Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подсказки во время беседы. Когда общаются люди с различным социальным статусом, самым разговорчивым обычно оказы­вается тот из них




Когда общаются люди с различным социальным статусом, самым разговорчивым обычно оказы­вается тот из них, кто ощущает себя наиважнейшей персоной среди собравшихся. Подобное многословие позволяет лидеру напомнить окру­жающим о своем месте в обществе. Кроме того, это предоставляет ему возможность наслаждаться звуками собственной речи и упиваться процес­сом изложения своих мыслей, вслушиваясь в собственное мнение куда более внимательно, чем в слова и мнения других. При малейшей возмож­ности вмешаться в разговор лидеры с большей готовностью делают различные замечания и ос­тавляют заметки на полях любой беседы. Иссле­дования показали, что если люди, собранные в одну группу, видят друг друга первый раз в жиз­ни, очередность, в которой каждый из них позво­ляет себе вступить в разговор, поможет с точнос­тью определить, кто из собравшихся в скором времени займет лидирующее место в коллективе. Вне всякого сомнения, с ролью лидера освоится тот или та, кто первым выскажет свое мнение. Последним же вступит в разговор человек, кото­рый будет замыкать собой будущую иерархию.

Лидеры чаще прерывают других. Им с легкос­тью удается выставить за дверь или выпроводить вон тех, которые покушаются выбить почву из-под их ног. Их власть основана на способности ежеми­нутно и ежечасно воодушевлять людей собствен­ными идеями. При этом они могут возвышать голос или использовать другие, невербальные сиг­налы, позволяющие обескуражить или озадачить других людей. Лидеры постоянно вмешиваются в разговор и прерывают чужие реплики. Подобным поведением они стремятся добиться того, чтобы подчиненные говорили как можно меньше и коро­че, и чтобы слова их всегда звучали в унисон с речью лидера. Речь лидера всегда свидетельствует о его уверенности в себе, поэтому он реже колеблет­ся и не прерывает собственные тирады различны­ми «э-э» и «мм». Лидеры часто берут себе за пра­вило говорить громко. Это особенно заметно в Великобритании, где остается актуальным сло­жившееся в былые времена разделение людей на классы и социальные группы, что позволяет

представителям высшего сословия воспользо­ваться своим положением. И тогда реплики всех собравшихся буквально тонут в громогласных рассуждениях высокопоставленных особ.

' Роль лидера проявляется и в других особен­ностях его речи. Одну из них психологи именуют «аккомодацией» (приспособляемостью); она вы­ражается в способности личности менять стиль и тембр своей речи, «попадать в тон» других людей, подстраиваясь под окружающих. Это может вы­ражаться в изменении акцента, темпа речи, в на­рочитой педантичности или в повышении тона. Аккомодация налагает свою печать на речь любя­щих друг друга людей, которые будут все более и более походить один на другого своей манерой говорить. Но аккомодация встречается и в том случае, если люди обладают различным социаль­ным статусом. В таком случае подчиненный че­ловек будет стремиться усвоить манеры речи, свойственные лидеру. Несколько лет тому назад два видных социолога, Стэнфорд Грегори и Сти­вен Вебстер, изучили выдержки из интервью, прозвучавшие в телевизионном ток-шоу «Король Ларри в прямом эфире». Используя инструмент, позволяющий анализировать низкие частоты го­лоса, ученые сравнили голоса ведущего и его гос­тей, чтобы выяснить, повлияли ли на их речь процессы аккомодации и кто кому при этом под­ражал. В результате было установлено, что в ма­нере речи короля Ларри проскальзывали нотки, делающие звук его голоса похожим на интонации высокопоставленных гостей — например, Элиза­бет Тейлор, в то время как люди типа Дэна Куэйла скорее приноравливались к тембру речи само­го короля Ларри. Эти едва уловимые изменения частоты голоса не задевали сознания людей — никто из них даже не догадывался, что он изме­няет тембр своего голоса, чтобы привести его в соответствие с тоном еще чьей-нибудь речи. Этот пример является красноречивым свидетельством того, насколько люди чувствительны к социаль­ному статусу окружающих и с какой готовностью усваивают чужую манеру речи.

Подсказки голосом

Такие характеристики голоса, как высота тона, часто воспринимаются как надежные индикато­ры того, является ли человек лидером или подчи­ненным. Было доказано, что низкий голос ассо­циируется с положением лидера и с исходящей от него угрозой, в то время как высокий голос принято связывать с ролью подчиненного и ду­шевным умиротворением. Подобная взаимосвязь прослеживается также в мире животных: она присуща как китам, так и землеройкам, и исклю­чений из этого правила практически нет. Хоро­шей иллюстрацией к нему может послужить ба­совитое рычание сторожевой собаки — в проти­воположность визгливо-заливистому лаю щенка, занимающего подчиненное положение.

Способностью издавать низкие звуки наделе­ны те представители животного мира, которые обладают длинным голосовым трактом. В связи с тем, что у крупных животных обычно и голосо­вой тракт несколько длиннее, более низкие мо­дуляции голоса свидетельствуют о том, насколь­ко велики габариты того или иного животного и какую угрозу он может представлять. Однако в мире людей столь однозначной связи между вы­сотой голоса и массой и габаритами тела не на­блюдается, поэтому высота звука чьей-либо речи не может рассматриваться как искренняя подсказ­ка о том, каковы в действительности физические данные человека. Тем не менее, когда людям представляют записи басовитого голоса и высо­кого дисканта, они последовательно выражают мнение, что низкий голос принадлежит лидеру, а высокий — подчиненному. Остается тайной, по­чему высота голоса в мире животных является ис­кренней подсказкой о физических данных, а среди людей — нет. Возможно, мы имеем дело с «эво­люционным сдвигом»; другими словами, ассо­циация между размерами тела и высотой голоса безусловно имела реальное основание в повсе­дневном опыте наших предков. Возможно, в нашем мозге и сегодня сохраняются устойчивые модели восприятия, основанные на допущении существования определенных связей между свой­ствами субъекта, и эти модели восприятия рабо­тают до сих пор, хотя сами эти связи давно распа­лись.

Несмотря на то, что в человеческом сообще­стве высота тона и перестала быть достоверным показателем размеров тела, модуляции голоса по высоте служат ключом к постижению значитель­ности лидерского потенциала того или иного че­ловека. Благодаря им мы улавливаем различные аспекты доминирования личности. Во-первых, в организме мужчин, наделенных низким голосом, содержится большее — по сравнению с другими представителями сильного пола — количество тестостерона. Например, уровень тестостерона у басов и баритонов, то есть у певцов, обладающих более низким голосом, выше, чем у теноров. Во-вторых, известно, что тестостерон открывает мужчине дорогу к лидерству. В-третьих, высота тона может, нередко подсказать нам, какого рода мысли и чувства питает человек: видит ли он себя лидером или согласен на второстепенные роли, свойственные зависимым людям. Личности, ко­торые готовы взять на себя ответственность и роль лидера, обычно склонны понижать голос. Вот почему Джон Уэйн советовал людям «гово­рить низким голосом, медленно и не слишком много». С другой стороны, люди, которые наме­рены выполнить роль подчиненного, повышают тон. Когда матери разговаривают со своими ма­лышами, они также инстинктивно повышают голос. В результате им удается успокоить свое де­тище. Матери, конечно же, и не подозревают об эффекте, которого они достигают, повышая тон. Но причина у такого интонирования речи одна -дети более восприимчивы к более высоким час­тотам голоса.

Высота голоса, присущая тому или иному чело­веку, часто отражает его социальное положение. Представители низших сословий и социальных групп, члены которых имеют статус подчинен­ных, склонны говорить голосом более высоким по сравнению с теми людьми, которые принадле­жат к более высоким сферам общества. Эта зако­номерность хорошо прослеживается в США: на фестивале в Мотауне афро-американские певцы, например из группы «Стилистика», обычно поют высоким тоном и даже переходят на фальцет, словом, используют диапазон, присущий пре­имущественно женщинам.

Подобное добровольное преодоление муж­ского начала в голосе можно было наблюдать среди так называемого «цветного» населения Южной Африки в эпоху апартеида. Цветное на­селение представляет собой смесь рас. Некото­рые из них являются потомками рабов из Малай­зии. Другие родились от смешанных браков, за­ключенных некогда между представителями белой и черной рас. При апартеиде они жили на ранее необитаемых территориях с особым поли­тическим статусом — между миром белых и чер­ных. Изо всех расовых групп Южной Африки они были более других ущемлены в правах. Они были настоящими изгоями, что и сказалось в их манере говорить нарочито высоким тоном. Тембр голоса стал опознавательным знаком всех уни­женных и угнетенных, которым они открыто свидетельствовали, что не представляют никакой угрозы для правящей элиты белых.

Интонация речи выполняет в языке смысло-различительную функцию. Понижение голоса свя­зывается с утвердительной интонацией и свиде­тельствует об уверенности говорящего в собст­венных правах на роль лидера. Повышение голоса характерно для различных типов вопроса, состояния неуверенности и подчиненности. Од­нако и из этого правила есть исключения. На­пример, если вам доведется говорить с австра­лийцами, вы наверняка заметите, что повество­вательные предложения в их устах звучат совсем как вопросы — с повышением интонации. Благо­даря этому выраженное ими мнение кажется не

столь безапелляционным, в нем чувствуется доля сомнения, что уменьшает риск возникновения конфликта. В других ситуациях австралийцы могут проявить незаурядную самоуверенность и настойчивость — особенно это относится к жен­щинам. Сравнительный анализ показывает, что за последние пять десятилетий тон голоса у пред­ставительниц прекрасного пола Австралии зна­чительно понизился. В результате голоса австра­лийцев, как мужчин, так и женщин, теперь зву­чат приблизительно в одном диапазоне. И все из-за женщин: это они распрощались с женст­венными интонациями, свидетельствующими о подчиненном положении, и заговорили почти как мужчины.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных