Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личность человека, его свобода, нравственность, свобода совести неотчуждаемы.




 

Таким образом, понимание государства как продукта социального договора (Локк, Гоббс, Руссо), по Гегелю, ошибочно.

 

Гегель различает понятия морали и нравственности. Мораль субъективна, нравственность объективна (это «объективная мораль», социальная этика).

 

Напомним, что нравственность это высшая ступень развития свободы, на этом этапе свобода (и нравственность) реализуются в политических и социальных институтах.

Нравственность предстает, таким образом, не как абстракция, не как долг, а как нечто вполне реальное. Формы развития нравственности — семья, гражданское общество и государство.

 

Самый простой, непосредственный тип общности — семья. Следующий этап — это гражданское общество.

Гражданское общество состоит из множества семей и отдельных лиц, которые являются своего рода социальными атомами. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все остальное для него ничто».

Гегель определяет гражданское общество как сферу частного интереса. Гражданское общество — это, прежде всего, общество частных собственников. Частная собственность является его основой, фундаментом, и при отсутствии таковых говорить о существовании гражданского общества не приходится.

Это общество сформировалось только в «современную эпоху» и характеризует достаточно высокий уровень свободы человека и общества. Исторически это соответствует капиталистической экономике и обществу буржуазных государств XVIII — начала XIX в. Идеологически эти реалии отражены в классических либеральных доктринах.

 

По Гегелю, гражданское общество можно «рассматривать как внешнее государство, как государство нужды и рассудка».

 

Возникает сложная система взаимоотношений. Общество оказывается определенным образом структурировано. В нем формируются сословия в зависимости от типа собственности, вида трудовой деятельности, степени выражения всеобщего интереса.

 

По Гегелю, сословия соответствуют трем моментам диалектического развития.

Первое — «субстанциальное» сословие, землевладельцы, каковыми являются дворяне и крестьяне.Второе сословие Гегель называет промышленным, это фабриканты, торговцы и ремесленники. Они уже «оторвались» от природы, она для них лишь материал. Достигнутые результаты в большей степени зависят от их рассудка, и они не полагаются на милости природы. Третье - это «всеобщее» сословие или чиновники. Они стоят на страже всеобщего интереса, тогда как промышленное сословие ориентировано на частный. Частный интерес чиновников «находит свое удовлетворение в работе на пользу всеобщего».

Отношения внутри гражданского общества регулируются правом. По Гегелю, важным структурным элементом гражданского общества являются корпорации. Гражданское общество базируется на двух столпах: святости брака и корпоративной чести. Неуважение к этим святыням подрывает устои общества.

Гегелевское понимание государства шире современных трактовок государства как основного элемента политической системы общества.

В нем находит свое выражение всеобщая воля, это сфера всеобщего интереса. Частные воли не первичны, они не образуют путем суммирования и вычитания всеобщую волю, оно не есть мнение большинства. Всеобщая воля разумна, большинство может заблуждаться.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных