ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Статья 32. Основные требования обеспечения изоляцииКомментарий к статье 32
1. В ч. 1 комментируемой статьи говорится, что подозреваемые и обвиняемые могут содержаться в общих или одиночных камерах. Вместе с тем из текста этой статьи следует, что по общему правилу подозреваемые и обвиняемые должны содержаться в общих камерах, их одиночное содержание является исключением и обусловливается обстоятельствами, точно указанными в комментируемой статье. Помимо этого, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными требуют, чтобы режим, принятый в заведении, стремился сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе, которая убивает в заключенных чувство ответственности и сознание человеческого достоинства. 2. Закон регламентирует порядок оформления содержания подозреваемых или обвиняемых в одиночной камере. Никакого специального оформления не требуется для содержания таких лиц в одиночной камере на срок до одних суток. Если же речь идет о более продолжительном времени, начальник места содержания под стражей выносит мотивированное постановление. Как правило, его должен санкционировать прокурор. Однако в ряде случаев такой санкции не требуется. 3. Без санкции прокурора разрешается содержание в одиночной камере подозреваемых и обвиняемых в том случае, если нет иной возможности обеспечить требования их раздельного содержания, предусмотренные ст. 33 комментируемого Федерального закона (см. комментарий к этой статье). В соответствии с требованиями названной статьи выделяется весьма значительное количество категорий осужденных, которые должны содержаться отдельно от других. В том или ином следственном изоляторе некоторые из них могут быть малочисленны и насчитывать не более одного человека. С учетом дефицита площади в следственных изоляторах таких лиц приходится содержать в одиночных камерах. Это вынужденная мера, поэтому не требуется ее специального согласования с прокурором. 4. Не требуется санкции прокурора и в том случае, если подозреваемый или обвиняемый переводится в одиночную камеру в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья самого переводимого либо других подозреваемых или обвиняемых. При этом опасность может исходить от самого переводимого в одиночную камеру, а может и угрожать ему. Вопрос о том, кого в подобных случаях следует переводить в одиночную камеру, решается в зависимости от конкретных обстоятельств дела: если одному подозреваемому или обвиняемому угрожает опасность от нескольких лиц, целесообразно перевести в одиночную камеру это лицо; если от одного лица исходит опасность в отношении нескольких, правильнее изолировать его. В данном случае перевод рассматривается как мера не взыскания, а безопасности. 5. Возможен перевод в одиночную камеру подозреваемого или обвиняемого по его письменному заявлению об одиночном содержании. Такая просьба может быть обусловлена разными причинами: опасением угрозы безопасности жизни или здоровью данного лица со стороны других подозреваемых или обвиняемых, желанием подготовиться к судебному процессу, состоянием здоровья, какими-либо физическими недостатками, которые затрудняют его пребывание в общей камере, и т.п. Такого рода заявление должно подвергаться проверке. Вопрос о переводе в одиночную камеру необходимо решать с учетом обоснованности мотивов, изложенных в заявлении, результатов проверки и фактических возможностей данного следственного изолятора. Так, если речь идет о безопасности того или иного лица, то при невозможности перевести его в одиночную камеру может быть решен вопрос о его переводе в другую общую камеру. Перемещение подозреваемого или обвиняемого в одиночную камеру по его заявлению не нуждается в санкционировании прокурором. 6. Не требуется согласования с прокурором вопроса о размещении подозреваемых в одиночных камерах, если днем они содержатся в общих камерах. Такая ситуация может возникнуть, например, при выводе на работу подозреваемых и обвиняемых с их согласия. Карательный элемент содержания в одиночной камере заключается в дефиците общения. Совместная работа осужденных снимает это соображение. 7. Смысл изоляции подозреваемых и обвиняемых заключается, в частности, в пресечении их нежелательных контактов, которые могут помешать следствию. Исходя из этого запрещаются переговоры подозреваемых или обвиняемых с лицами, размещенными в других камерах и иных помещениях мест содержания под стражей, а также с находящимися на свободе, передача ими каких-либо предметов и переписка. Здесь имеются в виду контакты подозреваемых или обвиняемых путем перестукивания, выкриков во время прогулок, выводов к следователю, на свидание, через окна; негласное направление писем и записок. К сожалению, известны даже случаи передачи подозреваемым и обвиняемым оружия. Комментируемый Федеральный закон допускает свидания, переписку, посылки и передачи подозреваемым и обвиняемым. Однако все эти контакты осуществляются под контролем администрации места содержания под стражей: переписка этих лиц подвергается цензуре, посылки и передачи - досмотру, свидания проходят в присутствии сотрудника места содержания под стражей. Даже встречи подозреваемого и обвиняемого с защитником организуются в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительных органов видеть их, но не слышать. 8. Подозреваемые и обвиняемые при проведении расследования и во время суда нередко выводятся за пределы места содержания под стражей для участия в осмотре места происшествия, при проведении следственного эксперимента, экспертизы, для участия в судебном заседании и т.д. Закон требует, чтобы во всех этих случаях обеспечивались требования изоляции подозреваемых и обвиняемых.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|