ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 8. КОНФЛИКТЫОпределение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (Гордон, 1997). 1. Обсуждение домашнего задания. Следует обратить внимание на сложности, которые возникали при формулировании я‑со‑общений. Хороший результат может дать проигрывание ситуации в виде ролевой игры. Типичная ошибка для многих начинающих – передача ты‑сообщений, предваряемых выражением чувств и потому создающих иллюзию я‑сообщений. 2. Обозначив тему занятия, можно спросить участников, какие ассоциации возникают у них при слове «конфликт», с каким животным, погодой, цветом ассоциируется конфликт. Далее психолог просит всех членов группы встать и с закрытыми глазами подержать перед собой то, что в их представлении является «конфликтом» (образом конфликта), прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется. Затем необходимо обсудить те чувства, которые испытывали люди в этой ситуации, что им хотелось сделать с этим образом. 3. Информационная часть этого занятия перемежается с обсуждением тех конфликтов, с которыми обычно приходится сталкиваться родителям, общаясь с ребенком. Если в ходе всех предыдущих занятий в группе накоплено уже достаточно информации о конфликтных ситуациях, то ведущий может подвести итоги и ввести три категории поведения в конфликте: «выиграть‑проиграть», «проиграть‑выиграть» и «выиграть‑выиграть». Задача участников группы – найти примеры своих конфликтов для каждой категории. Как правило, труднее всего удается найти примеры для категории «выиграть‑выиграть». Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем‑то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию. Для нее характерны эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом. Следует также объяснить участникам различия в понятиях «повод» и «причина» конфликта и пояснить это на примерах. 4. Конкретный конфликт, предъявленный кем‑то из родителей, может быть представлен в виде ролевой игры или психодраматического разыгрывания ситуации. 5. Ведущий знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Т. Гордону (1997). Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых родители должны знать и применять их, чтобы избежать лишних трудностей при решении конфликтов, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются уже при первом шаге. 5. Обсуждение в группе вариантов переработки конфликтов. Психолог задает участникам вопросы: что происходит, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию? Как вы пытаетесь облегчить свои переживания? Какие привычные способы используете вы и ваши близкие? Совместно с группой ведущий выходит на тему о четырех основных сферах переработки конфликтов: тело, воображение, деятельность и контакты. Участники группы часто приходят к выводу о том, что привычные способы переработки конфликтов далеко не всегда являются лучшими. 6. Домашнее задание: рассказать членам своей семьи о том, что узнали на занятии, и применять на практике способы анализа конфликтных ситуаций. Предложить ребенку нарисовать рисунок на тему «Конфликт в нашей семье»; спросить ребенка, какое наказание для него самое страшное и какое поощрение (какая награда) наиболее желаема. Записать это в тетрадь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|