Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЯ: ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ




Вводное, а также самое последнее занятия можно целиком посвятить процессу психодиагностики (на вводном занятии одновременно происходит установление контакта с детьми). Сравнивая результаты, полученные до начала и после окончания курса сказкотерапии, можно определить эффективность тренинга для каждого из участников. В контексте будущих занятий здесь предлагается методика «Волшебная страна чувств». Цель этой методики – исследование психоэмоционального состояния.

Взрослый раскладывает перед каждым ребенком по восемь карандашей «люшеровских» цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Рис 2.8 300

Инструкция 1: «Далеко‑далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто‑то живет в красном домике, кто‑то в синем, кто‑то в черном, кто‑то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были такими сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Чувства вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Жители волшебной страны взяли необходимые инструменты и починили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер. У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики».

(Детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.)

Инструкция 2: «Спасибо вам от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрасьте или подчеркните название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

(Взрослый предлагает детям поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у каждого ребенка определенное чувство.)

Инструкция 3: «Спасибо! Вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите – вот карта страны чувств (взрослый показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только тот, кто восстановил страну, может раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши.

Они уже помогли вам восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

(Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, Италия по форме похожа на сапог. При этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт. Когда карта будет раскрашена, взрослый благодарит детей и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.)

Итак, первое занятие окончено.

На последнем занятии взрослый вновь предлагает это задание и сравнивает результаты.

Обработка результатов. При анализе индивидуальных бланков и «карт» важно обратить внимание на следующее:

1. Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Несмотря на то что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.

3. Распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека.

Целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

1. голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

2. туловище до линии талии, исключая руки (символизирует эмоциональную деятельность);

3. руки от пальцев до плеч (символизируют коммуникативные функции);

4. тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);

5. ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний). Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных

частях тела. Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек стремится их «заземлить», избавиться от них.

Последующие занятия носят комбинированный характер – на занятии сочетаются различные виды деятельности и методы театрализованных игр с куклами и без них, психодинамические медитации, релаксационный практикум, элементы арт– и игротерапии и др.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных