ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Искренние подсказкиИскренние подсказки сообщат, что на самом деле происходит в мыслях и душе человека. Они часто помимо чьей-либо воли выдают то, что люди хотели бы скрыть от посторонних глаз, и в некоторых случаях люди предпринимают поистине титанические усилия, чтобы утаить от чужого взора самое сокровенное. Существуют, однако, жесты и телодвижения, которые весьма похожи на подсказки, но не являются таковыми. Тем не менее есть признаки, по которым искренние подсказки можно отличить от ложных. Прежде всего искренними можно считать только непроизвольные, спонтанные подсказки — например, внезапный румянец, пот, расширение зрачка, то есть те подсказки, что неподконтрольны сознанию. Такие невольные проявления человеческой природы невозможно подделать или имитировать. Человек не в силах по собственной воле покрыться румянцем или залиться потом, как не в силах и приказать своему зрачку расшириться. Следовательно, когда мы видим, как зарделось чье-то лицо, это означает, что человек ощущает неловкость своего положения. Если же наш собеседник вдруг покроется испариной, мы сможем с уверенностью сказать, что он испытывает волнение или крайнее беспокойство, а может быть, и го и другое вместе. Когда же мы заметим, что зрачки у человека расширились, у нас будут все основания полагать, что причиной этого стал либо недостаток освещения, либо эмоциональное возбуждение. Румянец, испарина, расширение зрачков — все это признаки, неподконтрольные сознанию, однако между ними тоже есть определенные различия. Например, когда у нас на щеках вспыхивает румянец, мы понимаем, что окружающие вполне могут заметить наше замешательство и смущение, но, увы, ничего не можем исправить. Точно так же и люди, оказавшиеся свидетелями нашего замешательства, вполне отдают себе отчет в том, что вторглись на территорию чужих чувств и переживаний, о которых с пламенным красноречием говорят наши полыхающие румянцем щеки. Но совсем другое дело, если у нас расширились зрачки. В этом случае мы сами не ведаем, что творят наши зрачки. У нас не возникает ни тени подозрения, что наше душевное состояние может светиться в них и что информация о наших переживаниях уже запечатлелась в нашем облике. Интересно, что и люди, которые наблюдают за нами и даже догадываются о нашем эмоциональном возбуждении, не могут объяснить, как они пришли к такому заключению. Все, что доходит до их сознания, это то, что в нашем облике есть нечто, приковывающее к себе их внимание, но что именно привлекает их в нашем лице, — нет, этого они объяснить не могут. Короче говоря, когда наши зрачки расширяются, это значит, что мы делаем искреннюю подсказку, но при этом даже не осознаем своих действий. Эта подсказка вызывает ответную реакцию в окружающих, хотя никто не отдает себе отчета, почему при виде нас что-то всколыхнулось в их душе. Искренние подсказки проскальзывают преимущественно в тех случаях, когда люди позволяют себе прихвастнуть, когда в их словах нет искренности, — все равно, стремятся ли они придать себе больший вес и казаться людьми, наделенными властью, хотят ли держаться более уверенно — увереннее, чем было бы естественно для них, или просто лгут, пытаясь скрыть свое беспокойство или подлинные намерения, — вот тогда-то нет-нет да появится подсказка. Впрочем, самозванцам, профессиональным жуликам, заядлым лгунам и психопатам часто удается держаться на удивление естественно, допуская самое незначительное число разоблачающих подсказок. Однако в большинстве своем люди чувствуют смущение, когда говорят заведомую ложь и не могут не выдать себя разнообразными подсказками. Попытка сохранить хорошую мину при плохой игре и добиться чистого звучания отпетой фальши ложится тяжким бременем на душу человека: задуманное им представление начинает трещать по всем швам, и сквозь трещинки просачиваются предательские подсказки. Пол Экман с коллегами из Калифорнийского университета в Сан-Франциско показал, насколько различны люди в своей способности убедительно лгать. Например, те из них, кто относится к лжи легко, не испытывая при этом моральных затруднений, что называется, лгут и не краснеют, и почти не оставляют улик, свидетельствующих об их обмане, — словом, не допускают «утечек информации». Некоторые исследователи полагают, что совершенных лжецов не существует и, как бы далеко ни зашел человек в своей привычке обманывать, он все-таки оставляет красноречивые свидетельства собственной лжи. Фрейд, к примеру, считал, что люди не способны скрывать от окружающих свое расположение духа, — в конечном итоге хоть какой-нибудь знак, поднимающий завесу над их тайными помыслами, непременно пробьется наружу. По его словам: «Тот, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать[1], может убедиться, что ни одному смертному не дано сохранить секрет. Если губы его молчат, говорят кончики пальцев, и из каждой поры сочится ложь». Ложные подсказки Ложная подсказка призвана что-то сообщить о ком-то, но она порой изменяет своему призванию. Это может случиться как минимум по двум причинам -- во-первых, потому что подсказка ненадежна, а во-вторых, потому что человек искусно подделывает ее, стремясь ввести других людей в заблуждение и дать им ложные представления о собственных мыслях и чувствах. Это — мнимые подсказки. Подсказки могут оказаться ненадежными в том случае, если они не позволяют нам определить душевное состояние человека. Например, мокрые от пота ладони — признак беспокойства. Но и ему не вполне можно доверять, поскольку примерно 5 процентов населения страдают гипергидрозом, или повышенной потливостью, — наследственным генетическим нарушением, приводящим к хронической потливости. В таком случае человек может не испытывать ни тени беспокойства. Мнимые подсказки можно встретить везде и повсюду. Чтобы казаться шире в плечах, мужчины постоянно подкладывают специальные подушечки — плечики; женщины носят туфли на высоких каблуках — и все это ради того, чтобы дать ложные представления о собственной фигуре — высоте и ширине плеч. Все это делается сознательно, с целью добиться нужного впечатления. В других ситуациях люди могут менее отчетливо представлять, чего же они хотят достигнуть. Когда мужчина, например, выпячивает грудь, а женщина семенит, пританцовывая на кончиках пальцев, он опять-таки выглядит шире в плечах, а она -- выше ростом, хотя в подобном случае люди вряд ли дают себе отчет в том, почему каждый из них ведет себя так, а не иначе, — разумеется, если они вообще сознают некоторую необычность своего поведения. В животном мире повышение голоса служит искренним сигналом, свидетельствующим об истинных размерах того или иного животного. Чем крупнее жаба, тем более низким грудным тоном она квакает, весьма точно характеризуя тем самым собственные размеры. Поскольку подделать тон кваканья затруднительно, он-то и позволяет каждой жабе публично заявить о своей величине и оценить габариты соперников. В обществе людей столь жесткой взаимосвязи между высотой голоса и физическими пропорциями тела не существует — во всяком случае, если брать в расчет людей, достигших зрелости, но не одряхлевших от лет. Интуиция подсказывает большинству людей, что у высокорослого человека голос должен бы быть низким. Чего ж вам более — люди давно уяснили, что голос понизить не составит труда, зато в результате может возникнуть впечатление, что человек обладает завидными физическими данными, куда большими, чем на самом деле. В мире людей, таким образом, высота и тембр голоса не являются искренней подсказкой, характеризующей физические данные человека. Мнимые подсказки можно наблюдать в ситуациях, когда некто совершенно безосновательно имитирует какие-то конкретные формы поведения и связанные с ними подсказки, ассоциирующиеся с вполне определенными душевными состояниями или физическими данными, которыми человек явно не обладает, но на которые претендует. Рассмотрим пример с плачем — подсказкой, являющейся выражением печали и горя. Когда подобные переживания проникают к нам в душу, мы можем либо поддаться чувству, либо подавить его и удержаться от слез. Исполнившись решимости не проронить ни слезы, мы можем в кровь искусать нижнюю губу. В результате мы как бы отправим окружающим два послания. Во-первых, становится совершенно очевидно, что наши чувства и переживания причиняют нам столь жгучую боль, что нам необходимо взять себя в руки и усилием воли подчинить себе собственное чувство. А во-вторых, это свидетельствует о недюжинной силе воли и способности обуздывать даже самые бурные эмоции. Покусывание нижней губы следует рассматривать не столько как собственно подсказку, сколько как подсказку, подавляющую другие подсказки, или, другими словами, как подсказку, призванную замаскировать другие подсказки. Любой актер может подтвердить вам, что покусывать нижнюю губу несравненно легче, чем искренне сыграть сцену плача. Если люди хотят произвести впечатление, словно они застигнуты врасплох сильными переживаниями, им значительно проще имитировать подсказку, подавляющую другие подсказки, чем подсказку саму по себе. Во время предвыборной кампании Билл Клинтон имел обыкновение покусывать нижнюю губу. Он говорил своим избирателям, что «страна от края и до края полнится горем человеческим», и призывал, — «посмотрите: страдание буквально написано на лицах людей». При этом он закусывал нижнюю губу, чтобы не только словом, но и всем своим видом свидетельствовать о своем сострадании к страждущим. Конечно, это могло быть и выражением подлинных чувств Клинтона, но осмелюсь предположить, что закусывание губы в данном случае было мнимой подсказкой, хотя бы потому, что оно появлялась на экранах не раз и не два. И это при том, что Клинтон обычно не подвержен власти эмоций. Но он настойчиво шел к своей цели, стремясь завоевать популярность среди избирателей, и внушить им, что он — человек, чье сердце готово разрываться от переполняющего его чувства сострадания. Подсказки-автографы Подсказки бывают различных типов. Одни из них универсальны, их можно видеть везде и всегда. Другие бытуют в ограниченных группах, некоторые уникальны и передают всю врожденную неповторимость конкретного человека. Первые — это так называемые подсказки общего характера. К этой группе можно отнести румянец, пожимание плечами и искренний смех. В каком бы уголке земного шара вы ни очутились, румянец везде будет оставаться внешним проявлением смущения, пожимание плечами — знаком беспомощности, а искренний смех — свидетельством радости. Следующая группа представлена локальными подсказками. Они сформированы различными культурно-историческими условиями жизни народа. Поэтому их бытование ограничено определенными сообществами или группами людей. К локальным подсказкам стоит отнести различные особенности в манере стоять, сидеть, спать и есть. Наконец, необходимо выделить подсказки-автографы или фирменные подсказки, которые как бы отражают все неповторимое своеобразие поведения человека. Эти особенности манеры поведения вовсе не обязательно должны быть уникальными, но поскольку они связываются в нашем представлении с вполне конкретным человеком, они кажутся единственными в своем роде и принадлежащими только ему, как автограф или торговая марка. Поведение многих весьма известных исторических деятелей отличалось характерными подсказками, столь же неповторимыми, как торговая марка. Римский писатель Плутарх, например, сообщает нам, что у Юлия Цезаря была привычка почесывать голову одним указательным пальцем, а не всей пятерней. Казалось бы, ему не стоило придавать столь большого значения собственной прическе, но дело в том, что подобная нарочитая щепетильность выдает человека крайне тщеславного. Адольф Гитлер имел обыкновение стоять, сложив кисти рук на причинном месте. Это оборонительная поза распространена среди людей, чувствующих социальную и сексуальную незащищенность[2]. О Гитлере в свое время ходила шутка, что таким образом он якобы прячет последнего безработного члена Третьего рейха. Всякий раз, когда мы задумываемся о Наполеоне, наша память подсказывает нам образ человека, засунувшего кисть правой руки между пуговицами жилета или шинели. Действительно, если вы хотите примерить на себя образ Наполеона, вам достаточно заложить руку за воображаемый жилет, и, взглянув на вас, любой человек сразу же догадается, кого вы вознамерились изображать. Хотя такое представление о внешнем облике Наполеона распространено повсеместно, вы не найдете весомых исторических свидетельств, подтверждающих, что Наполеон действительно любил стоять в такой позе. Совсем наоборот. Если уж что-то в поведении Бонапарта и можно отнести к фирменным подсказкам, так это его привычку прогуливаться со сложенными за спиной руками. Благодаря этому французские солдаты всегда без труда узнавали фигуру своего полководца, как бы далеко от них он ни находился. Представлением о том, что Наполеон обычно засовывал руку внутрь жилета, мы обязаны Жаку-Луи Давиду, создавшему известный портрет, на котором Наполеон изображен в собственном кабинете во дворце Тюильри — в той самой, всем известной позе. Интересно, что в действительности Наполеон не позировал для этого портрета: художник писал его по памяти. Поза Наполеона — скорее плод горделивой фантазии живописца, нежели подлинное изображение излюбленной позы Наполеона. В те времена сложилось расхожее представление, как бы привычный канон, в соответствии с которым великий человек должен быть изображен на портрете, поэтому великие деятели прошлого неизменно представали на полотнах, заложив руку за борт жилета. При этом художника нисколько не беспокоило, действительно ли тот или иной деятель прошлого настолько свыкся с этой позой, что иначе его и представить нельзя. Эта традиция сложилась в Европе и в Америке задолго до прихода Наполеона к власти. Если вы вспомните портрет Джорджа Вашингтона, то он изображен точно в такой же позе. Образ Джорджа Вашингтона связывается в нашей памяти со многими событиями и фактами, и мы помним его не только благодаря манере стоять, заложив руку за борт жилета. Каждому из нас известны люди, запоминающиеся благодаря своим подсказкам-автографам. Разве не встречали вы, к примеру, парня, который не в силах спокойно стоять на месте, — его ноги словно сами в пляс идут, все-то он притопывает да постукивает каблуками; или женщину, которая постоянно накручивает прядь волос на палец каким-нибудь особым образом. Большинство людей помнят подсказки-автографы, свойственные многим популярным современникам. К примеру, своеобразный наклон головы принцессы Дианы; пристальный, но краткий взгляд Маргарет Тэтчер; поворот головы, характерный для президента Рейгана. Все это давно известно, но едва ли кто-нибудь понимает, о чем говорят все эти подсказки, характеризующие людей, чья судьба давно интересует нас. В следующих главах мы постараемся проникнуть в подлинный смысл перечисленных выше подсказок. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|