Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные подходы и формы оказания психологической помощи человеку в повседневном и неповседневном существовании.




Существуют два модуса бытия: модус повседневности (ординарности) и модус неповседневности (трансординарности, экстремальности). В модусе повседневности человек живет в своем обычном существовании, при котором смерть забывается, предается забвению. В этом модусе могут быть как люди, всегда в ней существовавшие, так и вернувшиеся из неповседневности (и обогащенные неповседневным опытом бытия). Повседневность, таким образом, интерпретируется в парадигме жизни. Неповседневный модус бытия – это существование, когда небытие вторгается в основание бытия. Это, в свою очередь, проводит к трансгрессии повседневности. Здесь может произойти как травматизация, так и рост личности. Таким образом, неповседневность распадается на две фундаментальные формы: 1) позитивную (высшее переживание бытия), 2) негативную (трагическая, предельная, краевая). Уровни (условия) психологической помощи: необходимость понимания, адекватная личностная поддержка окружающих, проявление эаботливого отношения, соучастие в судьбе, эмпатическое отношение, недопустимость отношения как к калеке или дистанцированного отношения, личностная поддержка, формирующая внутреннюю опору и условия для развития. Основные формы работы: индивидуальная ПП, групповая ПП, семейная, специализированная (помощь при решении проф. проблем или профилактики алкоголизма). Функции психологической службы: психологическое консультирование, психокорекция, психологическая психотерапия, профессиональное психологическое консультирование, помощь при решении проблем обучения, помощь при зависимости, экстренная помощь при острых психологических кризисах. Методы помощи: эмоционально-волевая тренировка, тренинговые методы, соц психологический тренинг, БОС, краткосрочная терапия ПТСР (12-15 сеансов), методы групповой работы – группы общения, группу общности судьбы и групповая психотерапия

Уровни ПП Содержание ПП Проявление ПП
Макроуровень Философия и методология практики Теория ПП
Мезоуровень Теория процесса, развития, роста, трансформации Конкретная методология
Микроуровень Техники, методы исследования Эмпирические исследования
Практический уровень Методы и техники   Осуществление практики Образование и обучение   Поддержка и совершенствование специалиста Психотехники и психотехнологии Приемы, технологии Дидактический анализ и супервизия Соблюдение проф этических стандартов помощи, взаимопомощи, коррекция внутренних проблем и проф оценка

 

Структура психологической помощи не зависимо от подхода: человек нуждающийся в помощи (клиент, пациент), человек, который может оказать помощь (психотерапевт, консультант, психолог, хелпер), помогающее взаимодействие. У клиента есть проблема, но нет средств для ее решения. У терапевта есть средства для решения. Негативный и позитивный подход в психологической помощи. Деятельностно-смысловой подход. Из методологических оснований – школа Леонтьева. Выготский, Эльконин, Божович, Зинченко. Почти все подходы лежат у полюса негативности. Считается, что только страдающий человек приходит к психологу. Почему бы психологии не заняться талантливыми, удачливостью, счастьем? Позитивность по Маслоу и Селигману: здоровье, счастье, успех. Гедонизм (удовлетворенность) это только одно понимание позитивности. У Чиксентмихайи есть понятие потока. Позитивизм и прогматизм Конта. Позитивизм как присутствие чего-то в жизни. Говорил о реальных фактах, а не скрытых сущностей. Психолог работает со смысловыми образованиями. Смысловые образования постоянно изменяются. И не всегда у человека есть инструменты, чтобы с этим справиться. Поэтому может быть необходим психолог. Негативно-позитивная травмотерапия. «Трансформация личности», «Позитивная психология», «Новые аспекты…»

Биполярный характер. Градуальная психпомощь а с другой стороны развитие механизмов сопротивляемости травматическому опыту. При доминировании избегательной тенденции полюс сосредоточен на работе с отклоненным травматическим опытом и экзозащитными механизмами защиты, направленными на редукцию страха и тревоги. Если доминирует вторжение нужна деактивация опыта и формирование механизмов защиты сопротивляемости этому опыту. Если игнорируем эти закономерности, то происходит активация опыта. Основные положения деятельностно-смыслового подхода: Личность рассматривается в многообразных отношениях человека к миру, которые реализуются в многообразной деятельности. В ходе производства и присвоения опыта человек относится к собственному бытию. Он сам производится и воспроизводится. Личность рассматривается в двух трансформациях. Трансформация деятельности и трансформация смыслов. Принцип конкретности. Переход от абстрактной психологии функций к психологии конкретного человека, который рассматривается в драмах своей жизни. Это происходи в едином событии жизни судьбы. Принцип драмы. Принцип судьбы. Принцип позитивности. Позитивность как полнота человеческого бытия в мире. Принцип хомодуплекс. Это термин Выготского. Я – Другой Принцип хомопсихологи. Человеческая психология. Принцип овладения опытом следами бытия. Принцип овладения небытием. В деятельностно-смысловом подходе предлагаются методы исследования и методы психологической помощи. Методы исследования – методы смыслового конструирования, производство и присвоения смыслового опыта жизни в ходы смысловой работы личности. Как личность в бытии относится к собственной работе, осуществляя поступок, изменяя себя, изменяя другого, в дискурсе или в реальной деятельности. Вводится так называемый смысловой метод конструирования. Он включает в себя: смысловой анализ или деконструкцию, смысловую реконструкцию и смысловую конструкцию. Повседневная ситуация Одним из наиболее действенных методов, при работе с травмой, является метод систематической десенсибилизации. Метод направлен на то, чтобы клиент с симптомами ПТСР, склонный к поведению в виде избегания, создал в своем воображении иерархию образов, вызывающих тревогy (от менее путающих до более пугающих). Далее клиенту предлагается оставаться на каждом уровне иерархии до тех пор, пока тревога не исчезнет. Этот метод можно использовать в сочетании с методикой релаксации, поскольку установлено, что тревога и релаксация исключают друг друга, а это приводит к отрыву представляемых образов от тревожных ощущений (взаимное торможение). Метод нагнетания вызывающих тревогу факторов основан на том, что клиент непосредственно подвергается воздействию вызывающих наибольшую тревогу факторов. Этот метод достаточно эффективен, но используется только при условии, что клиент в состоянии выдерживать связанную с коррекционным воздействием тревогу. Метод дебрифинга стресса критического инцидента (ДСКИ), был впервые описан Митчеллом как метод групповой психологической помощи для амбулаторной работы с индивидами, испытывающими травматическое воздействие во время исполнения служебных обязанностей. Психодинамический подход, бихевиоральный, когнитивный, экзистенциальный подход, системный, интегративный и эклектический подходы в психологической помощи. Неповседневная. Кризисная интервенция. Предполагается, что не в госпитале. Все основные – неповседневные. Сам психолог в нестабильной, неравновесной ситуации. А также экстренная психологическая помощь и дебрифинг (в широком смысле – методы непосредственного отреагирования травматического переживания при выходе из экстремальной ситуации). Если работа проходит позже, то это отсроченная работа (напр, через 6 мес возникла посттравматическая стрессовая работа).

 

Нейролингвистическое направление. С точки зрения нейрологии, травматическое воспоминание – это всего лишь определенная комбинация нейронных сетей, такой подход позволяет взглянуть на ПТСР, как на нечто динамическое, способное к изменениям.

На языке теории самоорганизации, дестабилизация травматического отрезка памяти – это уменьшение глубины и ширины негативного аттрактора. Для дестабилизации психотравматического эпизода можно использовать метод десенсибилизации и переработки движением глаз (ДПДГ).

Техника десенсибилизации и переработки движением глаз берет свое начало с 1987 года со случайного наблюдения автора метода Фрэнсис Шапиро.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных