ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 6. СОВМЕСТНОЕ С ДЕТЬМИ ЗАНЯТИЕЗнакомство с детьми, описание родителей «глазами» детей, определение «узких» зон взаимодействия родителей с детьми, создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества. 1. Психолог задает всем присутствующим вопрос: кто здесь собрался? Пусть дети и взрослые придумают как можно больше вариантов (люди, друзья, знакомые, мамы и дети, земляне и т. д.). 2. Психолог, знакомясь с детьми, просит каждого по очереди назвать свое имя и рассказать о своей маме (папе) так, чтобы остальные участники смогли угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родители. При этом ведущий задает разные вопросы: «Какая твоя мама? Что она любит делать? Что ей нравится? Что ей не нравится?» – и т. п. Если в группе есть второй психолог, он подыгрывает ведущему и берет на себя роль отгадчика. Детей постарше можно спросить о том, кто, по их мнению, из детей будет самой заботливой мамой, заботливым папой, ответственным человеком, кто из них самый веселый, самый большой выдумщик и т. д. Психолог еще раз повторяет все имена, чтобы участники запомнили их. На этом занятии особенно желательно использовать бэйджи, чтобы облегчить общение в разросшейся группе. 3. Упражнение «У кого конфета». Эту игру можно проводить в нескольких вариантах, но основная ее задача – выявить наиболее «подозреваемых» личностей в группе. Все участники садятся или становятся в круг, закрывают глаза и складывают ладони «лодочкой». Психолог проходит по кругу и вкладывает в ладони трех‑четырех участников какой‑то мелкий предмет. Когда по команде все откроют глаза, каждый может высказать не больше трех подозрений по отношению к другим участникам. После опроса психолог определяет наиболее подозреваемых группой детей и взрослых. Наиболее стойкие (оказавшиеся вне подозрений) получают призы – что‑нибудь вкусное. Вместо условного предмета можно использовать мелкие конфетки. Участник должен быстро засунуть полученную конфету за щеку и вести себя так, чтобы другие не заметили «сладкое» выражение лица. В таком варианте отпадает необходимость в призах, а участникам легче выполнять задачу, так как не надо следить за руками, чтобы их случайно не расцепить. Самый сложный вариант этой игры проводится без конфет и предметов: участникам надо отгадать, кого психолог тронул рукой, пока все сидели с закрытыми глазами. Такое упражнение хорошо сближает участников и способствует развитию коммуникаций в группе. 4. Игры «Кто это на ощупь?», «Угадай, чьи руки». Эти игры проводятся с завязанными глазами. Сначала дети пытаются на ощупь (по лицу и фигуре) угадать имя партнера. Затем родители находят с завязанными глазами ощупывают руки детей, стараясь определить своего ребенка. Для родителей и детей это может быть очень значимая ситуация (найдет ли мама своего ребенка?). Впечатлительный ребенок может расплакаться, если мама «отвергнет» его руки. Чтобы не допустить эксцессов, психолог должен вовремя незаметно помочь родителю найти руки его ребенка. Детям настолько нравятся такие игры, что у психолога могут возникнуть проблемы с их окончанием. 5. Совместное рисование. Оно проводится в двух вариантах, в зависимости от возраста детей. Дошкольники и их родители совместно рисуют картину на определенную тему («Наш дом», «Дом», «Праздник»). Родителям с детьми старшего возраста дается задание выполнить рисунок одной ручкой (карандашом, фломастером), предавая его друг другу. При этом им нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом. После того как все закончили, каждая пара представляет свое произведение, ведущий предлагает ребенку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходила прорисовка тех или иных деталей. При этом возможны разные варианты. Часто ребенок приписывает себе авторство, хотя оно ему и не принадлежит. Желательно, чтобы психолог отмечал в карте наблюдений характерный тип и особенности взаимодействия на различных этапах рисования: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнера и т. д. В большой группе для этого может понадобиться ассистент. 6. Описание картинок по Роршаху. Каждая пара – ребенок и мама (папа) – получают одну из картинок с изображениями пятен Роршаха. Им предлагается сначала назвать как можно больше идей о том, на что это похоже, а потом прийти к одному названию. После того как каждая пара получила возможность пофантазировать и пришла к единому мнению, можно один или несколько раз обменяться картинками и обсудить варианты ответов нескольких (и даже всех участвующих в упражнении) пар об одном и том же пятне. Эта работа не только способствует развитию совместного воображения родителя и ребенка, но и служит хорошим диагностическим средством сферы родительско– детского взаимодействия. Если в группе есть второй психолог, можно разделить группу на две подгруппы, в каждой из которых проводится работа с карточками (такой вариант сокращает время работы и способствует меньшему утомлению детей, особенно маленьких). Затем группа собирается в круг, и психолог сообщает все придуманные названия пятен. 7. Игры. «Изобрази животных» – подготовка ко второй игре. Психолог называет определенных животных и просит всех участников изобразить, как они выглядят. «Найди себе пару». Психолог раздает каждому участнику заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных (маленьким детям надо сказать на ушко название животного). Название каждого животного написано на двух карточках. По команде участники начинают изображать соответствующего животного и искать себе пару. После того как каждый нашел себе «своего» животного, психолог спрашивает каждую пару: кто вы? На этом совместное занятие заканчивается. 8. Домашнее задание: обсудить дома впечатления обоих участников от прошедшего занятия. Следует напомнить родителям о правилах активного слушания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|