Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вспомогательный материал для работы с новеллами Мериме




СООТНОШЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО И РОМАНТИЧЕСКОГО В НОВЕЛЛЕ П. МЕРИМЕ «МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ»

 

Ранняя новелла П. Мериме «Маттео Фальконе» (1829) созда­валась в то время, когда развитие реализма во Франции проис­ходило в сложном и противоречивом взаимодействии с романтизмом. Сущность этого соотношения реалистического и роман­тического в «экзотической» новелле и предстоит выявить.

Прежде всего определите романтические элементы в выборе места действия, в использовании «местного колорита» и роман­тических исключительных сюжетных ситуаций, в романтическом «ядре» характера главного героя, связанном с его нравственной цельностью и бескомпромиссностью, с тем, что Л. Я. Гинзбург называет «метафизически понимаемой целостностью души». Од­нако, анализируя новеллу, исходите из того, что лежащая в ос­нове повествования романтическая история получает глубоко реалистическое обоснование. Этот исходный тезис и нуждается в доказательстве. Задача студента — выявление «стыка», синтеза элементов реалистической и романтической поэтики.

Начните с раскрытия особенностей художественной структу­ры новеллы, анализа компонентов сюжета и образных средств (портрет, диалог), что поможет установлению романтических примет в реалистическом произведении.

Где происходят события новеллы? Каково чисто географическое направление «экзотического» интереса П. Мериме? Выясните: интерес автора к корсиканцам, свободным детям природы, просто «экзотический» или имеет этнографический характер? В связи с этим подумайте над тем, почему в столь малой по объ­ему новелле так обстоятельно разработана экспозиция? Каков характер завязки? Каковы функции рассказчика-француза? Как он пытается проникнуть в чуждую ему психологию корсиканцев?

В чем исключительность главной сюжетной ситуации с ее подчеркнутым драматизмом? Можно ли назвать сюжет новеллы «руссоистским»? Согласны ли вы с тем, что «руссоистский» по своей сути конфликт природы и цивилизации имеет в новелле «антируссоистское» разрешение? Кто у П. Мериме находится на стороне природы, а кто — на стороне цивилизации и почему?

В чем «преступление» десятилетнего Фортунато? Выразите свое отношение к позиции исследователя В. А. Лукова, утвер­ждающего, что «не «естественное чувство», а сложившиеся нра­вы определяют поведение Фортунато, когда он спасает человека».

В чем сложность нравственной проблематики новеллы? Как эта сложность выявляется в процессе развития действия, в кульминационном эпизоде новеллы и в ее «снижающей» концовке?

Какими реалистическими средствами П. Мериме снимает иде­ализацию образа Маттео и патетику описания, свойственные ро­мантикам? Как автор подводит читателя к справедливому выводу о том, что цельность натуры не всегда безоговорочное благо, что оборотной стороной цельности характера Фальконе, «сы­на природы», становится ограниченность и жестокость.

В заключение обобщите сказанное по поводу победы реалис­тической установки автора над чисто внешними романтически­ми чертами.

 

НОВЕЛЛА П. МЕРИМЕ «КАРМЕН» (ГЕРОЙ, СЮЖЕТ, КОМПОЗИЦИЯ)

«Кармен» (1845) — классический образец «экзотической» но­веллы, служащий доказательством того, что становление и раз­витие реализма в творчестве Мериме шло через романтизм.

В центре новеллы типичная героиня новелл данного цикла. Цыганка Кармен (как и Маттео Фальконе) — «дитя природы», цельный человек, не разъеденный ядом мучительного самоана­лиза (сомнительного, по мысли П. Мериме, достижения цивилизации). Она не знает мук совести, интеллигентского раздвоения личности. В основе ее характера лежит жажда свободы. Мери­ме подхватывает здесь романтическую тему «всепоглощающей страсти», которую подвергает трансформации: страсть лишается романтического ореола. П. Мериме исследует «моральную себе­стоимость» страсти, ее реальные последствия. В процессе анализа новеллы необходимо показать способы художественной реализации этого творческого задания новеллиста.

Постижение авторского замысла начните с раскрытия струк­туры новеллы, охарактеризуйте кольцевую композицию произ­ведения, состоящего из трех различных по характеру частей.

Рассмотрите начало новеллы и ее финал. Задумайтесь над вопросом: почему П. Мериме окружает сюжетную линию Кар­мен этнографическими наблюдениями рассказчика, описаниями нравов, быта цыган и басков, придает новелле черты очерка? Как использует автор прием контраста, помещая вторую, дра­матическую часть новеллы, между двумя «нейтральными» по тону частями?

Объясните, почему Кармен вводится в новеллу дважды: в рассказе путешествующего историка (автора-повествователя) и в исповеди рассказчика Хосе. Одинаковы ли оценки Кармен, данные ей разными людьми? Выпишите и сравните эти характеристики. Докажите, что в обрисовке Хосе (участника главного новеллистического сюжета) облик Кармен приобретает реалистическую достоверность благодаря деталям, характеризующим ее как женщину определенного общественного положения, воспитания и образа жизни. Таким способом П. Мериме социально детерминирует характер своей героини, учитывая социальные и этнографические условия, в которых он сформировался.

Подумайте, почему романтическое свободолюбие Кармен дополняется резко отрицательными качествами (лживость, ветреность, жестокость, предательство и др.). Как это приводит к реалистическому снижению романтического в характере цыганки? Рассмотрите портретную и речевую характеристики герои­ни как способ выражения ее индивидуальности, как средство типизации образа Кармен, как прием создания местного колорита, выражающего национальную и историческую обусловленность образа.

В заключение суммируйте свои наблюдения и сделайте вы­воды о характере повествования, о наличии в новелле элементов романтической поэтики, о принципах реалистического психологизма и особенностях структуры «Кармен».

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО П. МЕРИМЕ В НОВЕЛЛЕ «АРСЕНА ГИЙО»

«Арсена Гийо» (1844) принадлежит к циклу «современных» («светских») новелл и рассказывает о трагической судьбе жен­щины из народа. Здесь сливаются воедино все основные идей­ные мотивы П. Мериме-новеллиста.

Новелла строится на контрасте двух женских образов: пред­ставительницы парижского дна исветской дамы, которая под видом заботы одуше Арсены становится ее тюремщицей. Изо­бражение лицемерия, ханжества, тартюфства достигает здесь большой социальной силы и остроты. Чужая беда для г-жи Пьен лишь повод к упражнениям в благочестии. Докажите это ана­лизом соответствующих эпизодов новеллы.

Проследите, как для достижения своего творческого замыс­ла автор использует жанровую специфику новеллы: остродрама­тический сюжет, «перевернутую» ситуацию, динамизм действия, особую роль финала.

Покажите, как с помощью портретной и речевой характерис­тик, деталей быта, поступков героев автор расширяет наше пред­ставление о характерах персонажей. Выясните, как образ Арсе­ны (бывшей статистки оперы), которую беспросветная нужда толкнула на путь проституции, помогает лучше представить ха­рактер ее лицемерного антагониста — г-жи де Пьен.

Как образ представителя «золотой молодежи» Макса де Селиньи помогает понять логику поступков каждой из двух геро­инь?

На кого направлена аналитическая ирония и насмешка авто­ра?

Какую роль в новелле играет рассказик-повествователь? Как он задает новелле тон объективно рассказываемой истории?

Какую функцию выполняетдиалог в новелле? Почему он (как и в драме) становится формой развития действия? (Про­анализируйте, например, диалоги доктора и мадам де Пьен с последующим участием в них Арсены в первой главе).

Рассматривая композицию новеллы, объясните, почему описание попытки Арсены покончить с собой дается в самом нача­леновеллы, а не в конце.

Чему посвящена вторая глава? Как возникает драматизм в (отношениях Арсены, Макса иг-жи де Пъен? Что оказывается предвестием драматического конца?

Почему П. Мериме завершает новеллу четвертой главой — повествовательным фрагментом, представляющим обращение к «сударыне» и состоящим всего из двадцати строк?

В конце работы сделайте заключение о том, почему судьба Арсеныпри всей ее драматической исключительности типична, как типична и сама фигура г-жи де Пьен, и какими художест­венными средствами добивается этого автор новеллы.

Литература

Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и истории. — М, 1990.

Карельский А. В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып. I: Французская литература XIX века. — М., 1998.

Кирнозе 3. И. Страницы французской классики. — М., 1992.

Луков В. А. Изучение системы жанров в творчестве зарубежных писа­телей: Проспер Мериме. — М., 1983.

Форестье Ж. Проспер Мериме. — М., 1983.

Дополнительная литература

 

Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. — Л., 1971.

История всемирной литературы: В 9 т. — М., 1989. —Т. 7.

Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. — М., 1997. —Ч. 2.

Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н.П. Михальской, Б. И. Пуришева. — М., 1981. — С. 128—132.


ПЛАН № 2. НОВЕЛЛА СТЕНДАЛЯ «ВАНИНА ВАНИНИ»: РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

ПЛАН

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных