Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Искренние подсказки




Искренние подсказки сообщат, что на самом деле происходит в мыслях и душе человека. Они часто помимо чьей-либо воли выдают то, что люди хо­тели бы скрыть от посторонних глаз, и в некото­рых случаях люди предпринимают поистине ти­танические усилия, чтобы утаить от чужого взора самое сокровенное. Существуют, однако, жесты и телодвижения, которые весьма похожи на под­сказки, но не являются таковыми. Тем не менее есть признаки, по которым искренние подсказки можно отличить от ложных. Прежде всего ис­кренними можно считать только непроизволь­ные, спонтанные подсказки — например, внезап­ный румянец, пот, расширение зрачка, то есть те подсказки, что неподконтрольны сознанию. Та­кие невольные проявления человеческой приро­ды невозможно подделать или имитировать. Че­ловек не в силах по собственной воле покрыться румянцем или залиться потом, как не в силах и

приказать своему зрачку расшириться. Следова­тельно, когда мы видим, как зарделось чье-то лицо, это означает, что человек ощущает нелов­кость своего положения. Если же наш собесед­ник вдруг покроется испариной, мы сможем с уверенностью сказать, что он испытывает волне­ние или крайнее беспокойство, а может быть, и го и другое вместе. Когда же мы заметим, что зрачки у человека расширились, у нас будут все основания полагать, что причиной этого стал либо недостаток освещения, либо эмоциональ­ное возбуждение.

Румянец, испарина, расширение зрачков — все это признаки, неподконтрольные сознанию, однако между ними тоже есть определенные раз­личия. Например, когда у нас на щеках вспыхи­вает румянец, мы понимаем, что окружающие вполне могут заметить наше замешательство и смущение, но, увы, ничего не можем исправить. Точно так же и люди, оказавшиеся свидетелями нашего замешательства, вполне отдают себе отчет в том, что вторглись на территорию чужих чувств и переживаний, о которых с пламенным красноречием говорят наши полыхающие румян­цем щеки. Но совсем другое дело, если у нас рас­ширились зрачки. В этом случае мы сами не ве­даем, что творят наши зрачки. У нас не возникает ни тени подозрения, что наше душевное состоя­ние может светиться в них и что информация о наших переживаниях уже запечатлелась в нашем облике. Интересно, что и люди, которые наблю­дают за нами и даже догадываются о нашем эмо­циональном возбуждении, не могут объяснить, как они пришли к такому заключению. Все, что доходит до их сознания, это то, что в нашем об­лике есть нечто, приковывающее к себе их вни­мание, но что именно привлекает их в нашем лице, — нет, этого они объяснить не могут. Ко­роче говоря, когда наши зрачки расширяются, это значит, что мы делаем искреннюю подсказку, но при этом даже не осознаем своих действий. Эта подсказка вызывает ответную реакцию в окружающих, хотя никто не отдает себе отчета, по­чему при виде нас что-то всколыхнулось в их душе.

Искренние подсказки проскальзывают пре­имущественно в тех случаях, когда люди позво­ляют себе прихвастнуть, когда в их словах нет ис­кренности, — все равно, стремятся ли они при­дать себе больший вес и казаться людьми, наделенными властью, хотят ли держаться более уверенно — увереннее, чем было бы естественно для них, или просто лгут, пытаясь скрыть свое беспокойство или подлинные намерения, — вот тогда-то нет-нет да появится подсказка. Впрочем, самозванцам, профессиональным жуликам, заяд­лым лгунам и психопатам часто удается держать­ся на удивление естественно, допуская самое не­значительное число разоблачающих подсказок. Однако в большинстве своем люди чувствуют смущение, когда говорят заведомую ложь и не могут не выдать себя разнообразными подсказка­ми. Попытка сохранить хорошую мину при пло­хой игре и добиться чистого звучания отпетой фальши ложится тяжким бременем на душу чело­века: задуманное им представление начинает тре­щать по всем швам, и сквозь трещинки просачива­ются предательские подсказки.

Пол Экман с коллегами из Калифорнийского университета в Сан-Франциско показал, на­сколько различны люди в своей способности убе­дительно лгать. Например, те из них, кто отно­сится к лжи легко, не испытывая при этом мо­ральных затруднений, что называется, лгут и не краснеют, и почти не оставляют улик, свидетель­ствующих об их обмане, — словом, не допускают «утечек информации». Некоторые исследователи полагают, что совершенных лжецов не существу­ет и, как бы далеко ни зашел человек в своей привычке обманывать, он все-таки оставляет красноречивые свидетельства собственной лжи. Фрейд, к примеру, считал, что люди не способны скрывать от окружающих свое расположение ду­ха, — в конечном итоге хоть какой-нибудь знак,

поднимающий завесу над их тайными помысла­ми, непременно пробьется наружу. По его сло­вам: «Тот, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать[1], может убедиться, что ни одному смертному не дано сохранить секрет. Если губы его молчат, говорят кончики пальцев, и из каж­дой поры сочится ложь».

Ложные подсказки

Ложная подсказка призвана что-то сообщить о ком-то, но она порой изменяет своему призва­нию. Это может случиться как минимум по двум причинам -- во-первых, потому что подсказка ненадежна, а во-вторых, потому что человек ис­кусно подделывает ее, стремясь ввести других людей в заблуждение и дать им ложные представ­ления о собственных мыслях и чувствах. Это — мнимые подсказки. Подсказки могут оказаться не­надежными в том случае, если они не позволяют нам определить душевное состояние человека. Например, мокрые от пота ладони — признак беспокойства. Но и ему не вполне можно доверять, поскольку примерно 5 процентов населения стра­дают гипергидрозом, или повышенной потливос­тью, — наследственным генетическим нарушени­ем, приводящим к хронической потливости. В таком случае человек может не испытывать ни тени беспокойства.

Мнимые подсказки можно встретить везде и повсюду. Чтобы казаться шире в плечах, мужчи­ны постоянно подкладывают специальные поду­шечки — плечики; женщины носят туфли на вы­соких каблуках — и все это ради того, чтобы дать ложные представления о собственной фигуре — высоте и ширине плеч. Все это делается сознательно, с целью добиться нужного впечатления. В других ситуациях люди могут менее отчетливо представлять, чего же они хотят достигнуть. Когда мужчина, например, выпячивает грудь, а женщина семенит, пританцовывая на кончиках пальцев, он опять-таки выглядит шире в плечах, а она -- выше ростом, хотя в подобном случае люди вряд ли дают себе отчет в том, почему каж­дый из них ведет себя так, а не иначе, — разуме­ется, если они вообще сознают некоторую не­обычность своего поведения.

В животном мире повышение голоса служит искренним сигналом, свидетельствующим об ис­тинных размерах того или иного животного. Чем крупнее жаба, тем более низким грудным тоном она квакает, весьма точно характеризуя тем са­мым собственные размеры. Поскольку подделать тон кваканья затруднительно, он-то и позволяет каждой жабе публично заявить о своей величине и оценить габариты соперников. В обществе лю­дей столь жесткой взаимосвязи между высотой голоса и физическими пропорциями тела не су­ществует — во всяком случае, если брать в расчет людей, достигших зрелости, но не одряхлевших от лет. Интуиция подсказывает большинству людей, что у высокорослого человека голос дол­жен бы быть низким. Чего ж вам более — люди давно уяснили, что голос понизить не составит труда, зато в результате может возникнуть впечат­ление, что человек обладает завидными физичес­кими данными, куда большими, чем на самом деле. В мире людей, таким образом, высота и тембр голоса не являются искренней подсказкой, характеризующей физические данные человека.

Мнимые подсказки можно наблюдать в ситуа­циях, когда некто совершенно безосновательно имитирует какие-то конкретные формы поведе­ния и связанные с ними подсказки, ассоциирую­щиеся с вполне определенными душевными со­стояниями или физическими данными, которыми человек явно не обладает, но на которые претен­дует. Рассмотрим пример с плачем — подсказкой,

являющейся выражением печали и горя. Когда подобные переживания проникают к нам в душу, мы можем либо поддаться чувству, либо подавить его и удержаться от слез. Исполнившись реши­мости не проронить ни слезы, мы можем в кровь искусать нижнюю губу. В результате мы как бы отправим окружающим два послания. Во-пер­вых, становится совершенно очевидно, что наши чувства и переживания причиняют нам столь жгучую боль, что нам необходимо взять себя в руки и усилием воли подчинить себе собственное чувство. А во-вторых, это свидетельствует о недюжинной силе воли и способности обуздывать даже самые бурные эмоции. Покусывание ниж­ней губы следует рассматривать не столько как собственно подсказку, сколько как подсказку, по­давляющую другие подсказки, или, другими слова­ми, как подсказку, призванную замаскировать другие подсказки.

Любой актер может подтвердить вам, что по­кусывать нижнюю губу несравненно легче, чем искренне сыграть сцену плача. Если люди хотят произвести впечатление, словно они застигнуты врасплох сильными переживаниями, им значи­тельно проще имитировать подсказку, подавляю­щую другие подсказки, чем подсказку саму по себе. Во время предвыборной кампании Билл Клин­тон имел обыкновение покусывать нижнюю губу. Он говорил своим избирателям, что «страна от края и до края полнится горем человеческим», и призывал, — «посмотрите: страдание буквально написано на лицах людей». При этом он закусы­вал нижнюю губу, чтобы не только словом, но и всем своим видом свидетельствовать о своем со­страдании к страждущим. Конечно, это могло быть и выражением подлинных чувств Клинтона, но осмелюсь предположить, что закусывание гу­бы в данном случае было мнимой подсказкой, хотя бы потому, что оно появлялась на экранах не раз и не два. И это при том, что Клинтон обычно не подвержен власти эмоций. Но он настойчиво шел к своей цели, стремясь завоевать популярность среди избирателей, и внушить им, что он — человек, чье сердце готово разрываться от пере­полняющего его чувства сострадания.

Подсказки-автографы

Подсказки бывают различных типов. Одни из них универсальны, их можно видеть везде и всегда. Другие бытуют в ограниченных группах, некото­рые уникальны и передают всю врожденную непо­вторимость конкретного человека. Первые — это так называемые подсказки общего характера. К этой группе можно отнести румянец, пожимание плечами и искренний смех. В каком бы уголке зем­ного шара вы ни очутились, румянец везде будет оставаться внешним проявлением смущения, по­жимание плечами — знаком беспомощности, а ис­кренний смех — свидетельством радости. Следую­щая группа представлена локальными подсказками. Они сформированы различными культурно-исто­рическими условиями жизни народа. Поэтому их бытование ограничено определенными сообщест­вами или группами людей. К локальным подсказкам стоит отнести различные особенности в манере стоять, сидеть, спать и есть. Наконец, необходимо выделить подсказки-автографы или фирменные под­сказки, которые как бы отражают все неповтори­мое своеобразие поведения человека. Эти особен­ности манеры поведения вовсе не обязательно должны быть уникальными, но поскольку они свя­зываются в нашем представлении с вполне кон­кретным человеком, они кажутся единственными в своем роде и принадлежащими только ему, как автограф или торговая марка.

Поведение многих весьма известных истори­ческих деятелей отличалось характерными под­сказками, столь же неповторимыми, как торговая марка. Римский писатель Плутарх, например, со­общает нам, что у Юлия Цезаря была привычка почесывать голову одним указательным пальцем, а не всей пятерней. Казалось бы, ему не стоило придавать столь большого значения собственной

прическе, но дело в том, что подобная нарочитая щепетильность выдает человека крайне тщеслав­ного. Адольф Гитлер имел обыкновение стоять, сложив кисти рук на причинном месте. Это обо­ронительная поза распространена среди людей, чувствующих социальную и сексуальную неза­щищенность[2].

О Гитлере в свое время ходила шутка, что таким образом он якобы прячет пос­леднего безработного члена Третьего рейха.

Всякий раз, когда мы задумываемся о Напо­леоне, наша память подсказывает нам образ че­ловека, засунувшего кисть правой руки между пуговицами жилета или шинели. Действительно, если вы хотите примерить на себя образ Напо­леона, вам достаточно заложить руку за вообра­жаемый жилет, и, взглянув на вас, любой человек сразу же догадается, кого вы вознамерились изо­бражать. Хотя такое представление о внешнем облике Наполеона распространено повсеместно, вы не найдете весомых исторических свиде­тельств, подтверждающих, что Наполеон дейст­вительно любил стоять в такой позе. Совсем на­оборот. Если уж что-то в поведении Бонапарта и можно отнести к фирменным подсказкам, так это его привычку прогуливаться со сложенными за спиной руками. Благодаря этому французские солдаты всегда без труда узнавали фигуру своего полководца, как бы далеко от них он ни находил­ся. Представлением о том, что Наполеон обычно засовывал руку внутрь жилета, мы обязаны Жа­ку-Луи Давиду, создавшему известный портрет, на котором Наполеон изображен в собственном кабинете во дворце Тюильри — в той самой, всем известной позе. Интересно, что в действитель­ности Наполеон не позировал для этого портре­та: художник писал его по памяти. Поза Наполео­на — скорее плод горделивой фантазии живопис­ца, нежели подлинное изображение излюбленной позы Наполеона. В те времена сложилось расхо­жее представление, как бы привычный канон, в соответствии с которым великий человек должен быть изображен на портрете, поэтому великие деятели прошлого неизменно представали на по­лотнах, заложив руку за борт жилета. При этом художника нисколько не беспокоило, действи­тельно ли тот или иной деятель прошлого на­столько свыкся с этой позой, что иначе его и представить нельзя. Эта традиция сложилась в Европе и в Америке задолго до прихода Наполео­на к власти. Если вы вспомните портрет Джорд­жа Вашингтона, то он изображен точно в такой же позе. Образ Джорджа Вашингтона связывает­ся в нашей памяти со многими событиями и фак­тами, и мы помним его не только благодаря ма­нере стоять, заложив руку за борт жилета.

Каждому из нас известны люди, запоминаю­щиеся благодаря своим подсказкам-автографам. Разве не встречали вы, к примеру, парня, кото­рый не в силах спокойно стоять на месте, — его ноги словно сами в пляс идут, все-то он прито­пывает да постукивает каблуками; или женщину, которая постоянно накручивает прядь волос на палец каким-нибудь особым образом. Большин­ство людей помнят подсказки-автографы, свойст­венные многим популярным современникам. К примеру, своеобразный наклон головы прин­цессы Дианы; пристальный, но краткий взгляд Маргарет Тэтчер; поворот головы, характерный для президента Рейгана. Все это давно известно, но едва ли кто-нибудь понимает, о чем говорят все эти подсказки, характеризующие людей, чья судьба давно интересует нас. В следующих главах мы постараемся проникнуть в подлинный смысл перечисленных выше подсказок.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных