Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подсказки, написанные на лице




Все пять сенсорных модальностей, то есть орга­нов чувств: зрение, обоняние, слух, вкус и осяза­ние -- имеют соответствия с определенными зонами, находящимися на лице или в непосред­ственной близости от него. Единственной сен­сорной модальностью, которой, в принципе, об­ладает любой из органов нашего тела, является осязание. Однако лицо — это не просто место, где собраны все органы чувств. Лицо — наиболее важный источник сигналов, которые мы посыла­ем окружающему миру. Именно с лицом связана наша способность говорить, особенности тембра нашего голоса, акцент и интонация, а также бес­численное множество выражений, которые могут принимать наши глаза, мышцы лица и головы. Некоторые выражения лица, например испуг, точнее, вызванные испугом рефлекторные дви­жения мышц, появляются на нашем лице совер­шенно непроизвольно; другие же, например улыбка, могут быть проявлением искренней радостя или искусной попыткой произвести впе­чатление радости. Наше лицо хотя и отчасти, но все-таки подвластно контролю со стороны разу­ма, а значит, в повседневном арсенале каждого из нас есть грозное оружие — всевозможные гримасы и выражения лица. Мы ежедневно покуша­емся на души других людей, пытаясь обхитрить их или ввести в заблуждение, воинственно опус­тив забрало притворной гримасы. Но, несмотря на это, основным источником информации о нашем эмоциональном настрое и расположении духа остается все-таки лицо. Наблюдая за нашим лицом, окружающие люди могут сказать, ощуща­ем ли мы себя в данную минуту счастливым чело­веком, грустим ли, сердимся или испытываем чувство удивления, а может быть, испуга. Взгля­нув нам в лицо, они могут также определить, чув­ствуем ли мы себя лидером или подчиненным че­ловеком.

Лицо может символически обозначить лидер­ство двумя способами. Во-первых, оно выказывает это при помощи своих «черт». Посмотрите, например, какие у человека брови — большие или маленькие; какой подбородок -- круглый или квадратный; а глаза — широкие или узкие, во-вторых при помощи «выражений лица», например, обратите внимание на то, как расширяются и сужаются глаза, поднимаются и опускаются брови, как человек выдвигает подбородок вперед или опускает его. Черты человеческого лица могут оставаться неизменными целые десятилетия, а иногда — всю жизнь. В то же время как на изменчивом лице могут каждую секунду проскальзывать все новые и новые движения.

С положением лидера в обществе может ассо­циироваться целый ряд черт лица. Лидером с большей вероятностью считают того, кто наделен квадратным подбородком, нежели человека, чьи челюсти покатой формы и производят впечатле­ние слабости. Люди, у которых выступающие надбровные дуги, тоже могут восприниматься окружающими как лидеры; то же самое можно сказать об обладателях тонких губ. Физиономи­ческие особенности играют весьма существен­ную роль в том, как окружающие воспринимают того или иного человека. Весьма вероятно, что человек, у которого роль лидера буквально написана на лице, раньше других вступит в первую интимную связь и на протяжении всей жизни будет пользоваться успехом и добьется больших побед на любовном фронте, чем кто-либо другой Исследования показывают также, что человек с ярко выраженными чертами лидера может дослужиться до весьма высоких чинов в армии.

Примерно одни и те же сигналы о доминировании можно наблюдать как в мире людей, так и среди приматов. Множество видов человекообразных обезьян и простых мартышек хмурятся то есть опускают надбровные дуги, когда хотят подать сигнал доминирования и угрозы. Точно так же ведут себя и люди. Если у человека брови расположены от природы низко или он сам, хму­рясь, опускает их, он выглядит прирожденным лидером. В то же время тот, у кого брови распо­ложены или подняты высоко, всегда восприни­мается как подчиненный. В этой особенности восприятия кроется причина, по которой жен­щины выщипывают брови, делая их тоньше и выше — в результате они свидетельствуют о своей готовности подчиниться, и хотя эту черту харак­тера можно признать свойственной большинству представительниц прекрасного пола только с большими оговорками - - мужчинам, видимо, нравятся ее внешние проявления. Язык бровей, с его хмурыми сползаниями вниз и взлетами вверх, понятен повсеместно. Однако в некоторых реги­онах мира, включая Азию и Африку, высоко под­нятые брови не воспринимаются как знак подчи­ненного положения.

Размер челюсти тоже может служить сигна­лом о лидерстве. Тому есть две причины. Первая из них связана с зубами, которые издревле слу­жили хотя и примитивным, но весьма эффектив­ным оружием. Вторая — с тем, что крупные че­люсти развиваются у мужчин, в организме кото­рых в изобилии содержится половой гормон тестостерон. Он-то, в свою очередь, и способст­вует формированию властного и агрессивного ха­рактера, свойственного лидеру. Обладатели массивных челюстей весьма часто воспринимаются окружающими людьми в качестве лидера. Те же, чьи челюсти не отличаются большими размера­ми, выглядят как подчиненные. Поэтому, если вы — обладатель больших челюстей, можете рас­ценить это как помощь свыше. Если вы займетесь бизнесом, этот дар природы обеспечит вам главенствующую роль в любом деле, а если воз­намеритесь сделать карьеру в вооруженных си­лах, то и тогда кого-кого, а вас-то уж точно не обойдут чинами. Если вам кажется, что ваши че­люсти недостаточно выдаются вперед, вы можете прибегнуть к помощи пластической операции и стать обладателем челюстей большего размера. Но и это необязательно — вы можете привыкнуть выдвигать вперед подбородок. «Выпячивание че­люстей», которое обычно сопровождается прене­брежительным подъемом головы и стремлением сместить нижний ряд зубов относительно верх­него так, чтобы он выразительно выпячивался вперед, — все эти внешние проявления весьма типичны для ситуаций, когда человек стремится заявить о своем протесте. Так ведут себя дети во время ссоры и противостояния чей-нибудь воле. Люди, отличающиеся узким разрезом или на­рочитым прищуром глаз, также воспринимаются окружающими как лидеры. Когда глаза сужены тем особым способом, который выдает лидера, кажется, словно взгляд сквозит через прорезь в шлеме, когда тот надет на голову, и лишь просве­ты в забрале позволяют острому плоскому взгля­ду рассечь пространство и пронзить его насквозь. Массу забавных примеров этому можно найти в кинофильмах — вспомним хотя бы «Хороший, плохой и безобразный», в этом фильме Клинт Иствуд и Ли Ван Клиф прищуривают глаза. Их взгляд вперяется в пространство и рассекает его, словно ему удалось вырваться сквозь щель в забрале. Такой взгляд позволяет актерам произвести впе­чатление упрямцев или даже хулиганов. В их ма­нерах без труда прослеживаются и другие недву­смысленные сигналы лидерства. Один из них хмурит брови. Плотно сжатые губы другого выра­жают решимость — в узком абрисе его рта нет ни намека на улыбку. Нахмуренные брови впечатля­ют. Волей-неволей поверишь, что тот, кто грозно насупил брови, — и есть лидер, поскольку его пристальный взгляд выражает готовность к про­тивоборству. Маска гнева на лице проступает у всякого, кто рассержен, и одним из непременных ее атрибутов являются низко насупленные брови. В результате всякий человек, который намеренно хмурит брови, кажется рассерженным. Недавние исследования, проведенные Клариссой Тиденс в Стэнфордском университете (штат Калифор­ния), показали, что проявление гнева часто вос­принимается окружающими людьми как знак силы. Теперь становится понятным, почему люди, добившиеся власти, постоянно сотрясают воздух приступами брюзгливости — это придает им вес в обществе и заставляет признавать их ли­дирующее положение.

Ярким примером напускной брюзгливости может служить манера вести телевизионную про­грамму «Слабое звено», которая присуща ее веду­щей — Анне Робинсон. Она взяла за правило ни­когда не улыбаться. Ей присуща и другая подсказка о лидерстве -- привычка смотреть поверх оч­ков — в частности, когда она стремится выставить кого-нибудь из участников конкурса в дурном свете и показать, насколько он туп. Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с подсказкой-автографом, и это как нельзя лучше соответству­ет избранной ею роли — хладнокровного ведуще­го с ярко выраженными чертами лидера. Взгляд поверх очков как раз и рассчитан на достижение подобного впечатления, поскольку он нацелен на глаза конкурсанта и как бы говорит ему: «Взгляните-ка на меня, я опускаю очки, чтобы ничто не препятствовало мне встретиться с вами взглядом: теперь вы от меня ничего не скроете».

Подсказка поверх очков, таким образом, явля­ется не чем иным, как проявлением открытой конфронтации, за которой следует то, что зоологи называют взглядом «кто кого переглядит». Эф­фект от подобного взгляда только усиливается, если он сопровождается легким наклоном голо­вы, так как в результате станут еще очевиднее всполохи угрозы в пристальном взгляде.

Тонкие губы — еще одно свойство лидера, или доминирующей персоны. Это — признак ре­шительного характера. Как мы увидим впослед­ствии, улыбка способствует установлению кон­такта. Она свидетельствует об открытости и вы­ражает готовность допустить человека в свой круг общения. Вот почему ее не увидишь на лице героев, которых сыграли Клинт Иствуд и Ли Ван Клиф. Исследователи пришли к заключению, что люди, которых воспринимают в качестве лидеров и которые отличаются высоким уровнем тестос­терона, не склонны улыбаться. Однако эта зако­номерность не относится к имиджу и манере по­ведения женщин. Некоторые господа из числа лидеров, кажется, напрочь разучились улыбать­ся. Это хорошо видно на примере такого лидера общенационального масштаба, как президент России Владимир Путин, который весьма скуп на улыбки. Хотя Путин и занимается спортом, он не слишком высок ростом, да и подбородок у него маловат. Такого рода недостатки ему прихо­дится компенсировать тем, что на его лице обыч­но нет ни намека на улыбку.

Конечно, мы живем во времена, когда лидерам просто не обойтись без улыбки. В подобной ситуа­ции приходится уступать общественному мне­нию — и изображать на своем лице «улыбку со сжатыми губами». Итак, вместо «улыбки с разо­мкнутыми устами», предполагающей, что губы раз­лучаются друг с другом и между ними сверкают бе­лизной зубы, мы видим на лице лидера нечто со­всем иное: улыбку, при которой губы остаются плотно сжатыми. Лидеры обычно предпочитают один из двух типов «улыбки со сжатыми губами»:

УЛЫБКА «ГУБЫ НА ЗАМКЕ». Губы при этом ос­таются плотно сжатыми, разведены лишь уголки рта. В результате складывается впечатление, что поперек лица протянута тонкая нить, и никто не может решить, что чувствует в действительности человек, какие переживания лежат за семью печа­тями в глубинах его души, ибо он скрепил свою тайну надежным замком сомкнутых губ. Такую улыбку предпочитают бизнесмены высокого ранга и политики — вы часто видите ее на фото директо­ров, чьи лица глядят на вас со страниц рекламных проспектов компаний.

ПОДАВЛЯЕМАЯ УЛЫБКА. Мышцы вокруг рта напряжены, что свидетельствует о сдерживаемой улыбке. Актер Чарлтон Хестон может служить об­разцовым исполнителем подавляемой улыбки; это — одна из его подсказок-автографов. Подав­ляемая улыбка возникает в тех случаях, когда чело­век вроде бы улыбается, но в то же время он вовсе и не улыбается. Это улыбка-маска. Однако человек отнюдь не стремится скрыть то, что он улыбает­ся, — подавляемая улыбка должна навести на мысль, что у человека есть все основания без­удержно рассмеяться, но он справился с неволь­ным порывом и горд тем, что ему по силам контро­лировать внешнее проявление эмоций.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных