ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вспомогательный материал для работы с новеллами МеримеСООТНОШЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО И РОМАНТИЧЕСКОГО В НОВЕЛЛЕ П. МЕРИМЕ «МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ»
Ранняя новелла П. Мериме «Маттео Фальконе» (1829) создавалась в то время, когда развитие реализма во Франции происходило в сложном и противоречивом взаимодействии с романтизмом. Сущность этого соотношения реалистического и романтического в «экзотической» новелле и предстоит выявить. Прежде всего определите романтические элементы в выборе места действия, в использовании «местного колорита» и романтических исключительных сюжетных ситуаций, в романтическом «ядре» характера главного героя, связанном с его нравственной цельностью и бескомпромиссностью, с тем, что Л. Я. Гинзбург называет «метафизически понимаемой целостностью души». Однако, анализируя новеллу, исходите из того, что лежащая в основе повествования романтическая история получает глубоко реалистическое обоснование. Этот исходный тезис и нуждается в доказательстве. Задача студента — выявление «стыка», синтеза элементов реалистической и романтической поэтики. Начните с раскрытия особенностей художественной структуры новеллы, анализа компонентов сюжета и образных средств (портрет, диалог), что поможет установлению романтических примет в реалистическом произведении. Где происходят события новеллы? Каково чисто географическое направление «экзотического» интереса П. Мериме? Выясните: интерес автора к корсиканцам, свободным детям природы, просто «экзотический» или имеет этнографический характер? В связи с этим подумайте над тем, почему в столь малой по объему новелле так обстоятельно разработана экспозиция? Каков характер завязки? Каковы функции рассказчика-француза? Как он пытается проникнуть в чуждую ему психологию корсиканцев? В чем исключительность главной сюжетной ситуации с ее подчеркнутым драматизмом? Можно ли назвать сюжет новеллы «руссоистским»? Согласны ли вы с тем, что «руссоистский» по своей сути конфликт природы и цивилизации имеет в новелле «антируссоистское» разрешение? Кто у П. Мериме находится на стороне природы, а кто — на стороне цивилизации и почему? В чем «преступление» десятилетнего Фортунато? Выразите свое отношение к позиции исследователя В. А. Лукова, утверждающего, что «не «естественное чувство», а сложившиеся нравы определяют поведение Фортунато, когда он спасает человека». В чем сложность нравственной проблематики новеллы? Как эта сложность выявляется в процессе развития действия, в кульминационном эпизоде новеллы и в ее «снижающей» концовке? Какими реалистическими средствами П. Мериме снимает идеализацию образа Маттео и патетику описания, свойственные романтикам? Как автор подводит читателя к справедливому выводу о том, что цельность натуры не всегда безоговорочное благо, что оборотной стороной цельности характера Фальконе, «сына природы», становится ограниченность и жестокость. В заключение обобщите сказанное по поводу победы реалистической установки автора над чисто внешними романтическими чертами.
НОВЕЛЛА П. МЕРИМЕ «КАРМЕН» (ГЕРОЙ, СЮЖЕТ, КОМПОЗИЦИЯ) «Кармен» (1845) — классический образец «экзотической» новеллы, служащий доказательством того, что становление и развитие реализма в творчестве Мериме шло через романтизм. В центре новеллы типичная героиня новелл данного цикла. Цыганка Кармен (как и Маттео Фальконе) — «дитя природы», цельный человек, не разъеденный ядом мучительного самоанализа (сомнительного, по мысли П. Мериме, достижения цивилизации). Она не знает мук совести, интеллигентского раздвоения личности. В основе ее характера лежит жажда свободы. Мериме подхватывает здесь романтическую тему «всепоглощающей страсти», которую подвергает трансформации: страсть лишается романтического ореола. П. Мериме исследует «моральную себестоимость» страсти, ее реальные последствия. В процессе анализа новеллы необходимо показать способы художественной реализации этого творческого задания новеллиста. Постижение авторского замысла начните с раскрытия структуры новеллы, охарактеризуйте кольцевую композицию произведения, состоящего из трех различных по характеру частей. Рассмотрите начало новеллы и ее финал. Задумайтесь над вопросом: почему П. Мериме окружает сюжетную линию Кармен этнографическими наблюдениями рассказчика, описаниями нравов, быта цыган и басков, придает новелле черты очерка? Как использует автор прием контраста, помещая вторую, драматическую часть новеллы, между двумя «нейтральными» по тону частями? Объясните, почему Кармен вводится в новеллу дважды: в рассказе путешествующего историка (автора-повествователя) и в исповеди рассказчика Хосе. Одинаковы ли оценки Кармен, данные ей разными людьми? Выпишите и сравните эти характеристики. Докажите, что в обрисовке Хосе (участника главного новеллистического сюжета) облик Кармен приобретает реалистическую достоверность благодаря деталям, характеризующим ее как женщину определенного общественного положения, воспитания и образа жизни. Таким способом П. Мериме социально детерминирует характер своей героини, учитывая социальные и этнографические условия, в которых он сформировался. Подумайте, почему романтическое свободолюбие Кармен дополняется резко отрицательными качествами (лживость, ветреность, жестокость, предательство и др.). Как это приводит к реалистическому снижению романтического в характере цыганки? Рассмотрите портретную и речевую характеристики героини как способ выражения ее индивидуальности, как средство типизации образа Кармен, как прием создания местного колорита, выражающего национальную и историческую обусловленность образа. В заключение суммируйте свои наблюдения и сделайте выводы о характере повествования, о наличии в новелле элементов романтической поэтики, о принципах реалистического психологизма и особенностях структуры «Кармен». РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО П. МЕРИМЕ В НОВЕЛЛЕ «АРСЕНА ГИЙО» «Арсена Гийо» (1844) принадлежит к циклу «современных» («светских») новелл и рассказывает о трагической судьбе женщины из народа. Здесь сливаются воедино все основные идейные мотивы П. Мериме-новеллиста. Новелла строится на контрасте двух женских образов: представительницы парижского дна исветской дамы, которая под видом заботы одуше Арсены становится ее тюремщицей. Изображение лицемерия, ханжества, тартюфства достигает здесь большой социальной силы и остроты. Чужая беда для г-жи Пьен лишь повод к упражнениям в благочестии. Докажите это анализом соответствующих эпизодов новеллы. Проследите, как для достижения своего творческого замысла автор использует жанровую специфику новеллы: остродраматический сюжет, «перевернутую» ситуацию, динамизм действия, особую роль финала. Покажите, как с помощью портретной и речевой характеристик, деталей быта, поступков героев автор расширяет наше представление о характерах персонажей. Выясните, как образ Арсены (бывшей статистки оперы), которую беспросветная нужда толкнула на путь проституции, помогает лучше представить характер ее лицемерного антагониста — г-жи де Пьен. Как образ представителя «золотой молодежи» Макса де Селиньи помогает понять логику поступков каждой из двух героинь? На кого направлена аналитическая ирония и насмешка автора? Какую роль в новелле играет рассказик-повествователь? Как он задает новелле тон объективно рассказываемой истории? Какую функцию выполняетдиалог в новелле? Почему он (как и в драме) становится формой развития действия? (Проанализируйте, например, диалоги доктора и мадам де Пьен с последующим участием в них Арсены в первой главе). Рассматривая композицию новеллы, объясните, почему описание попытки Арсены покончить с собой дается в самом началеновеллы, а не в конце. Чему посвящена вторая глава? Как возникает драматизм в (отношениях Арсены, Макса иг-жи де Пъен? Что оказывается предвестием драматического конца? Почему П. Мериме завершает новеллу четвертой главой — повествовательным фрагментом, представляющим обращение к «сударыне» и состоящим всего из двадцати строк? В конце работы сделайте заключение о том, почему судьба Арсеныпри всей ее драматической исключительности типична, как типична и сама фигура г-жи де Пьен, и какими художественными средствами добивается этого автор новеллы. Литература Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и истории. — М, 1990. Карельский А. В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып. I: Французская литература XIX века. — М., 1998. Кирнозе 3. И. Страницы французской классики. — М., 1992. Луков В. А. Изучение системы жанров в творчестве зарубежных писателей: Проспер Мериме. — М., 1983. Форестье Ж. Проспер Мериме. — М., 1983. Дополнительная литература
Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. — Л., 1971. История всемирной литературы: В 9 т. — М., 1989. —Т. 7. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. — М., 1997. —Ч. 2. Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н.П. Михальской, Б. И. Пуришева. — М., 1981. — С. 128—132. ПЛАН № 2. НОВЕЛЛА СТЕНДАЛЯ «ВАНИНА ВАНИНИ»: РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПЛАН
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|