Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 30. Особенности содержания под стражей женщин




Комментарий к статье 30

 

1. Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает никаких особенностей, касающихся заключения под стражу осужденных женщин. Вместе с тем известно, что применение этой меры пресечения к женщинам наблюдается на практике значительно реже, чем к мужчинам. В определенной мере это связано с тем, что женщины, как правило, совершают менее опасные преступления и не так активны, как мужчины. Они представляют также меньшую общественную опасность, пребывая на свободе, в плане рецидива. Кроме того, органы следствия и суда более гуманны по отношению к женщинам. Принимается во внимание также наличие детей, которые особенно нуждаются в заботе со стороны матери.

Например, согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными женские заведения должны располагать особыми помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами. Там, где это возможно, следует заботиться о том, чтобы роды происходили не в тюремном, а в гражданском госпитале. Если же ребенок рождается в тюрьме, то об этом обстоятельстве не следует упоминать в метрическом свидетельстве. Там, где заключенным матерям разрешается оставлять младенцев при себе, нужно предусматривать создание яслей, располагающих квалифицированным персоналом, куда детей следует помещать в период, когда они не пользуются заботой матери.

2. Вместе с тем при наличии достаточных оснований опасаться, что подозреваемая (обвиняемая) скроется от дознания или предварительного следствия, или воспрепятствует расследованию по уголовному делу, или будет продолжать заниматься преступной деятельностью, она может быть заключена под стражу. При этом закон (ст. 99 УПК РФ) обязывает лицо, производящее дознание, следователя и суд учитывать при избрании меры пресечения целый ряд обстоятельств, в том числе возраст, состояние здоровья и семейное положение подозреваемой или обвиняемой.

Известно, что средний возраст совершающих преступление женщин выше, чем у мужчин. Кроме того, нетрудоспособность по возрасту у женщин наступает раньше (55 лет), чем у мужчин (60 лет). Непосредственное отношение к состоянию здоровья женщины имеет беременность, наличие которой принимается во внимание при решении вопроса об избрании меры пресечения.

Вероятность повторного преступления со стороны семейной женщины всегда ниже, чем у одинокой. Известно, что семья для женщины - более важная ценность, чем для мужчины. Поэтому необходимость заключения под стражу семейной женщины возникает значительно реже, чем незамужней.

3. Серьезные вопросы возникают при заключении под стражу женщин, имеющих детей. Прежде всего, хотя Закон и не содержит прямого запрещения, Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел в ст. 2.6 устанавливают, что, как правило, женщины с детьми не должны содержаться в изоляторах временного содержания, поскольку там трудно создать условия, необходимые для детей в возрасте до трех лет. Поэтому женщины, имеющие при себе детей, могут быть приняты в изолятор временного содержания с детьми только в случае невозможности передачи ребенка близким родственникам или их отказа от этого. Основанием для приема ребенка является свидетельство о рождении или другие документы, подтверждающие принадлежность ребенка, а при отсутствии документов - предписание (постановление) органа дознания или следователя, в производстве которых находится данное дело.

4. При решении вопроса об избрании меры пресечения для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 82 УК РФ "Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей" указанная категория женщин, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие преступления против личности, может быть освобождена от отбывания наказания в виде лишения свободы. По смыслу этой статьи нецелесообразно применение меры пресечения в виде заключения под стражу к этой категории женщин по одному лишь мотиву опасности преступления. Коль скоро закон считает возможным освободить женщину от наказания даже после признания ее виновной в установленном законом порядке, нет нужды держать ее под стражей до осуждения.

Сказанное, конечно, не исключает возможности применения к женщине меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с достаточными основаниями опасаться, что она скроется от следствия и суда, либо воспрепятствует установлению истины по делу, либо продолжит преступную деятельность.

5. Заключение женщины, имеющей детей, под стражу ставит вопрос о судьбе ее детей. Если дети не достигли трехлетнего возраста, то родители сами решают, возьмет ли их женщина с собой в следственный изолятор или оставит родственникам, ибо комментируемая статья разрешает женщинам иметь при себе детей в возрасте до трех лет. Если ребенок достиг трехлетнего возраста, он не может находиться в местах содержания под стражей. В этом случае закон (ст. 160 УПК РФ) обязывает орган дознания, следователя и суд позаботиться о несовершеннолетних детях, остающихся без надзора.

6. Остающимися без надзора следует считать детей в том случае, если кроме матери с ними никто не проживал или если с ними проживал отец, лишенный родительских прав. В остальных случаях, если с детьми проживали отец либо другие родственники, независимо от степени родства, детей нельзя рассматривать как остающихся без надзора. Хотя закон говорит о несовершеннолетних детях, остающихся без надзора, представляется, что работающие дети старше 16 лет не нуждаются в постоянном надзоре. Они могут проживать самостоятельно.

7. Передача детей на попечение родственников возможна только с их согласия. При этом не требуется официального оформления опеки или попечительства над ними. Такая необходимость может возникнуть впоследствии в случае осуждения матери, в зависимости от того, насколько длительным будет назначенный ей срок лишения свободы. Известно, что оформление опеки или попечительства - достаточно длительная процедура, в связи с чем нельзя требовать ее завершения до начала применения меры пресечения.

8. В законе говорится об обязанности органов дознания, следователя, прокурора или суда принять меры по попечению несовершеннолетних детей, а также других иждивенцев, престарелых родителей, нуждающихся в уходе. Если после ареста в семье не остается других ее членов, могущих осуществлять за ними уход или оказывать помощь, орган, принявший решение о заключении под стражу, должен позаботиться и об этих лицах, поместив их в больницу, интернат или другое социальное учреждение, где за ними будет обеспечен необходимый уход.

Женщина, заключенная под стражу, должна быть проинформирована о принятых мерах.

9. По Закону в местах содержания под стражей беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе малолетних детей, должны быть созданы улучшенные материально-бытовые условия. Эти лица помещаются в наиболее удобные, сухие и светлые камеры с естественным светом, по возможности обеспеченные горячей водой. В таких камерах оборудуются одноярусные спальные места. Камеры располагаются в отдельных режимных корпусах или изолированных отсеках режимных корпусов.

Поскольку в соответствии со ст. 23 комментируемого Федерального закона норма жилой площади установлена в 4 кв. м на человека, на мать с ребенком такая норма должна быть не менее 8 кв. м.

На каждого ребенка, находящегося в камере, выдается детская кровать. Женщины с детьми получают предметы ухода за детьми: пеленки, детское белье, одежду, обувь. Создаются условия для ухода за детьми, для стирки, сушки пеленок, белья, выдается необходимый инвентарь. При отсутствии в камерах горячей воды она туда доставляется. Помимо обычных столов для приема пищи в камерах, где живут женщины с детьми, должны быть столики для пеленания детей.

10. Комментируемая статья предусматривает специализированное медицинское обслуживание женщин. Это означает, что в каждом следственном изоляторе, в котором содержатся женщины, должны быть, помимо других специалистов, врачи-гинекологи. В тех следственных изоляторах, где такие должности в штате не предусмотрены, врачи приглашаются из медицинских учреждений органов здравоохранения.

11. Особое внимание должно быть обращено на оказание профилактической и другой необходимой помощи беременным женщинам. При приближении родов администрация следственного изолятора должна проинформировать об этом орган или должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, и обсудить возможность изменения меры пресечения. Если по обстоятельствам дела это не представляется возможным, должен быть решен вопрос о том, куда будет помещена женщина на время родов. При всех обстоятельствах это должен быть специализированный стационар.

12. Поскольку в следственных изоляторах, как правило, нет родильных отделений, на время родов женщина должна быть переведена в другое учреждение. В том случае, если вблизи следственного изолятора имеется женская колония с домом ребенка и родильным отделением, на время родов женщина может помещаться туда. Если родильное отделение есть в областной (межобластной) больнице уголовно-исполнительной системы или в следственном изоляторе, беременные женщины на время родов могут находиться там. При отсутствии таких учреждений женщина может быть помещена в родильный дом органов здравоохранения с обеспечением охраны, интенсивность которой должна определяться в каждом случае индивидуально с учетом степени общественной опасности подозреваемой или обвиняемой.

13. В следственные изоляторы, где содержатся женщины с детьми, должны приглашаться врачи-педиатры необходимых специальностей. В крупных следственных изоляторах, где содержится значительное число женщин с детьми, в штаты могут вводиться должности врачей-педиатров. Во всех остальных случаях следственные изоляторы должны приглашать врачей-педиатров из медицинских учреждений органов здравоохранения.

14. Для беременных женщин и женщин с детьми устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, предусматривающие специальные нормы (как по калорийности пищи, так и по ассортименту). Кроме того, должно быть обеспечено детское питание по нормам, предусмотренным для детей соответствующего возраста, находящихся в детских учреждениях системы здравоохранения. Они должны включать, в частности, молочные продукты (молоко, сметану, творог, сыр), яйца, фрукты, овощи, специальное детское питание и т.п. В период кормления ребенка грудью эти продукты также входят в рацион питания женщины.

15. Лица, заключенные под стражу в качестве меры пресечения, имеют право покупать в магазине (ларьке) следственного изолятора продукты питания и предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары. Нормы отпуска законом не регламентированы. Они определяются с учетом покупательского спроса и количества имеющегося в наличии товара. Беременные женщины и кормящие матери должны обеспечиваться продуктами питания в первую очередь.

16. Количество посылок и передач, которые могут получать подозреваемые и обвиняемые, законом не регламентировано, но общий вес их не должен превышать 30 кг в месяц. Однако на беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, это ограничение не распространяется. Вес посылок и передач, которые они вправе получать в течение месяца, может быть и большим. В посылках и передачах могут передаваться как продукты питания, так и одежда, а также предметы ухода за ребенком (пеленки, подгузники, белье и т.п.).

17. Питание беременных женщин и женщин с детьми может быть улучшено и за счет дополнительных платных услуг, в том числе питание из столовой для персонала следственного изолятора. Такая услуга может быть оказана любому подозреваемому или обвиняемому, но в первую очередь это должно касаться беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей (о дополнительных платных услугах см. комментарий к ст. 26).

18. Пункт 11 ст. 17 комментируемого Федерального закона предоставляет осужденному право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Закон ограничивает минимальный срок прогулки, но администрация места содержания под стражей вправе увеличить время прогулки. Продолжительность ежедневных прогулок беременных женщин и женщин с детьми не ограничивается. Для них должны быть выделены специальные прогулочные дворы, которые засаживаются зеленью и оборудуются песочницами. В летнее время там должны быть столы для ухода за детьми (пеленание и т.п.).

Правила об одновременном выводе на прогулку всех лиц, находящихся в камере, и прекращении прогулки к женщинам с детьми не должны применяться.

19. С учетом специфики оборудования камер, в которых содержатся женщины с детьми, особенностей их вывода на прогулку, большего объема прав по сравнению с другими подозреваемыми и обвиняемыми целесообразно содержать их изолированно от других категорий женщин.

20. Из числа взысканий, которым подвергаются подозреваемые и обвиняемые, водворение в карцер не применяется к беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей. Условия содержания в карцере достаточно суровы, и это может неблагоприятно повлиять на здоровье женщины и особенно ребенка (в том числе и неродившегося). К таким может быть применено лишь такое взыскание, как выговор.

21. В том случае, если женщина систематически нарушает установленный порядок или не проявляет заботу о ребенке, администрация места содержания под стражей может в соответствии с законом возбудить ходатайство о временной передаче ребенка родственникам или иным лицам либо в детское учреждение. Такое ходатайство может быть заявлено и по просьбе следственных органов, если по обстоятельствам расследования дела женщина, имеющая при себе ребенка, должна, например, участвовать в ряде следственных действий в разных городах, особенно в холодное время года. Такие перевозки женщины с ребенком, во-первых, затруднят проведение следственных действий, а во-вторых, могут неблагоприятно сказаться на здоровье ребенка.

22. Для передачи ребенка родственникам необходимо выяснить у женщины, кто из ее родственников или иных лиц может взять на себя заботу о ребенке. Следователь, сотрудник органов дознания либо администрация места содержания под стражей могут и по своей инициативе установить таких лиц, которые согласятся временно принять ребенка.

При отсутствии родственников или иных лиц, желающих взять на себя заботы о ребенке, администрация принимает меры для временной передачи ребенка в детское учреждение.

23. Заключенная под стражу женщина, имеющая при себе ребенка, вправе в любое время передать его родственникам или иным лицам и по собственной инициативе. Администрация места содержания под стражей должна оказывать ей в этом необходимое содействие.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных