Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краткосрочные методы оказания психологической помощи. Коучинг. Медиация.




Краткосрочные методы В случае КМ присутствуют существенные (в среднем 10-кратные) ограничения во времени по сравнению с аналогичными классическими формами. Этот подход становится все популярнее в современном мире: повышение интенсивности и интегративности работы с понижением материальных затрат без снижения эффективности. В современных направлениях краткосрочность — важный принцип избавления пациента от «психотерапевтического дефекта» - стремления переложить ответственность за свою жизнь на терапевта. Виды КМ: 1 - В групповой психотерапии — марафон. 2 - Краткосрочная позитивная психотерапия. Принципы: а — опора на позитивное в жизни пациента, его ресурсы. б — использование только позитивных подкреплений. в — позитивистский философский подход. Ведущая роль у опыта и интуиции пациента. В данном подходе не происходит диагностики, а работа начинается сразу с коррекционных мероприятий и анализ приемов происходит только в случае их неэффективности. Длительность: 3-4 занятия, при ориентации психотерапевтов на желательность и возможность психотерапии одной беседы. Продолжительность занятия обычно более часа, первого — зачастую более двух часов. Промежутки между занятиями — от нескольких дней до нескольких месяцев. Методы: широкий спектр поведенческих, парадоксальных и метафорических, даже дзен-буддийских, психотехник. Основные теоретические положения: а) причины проблем в прошлом, но в опыте человека лежат и ресурсы для решения проблем. б) анализ причин проблемы вызывает самообвинение и обвинение близких, что не способствует психотерапевтическому сотрудничеству. Надо искать ресурсы, а не причины. в) любая концепция уже, чем индивидуальные особенности человека. Надо следовать интуиции, а не догмам. г) формирование диалектического мировоззрения. Борьба с проблемой неэффективна, принятие проблемы — путь к компромиссному решению. 3 — краткосрочная психодинамическая психотерапия. Основные принципы: а) целенаправленная ограниченность 1-40 занятяими при частоте встреч приблизительно 1 раз в неделю. б) цель - поведенческие изменения в фокусированной области конфликта, в отличие от установки ортодоксальной психодинамической психотерапии на личностное развитие посредством тотального преодоления комплекса базальных конфликтов. в) ведущий стратегический принцип - выделение и переработка фокального конфликта, в большинстве случаев эдиповой природы (соперничество, проблемы выигрыша-проигрыша и т. п.). г) требования к ролевой позиции терапевта: способность к аффективному контакту, активность в контакте и интерпретациях (в отличие от позиции «нейтрального зеркала» ортодоксального психодинамического психотерапевта). д) требования к пациенту. Показания: наличие фокального конфликта эдиповой природы или потеря любимого объекта, высокая мотивация, наличие опыта как минимум одних значимых взаимоотношений, способность рефлексировать чувства и конструктивная реакция на пробную интерпретацию. Противопоказания: выраженная депрессия, психотические нарушения (параноидного и/или нарциссического характера), тенденции к патологической переработке переживаний (суицидальное или наркоманическое поведение). Косвенное противопоказание: преимущественное использование проекции и отрицания. Большая ориентация на способность самого пациента обобщать и использовать материал, полученный в терапии. е) фазы: отборочная фаза — диагностика мотивации и силы Я и выделение фокального конфликта, заключение терапевтического контракта (1-2 встречи) переработка фокального конфликтам фаза сепарации — разрешение переноса и достаточно директивное завершение терапии. ж) Методы: обычные для психодинамической терапии реконструктивные приемы когнитивного и идентификационного научения и их модификации. Ведущий технический принцип — кресло вместо кушетки — ориентация на чувство стыда пациента вместо чувства вины. Анализ защиты и споротивления центрируется на выбранном фокальном конфликте, а в интерпретации переноса ограничиваются одним значимым лицом из прошлого, связанным с этим конфликтом. з) ведущий психотерапевтический принцип — переработка фокального конфликта, являющегося причиной блокирования в значимых жизненных сферах пациента, — позволяет ему пережить возврат энергии и активности, которые могут быть им использованы для разрешения жизненных проблем.. 4 — Позитивная психотерапия 5 — когнитивно-поведенческая психотерапия (моделирование поведения). Основана на внутренних принципах переработки информации. Это обучающий процесс, обеспечивающий пациента новым опытом. Использованием приемов, позволяющих оценить неадекватные аспекты мышления, представления, которыми личность реагирует на внешние события, переводя их во внутренний план. Основные принципы:а) многие поведенческие проблемы — следствия пробелов в обучении и воспитании. б) реципроктные взаимоотношения между поведением и средой в) случайный опыт оставляет более значимый след в личности, чем традиционная бихевиористская модель S-R. г) моделирование поведения — одновременно обучающий и психотерапевтический процесс. Когнитивный аспект решающий в ходе научения. Дезадаптивное поведение может быть изменено посредством личностных самообучающих приемов, активизирующих когнитивные структуры. Поведение может быть изменено уже в результате наблюдения за ним. Каждая задача может решаться одним способом научения или сочетанием четырех: ответным, или классическим, оперантным, наблюдательным и когнитивным. Когнитивное научение включает в себя самоконтроль, самонаблюдение, составление контрактов, работу в системе правил пациента. Очень важны цели научения: пока не достигнута цель, к другой не переходим. Работа только с тем, что вербализуется через «я хочу», а не «хотел бы». Проблемы надо определять в понятных терминах. Важно очертить барьер, который хотелось бы преодолеть. Методы: 1) мозговой штурм — предлагаются различные варианты решения проблемы и выбираются самые интересные. 2) Заключение терапевтических контрактов в виде письменной фиксации предполагаемых изменений. 3) Домашние задания: выполняются конкретные упражнения из программы тренинга самоутверждения, самоинструкций. 4) Выяснение системы правил проблемного поведения, составляя их список, выяснение кто и для чего это правило создал, нет ли конфликта между правилами. После вмешательства список правил модифицируется. Также клиенты самостоятельно работают с этим списком. 5) Подведение итогов после каждого занятия и обсуждение дальнейших шагов. Анализ того, что способствовало успеху. 6) Обучение релаксации и изменение отношений к тревожным мыслям и чувствам (систематическая десенсибилизация). КОУЧИНГ — психологическая помощь людям по достижению целей, которые они сами перед собой поставили или целей, которые вытекают из тех проблем, с которыми они сегодня сталкиваются. Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Виды: жизненный — решение жизненных проблем, бизнес-коучинг — психологическое сопровождение людей по бизнес - запросам. Коуч помогает достичь цели, при этом сам не являясь специалистом в этих областях. Принципы: ориентация на будущее, на цели человека, а не на прошлое, которое привело к проблемам. Ответственность за достижение поставленной цели лежит на клиенте. На коуче ответственность за создание определенных условий. Этапы: 1) установление взаимоотношений с клиентом. Подписание соглашения на достижение конкретной цели и согласование правил работы. Формулировка запроса. Объяснение правил работы и формулировка ожиданий клиента. В случае повторных встреч, анализ выполненных или не выполненных поставленных задач и причин успеха или неуспеха. 2) определение задачи для данной конкретной встречи. 3) исследование проблемы, с которой обратился клиент и его текущей ситуации. Коуч и клиент должны одинаково видеть ситуацию клиента (расхождение с идеологией психотерапии). 4) определение внутренних и внешних препятствий клиента 5) выявление и анализ возможностей клиента для преодоления препятствий 6) составление плана действий, которые надо будет осуществить до следующей встречи. Медитация альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей, нейтральной стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Принципы: добровольность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, принятие, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры. Виды: 1) медиация, ориентированная на решение проблем. Сосредоточенность на интересах, а не на позициях. Позиция — исход конфликта, который сторона заявляет как наиболее предпочтительный, интерес — цель, которая должна быть удовлетворена или достигнута. Медиатор сначала предлагает сторонам изложить свои позиции, а потом помогает найти общие интересы. 2) трансформативная медиация. Участники определяют ход медиации, а медиатор следует за ними. В центре внимания — общение сторон, предоставление им возможности по-новому взглянуть на происходящее и не только понять, но и прочувствовать это. Ключевые компоненты — слушание и слышанье. В результате происходит некая трансформация, приводящая к взаимопониманию. 3) нарративная медиация. Медиаторы и участники конфликта оказывают продолжительное влияние друг на друга в ходе диалога, это процесс, в ходе которого участники излагают свой взгляд на происходящее. 4) Эко-системная или семейно-ориентированная медиация. Основная задача — помощь семьям в преодолении грядущих перемен и сохранении нормальных отношений с детьми. Также применимо к межкультурным конфликтам и спорам между разными поколениями. 5) медиация, основанная на понимании. Цель — разрешение спора посредством понимания перспектив, приоритетов, интересов, перспектив своих и других сторон. Это дает возможность совместными усилиями разрешить конфликт. Ключевое значение имеет ответственность сторон за принятые решения. 6) оценочная медиация. Медиатор влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, а при определенных обстоятельствах и оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта. Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор. В некоторых школах медиации медиатор может играть более активную роль, в то время как в других роль медиатора сводится в основном к фасилитации (содействию). Фасилитатор отвечает за организацию переговоров (следит за соблюдением регламента и структурой процесса), содействует сторонам при их проведении.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных