эмоциональной культуры.. Стимулирование мотивационного компонента, развитие мотивов достижения успеха, самовыражения. 3. Накопление эмоционального опыта студентов. 4. Актуализация рефлексии студентов на эмоции. 5. Развитие у студентов предвосхищения успеха - неуспеха. б.Овладение способами эмоционального поведения, адекватного педагогической деятельности. Для решения поставленных задач использовались следующие средства: 1. В содержании обучения: введение тем «Педагогический конфликт», «Основы педагогического общения», спецкурса «Эмоциональная культура учителя». 2. В методах обучения: в рамках методики НЛП - «погружение» в мир детства, метод сопереживания ситуации; анализ педагогических ситуаций с построением логических схем, психотехнические упражнения, «Мозговой штурм», 3. Создание атмосферы творчества, ситуаций успеха. На формирующем этапе эксперимента работа строилась в нескольких направлениях. Одним из ведущих среди них было формирование интеллектуально-содержательного компонента эмоциональной культуры студентов. На этом этапе студенты приобретают теоретические знания об эмоциях, эмоциональных явлениях, внутреннем мире человека. Решению этой задачи во многом способствует введение в содержание педагогического образования спецкурса «Эмоциональная культура учителя». Одновременно с этим студенты приобретают умения «чувствознания». Этот термин отсутствует в педагогической науке, в практической педагогической этике (210, с.419) объясняется так: «чувствознание - это комплексное умение, предполагающее действие учителя по отношению к ученику на основе своих переживаний в аналогичной ситуации. Студенты, пользуясь методом синектики, учатся выстраивать логическую цепочку чувств детей. В переживании, которое характеризуется термином «чувствознание» интегрированы логика чувств и логика мысли, теоретическое знание сочетается с эмоциональным. Умения «чувствознания» способствуют правильному выбору способа поведения в процессе педагогической деятельности, проявлению предвосхищения успеха -неуспеха в различных педагогических ситуациях. Данное умение формируется в атмосфере «погружения» в систему «учитель - ученик», которое организовываем, применяя элементы нейролингвистического программирования. Одним из таких средств является метод сопереживания ситуации. Студентам предлагалось задание: вспомнить и записать ситуацию из своего детства в терминах действия (поведения) на определенную тему. Затем студент должен был вспомнить и записать чувства, испытанные им в той ситуации детства. И лишь потом давался педагогический анализ ситуации на основе алгоритма с использованием педагогических понятий. К этому времени студенты уже владеют основными понятиями раздела педагогики «Теория воспитания». Основные этапы самостоятельной работы демонстрировались в сводной таблице. Приведем фрагмент из такой работы. Вспоминает студентка Ирина Г. Это произошло в 4 классе. Я бьша примерной ученицей и никогда не пропускала занятия. Даже когда болела, рвалась в школу. Классная руководительница была строгой, но справедливой, и я ее любила. Дело было в мае, в конце четвертой четверти. На улице стояла теплая погода, и многие ученики ленились носить с собой сменную обувь. За это их очень ругали и даже вызывали родителей. Каждое утро наша учительница стояла у входной двери и проверяла у детей наличие сменной обуви. Меня всегда ставили в пример за старательность. Но однажды, почистив вечером туфли, я забыла положить их в сумку. Придя в школу, я побежала к учительнице предупредить ее. Я верила, что Ольга Ивановна поймет меня и разрешит сбегать за туфлями на большой перемене. Реакция учительницы бьша неожиданной для меня. «Так! И ты без обуви!» - закричала она. - «Иди назад домой, а за пропущенное занятие по русскому получишь прогул». И она закрыла перед моим носом дверь. С тех пор я больше никогда не забывала сменную обувь, но и любовь к учительнице почему-то прошла. До сих пор помню чувство обиды, захлестнувшее меня. Я не могла ни понять, ни простить Ольгу Ивановну. Стала ей грубить, избегать ее. Я ее ненавидела! И была очень рада, когда в 5 классе к нам пришел новый учитель русского языка. Анализ ситуации («глазами будущего учителя»). Ученица нарушила установленные в школе правила (дисциплину). Действие учителя. Учительница использовала метод наказания. Результат педагогического воздействия. Ребенок больше не забывал сменную обувь. Однако появился побочный результат, который учитель вовсе не заметил: у ученицы пропала любовь к учителю, доверие и привязанность. Возможно, в педагогическом словаре данной учительницы не было таких значимых понятий. Целесообразная методика взаимодействия учителя с учеником. Прежде чем действовать, учитель анализирует ситуацию. Ребенок нарушил правила. Но какой мотив его поступка? Ребенок всегда был ответственный. Возраст детства очень доверчив к слову и личности взрослого, раним при несправедливости. Проступок случаен для данного ребенка. Учитель должен был просто выслушать объяснения (информационная реакция) и, использовав реакцию понимания, дать развивающий совет: «Ты знаешь, я всегда проверяю с утра свои вещи, все ли я приготовила». После такой беседы у ребенка не пропало бы желание быть хорошим, то есть состояние, которое ВА. Сухомлинский называет термином воспитуемость. На развитие качества «чувствознания» направлены проводимые нами на этом этапе упражнения. Упражнение «Возвращение в свое детство». Цель: создание эмоциональных «якорей»; активизация уровня подсознательной памяти; аутотренинг.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных