ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 4. ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ И ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙПрояснение различия проблем родителей и проблем детей; ознакомление с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания. 1. Психогимнастическое упражнение: каждый по очереди высказывает пожелание группе на сегодняшний день. Вариант: дать индивидуальное (долгосрочное – на год или на месяц) пожелание кому‑то в группе. Этот вариант можно выполнять с мячом или замещающим его предметом. Психолог должен проследить, чтобы каждый получил мяч. 2. Обсуждение домашнего задания – рисунков праздничных столов. Анализ рисунка своего ребенка и сравнение его с другими позволяет родителю лучше узнать, кого ребенок включает в свое ближайшее социальное окружение: считает ли он таковым только членов своей семьи или присоединяет к ним родственников, других взрослых, своих друзей и т. п. Именно люди из ближайшего окружения оказывают значимое влияние на ребенка. При обсуждении можно обратить внимание родителей на то, как рассаживает ребенок своих гостей, кого приближает, а кого отдаляет от себя, какие микрогруппы создает. В целом можно сказать, что бывают более «закрытые» и более «открытые» семьи, и в рисунке ребенка это отражается большим или, соответственно, меньшим составом приглашенных на праздник. Степень открытости семьи нельзя расценивать как позитивную или негативную, каждая семья живет по своему «уставу». Однако важно, чтобы излишняя интровертированность родителей не мешала ребенку осваивать различные типы отношений между людьми. Сложные в общении дети часто не получают того необходимого наглядного примера общения между друзьями, который родители могли бы им давать, но по каким‑то причинам не дают. В рисунках детей хорошо видно, насколько дети готовы смешивать свой «детский мир» со «взрослым миром». Некоторые дети даже в подростковом возрасте сажают за стол своих друзей вместе с родителями (хотя это и не всегда принято в семье), а другие уже в раннем возрасте отделяют себя от круга взрослых. В этом задании, как и во всех других, не ставится цель указать, как должно быть. Важно, чтобы родитель мог лучше понять формирующуюся у своего ребенка концепцию ближайшего окружения и свою степень влияния на нее. Психолог лишь создает ситуацию и способствует обсуждению в группе тех проблем, которые могут волновать отдельных участников. 3. Информационная часть. Психолог перечисляет те проблемы, которые поднимались родителями в ходе прошедших занятий. Он обсуждает с группой, какого рода это были проблемы – детей или родителей. Отмечается центрированность родителей на своих проблемах, а не на проблемах детей. Часто это мешает слушанию своего ребенка. Опыт показывает, что при составлении списка детских проблем родители испытывают значительные затруднения. Например, мама говорит, что ребенок плохо учится, а сама тут же сомневается, действительно ли это является проблемой для ребенка: скорее его волнует то, что родители высказывают недовольство по этому поводу, а не успеваемость в школе как таковая. Казалось бы, очевидные для подросткового возраста проблемы («плохое отношение одноклассников», «почему я такой некрасивый?», «неразделенная любовь», «конфликт с учителем» и т. п.) чаще всего остаются за гранью родительского внимания. Родители склонны приписывать детям свои собственные проблемы. Научиться отличать свои проблемы от проблем ребенка – очень важный элемент тренинга. От этого зависит успешность применения тех навыков, о которых пойдет речь на этом и следующих занятиях. Для оказания помощи в решении проблем ребенка могут помочь приемы активного слушания, а для разрешения собственных затруднений – «Я‑сообщения» (констатирующие высказывания). Наконец, для решения совместных проблем важно владеть методами, используемыми в конфликтных ситуациях. Называя тему занятия – «Активное слушание» – психолог предлагает сформулировать ответы на вопрос: «Что для меня значит хорошо слушать?» Слышать и слушать – различные понятия. Слышать – различать, воспринимать что‑то слухом. Слушать – направлять слух на что‑то (по словарю Ожегова). Свои ответы участники группы могут написать на цветных листочках и разместить на листе ватмана. Информирование родителей включает рассказ о том, какое может быть слушание – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Пассивное слушание предполагает минимум ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Далее ведущий рассказывает о важности активного слушания как способа решения проблем ребенка, о его приемах и о последствиях. Активное слушание создает отношение теплоты; позволяет родителям «влезть в шкуру» ребенка; облегчает решение проблем ребенка; вызывает у детей желание в свою очередь прислушаться к мнению родителей. Активное слушание помогает воспитывать самоконтроль и ответственность. При этом родители могут применять такие приемы, как пересказ (полный и краткий), уточнение, отражение чувств, резюмирование (подведение итогов), проговаривание подтекста. Пересказ – повторение своими словами того, что сказал собеседник, с использованием ключевых слов вроде: «Ты говоришь…», «Как я понимаю…», «Другими словами, ты считаешь…». В начале беседы пересказ может быть более полным, а в дальнейшем – более кратким, с выделением наиболее важного. Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях. Конечно, при этом совсем не стоит становиться «попугаем». Повторение должно носить эмпатический характер, то есть использоваться тогда, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка. Пересказ – это своеобразная обратная связь ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю. Подтверди, что я правильно тебя понял». Часто именно из‑за отсутствия такой реакции со стороны своих родителей дети по нескольку раз повторяют отдельную фразу или слово, как бы не надеясь, что взрослые могут услышать их с первого раза. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные воспоминания, ассоциации. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека, – это признак сформированности навыков активного слушания. Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего‑либо («Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», «Ты не хочешь идти в школу именно в четверг?»). Уточнение также может относиться ко всему высказыванию другого человека («Объясни, пожалуйста, что это значит? Не повторишь ли еще раз? Может быть, расскажешь про это поподробнее?»). Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сказал? Почему ты его обидел?»). На этапе слушания выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что‑либо. Во время беседы это часто приводит и к нарушению контакта между людьми. Отражение чувств – проговаривание чувств, которые, как вы сумели понять, испытывает другой человек («Мне кажется, ты обижен. Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»). В результате дети меньше боятся негативных чувств, видят, что родители понимают или хотя бы прилагают все усилия к тому, чтобы понять их. Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос в меньшей степени выражает сочувствие. Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе (кроме тех случаев, когда рассказчик пытается скрыть свои истинные чувства). Родитель не должен заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе (Винникотт, 1995). Проговаривание подтекста – вербализация своего понимания того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие его мыслей. Часто родители хорошо понимают, что стоит за словами ребенка, какой «закадровый перевод» можно осуществить. Например, у фразы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?» подтекст может лежать на поверхности: «Ты бы меня похвалила» или быть намного глубже: «Я бы хотел, чтобы ты разрешила мне пойти на дискотеку». Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка. Если такое знание используется для манипуляции близким человеком, в конечном итоге это разрушает благоприятные взаимоотношения. Тем более проговаривание не должно превращаться в оценивание, что иногда очень хочется сделать родителю в разговоре с ребенком (например, «Ты мог бы быть и поскромнее»). Оценивание у любого человека блокирует желание рассказывать о проблеме. Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что…», «Твоими основными идеями являются…»). Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли. 5. Работа в парах для тренировки приема проговаривания (полного и краткого пересказа). На первом этапе один партнер только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику; затем они меняются ролями. На втором этапе надо пересказывать высказывания партнера и продолжать разговор; то же делает второй партнер. Тема, обсуждаемая собеседниками, касается какой‑то проблемы, которая, по мнению родителей, тревожит их детей, желательно подбирать пары из родителей со сходными «детскими» проблемами. 6. Словарь чувств. Это упражнение можно выполнять с помощью мяча или мягкой игрушки: каждый называет какое‑то чувство и отдает мяч (игрушку) другому. 7. Домашнее задание. Спросить ребенка и записать ответы на следующие вопросы: «Как ты думаешь, что мне в тебе нравится? А что, по‑твоему, мне в тебе не нравится?» Предварительно родитель должен предположить, что может ответить ему ребенок. Для подростков и их родителей это задание дополняется второй частью: «Что меня огорчает и что радует в моей маме (моем папе)». При выполнении этого задания в семье обычно не возникает ситуации «выяснения отношений», так как обмен информацией происходит в необычной форме, и часто родители говорят о неожиданных открытиях, которые касаются семейных взаимоотношений. Для того чтобы разговор был более продуктивен, родителям следует напомнить про возможность тренировки приемов активного слушания. После выполнения этого задания родители могут показать детям, что они написали в домашнем задании после второго занятия.
Занятие 5. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков в упражнениях. 1. Психогимнастическое упражнение. Один из участников группы выходит за дверь, все остальные независимо от пола делятся на две подгруппы: «мальчиков» и «девочек». За 1–2 минуты они выбирают те действия, которые будут выполнять вместе, когда зайдет тот, кто за дверью. Задача этого участника – отгадать, где «мальчики», а где «девочки». 2. Обсуждение домашнего задания в форме обмена содержанием записей. Психолог обращает внимание на правильное применение приемов активного слушания или, наоборот, на неиспользованные возможности слушания. Очень часто дети отвечают на вопрос расплывчато и неопределенно, и очень важная роль родителя – помочь ребенку выразить свои чувства и мысли. 3. Информационная часть. Повторение рассказа о приемах активного слушания, его целях и последствиях. Правила хорошего слушания: 1. слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления собеседника (мимику, позы, жестикуляцию); 2. проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника, используя, если это необходимо, приемы активного слушания; 3. не давай советов; 4. не давай оценок. Отработка навыков «уточнения», «проговаривания подтекста»: ведущий зачитывает группе высказывания от лица детей, затем участники должны написать ответы с использованием уточнений и проговаривания подтекста. Обсуждение результатов упражнения. 4. Работа в парах по правилам хорошего слушания (Макшанов, Хрящева, 1993). Тема: какие мои качества и свойства помогают и какие мешают воспитывать моего ребенка. Участники выбирают себе в пару того из членов группы, кого они пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе, и распределяют между собой роли: сначала один будет «говорящим», другой – «слушающим». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый рассчитан на определенное время. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «слушающий». «Говорящий» 5 минут рассказывает о своих трудностях, проблемах в воспитании ребенка. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «Слушающий» соблюдает правила хорошего слушания. Через 5 минут психолог останавливает беседу. «Говорящему» отводится одна минута, в течение которой надо будет сказать «слушающему», что в поведении последнего помогало, а что затрудняло этот рассказ. После этого «говорящий» 5 минут рассказывает «слушающему» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает воспитывать ребенка, строить взаимоотношения с ним. Через 5 минут психолог останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу. «Слушающий» за следующие 5 минут должен повторить «говорящему», что он понял из двух его рассказов о себе – о том, что ему помогает и что мешает воспитывать ребенка. Все это время «говорящий» молчит и только движениями головы показывает, согласен он с тем, что говорит «слушающий», или нет. После того как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено и что искажено. Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим», становится «говорящим», и наоборот. 5. Психогимнастическое упражнение: участники становятся в круг, бросают друг другу мяч и «грузят на баржу» предметы на определенную букву. В такую игру родители могут играть с детьми, расширяя запас слов и развивая навыки коммуникации в семье. 6. Домашнее задание. Использовать и тренировать приемы активного слушания, пользоваться ими при обсуждении совместных занятий с детьми.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|