ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Статья 43. Применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия в местах содержания под стражейКомментарий к статье 43
1. Сотрудники следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном комментируемым Законом и другими нормативными правовыми актами. 2. Согласно п. 40 Европейских пенитенциарных правил способы и методы применения средств сдерживания определяются законом или иным действующим нормативным актом. Длительность их применения ни в коем случае не должна выходить за пределы необходимости. Правовой основой применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками мест содержания под стражей, а также сотрудниками органов внутренних дел, привлекающимися для обеспечения правопорядка, являются: - комментируемый Федеральный закон (ст. ст. 44, 45, 46, 47); - УИК РФ (ст. 86); - Закон РФ от 21.07.1993 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" с последующими изменениями; - Закон РФ "Об оружии". 3. Важное значение в укреплении правового базиса использования спецсредств имеет также ряд других законодательных актов. Так, в ст. 1 Правил применения специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.09.1991 N 455, подчеркивается, что правовой основой их использования органами внутренних дел РСФСР являются Закон РСФСР "О милиции", Приказ МВД России от 21 июня 1991 г. N 345 "Об утверждении Перечня специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР", Инструкция о порядке постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы, утвержденная Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11.05.2006 N 223. 4. Действие указанных Правил распространяется не только на сотрудников уголовно-исполнительной системы (исправительных учреждений, следственных изоляторов), но и на других сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых в установленном порядке к выполнению задач по ликвидации правонарушений. 5. Теми же Правилами предусмотрено, что начальники органов внутренних дел всех уровней, в том числе начальники мест содержания под стражей, обязаны постоянно проводить работу по обеспечению соблюдения законности при применении специальных средств. Они несут персональную ответственность за ее организацию и привлечение к ответственности лиц, допустивших неправомерное использование специальных средств согласно действующему законодательству. 6. Кроме законодательных актов, применение физической силы, спецсредств и оружия регламентировано Инструкцией "Об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Минюста России" (2003 г.). Законом "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" организованным в составе уголовно-исполнительной системы Минюста России специальным подразделениям по конвоированию заключенных, содержащихся в следственных изоляторах, при выполнении возложенных на них задач, в том числе при осуществлении розыскных мероприятий, предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и оружие. Роль названных нормативных актов в упрочении правопорядка и законности заключается прежде всего в том, что впервые в истории нашего государства в законодательных актах определены конкретный перечень специальных средств, порядок и условия их применения. Ранее использование спецсредств регламентировалось преимущественно ведомственными нормативными актами, закрытыми для широкого круга граждан, включая лиц, содержащихся под стражей. 7. Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" обязывает сотрудников мест содержания под стражей проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим. 8. В случае ранения или смерти лица, заключенного под стражу, или иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники следственных изоляторов сообщают об этом прокурору. 9. Применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 10. В целях обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Министерства юстиции Российской Федерации, защиты личного состава исправительных учреждений и следственных изоляторов в составе территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы созданы специальные подразделения - отряды специального назначения. Организация их закреплена в ст. 12 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Положением об отрядах специального назначения регламентировано право бойцов этих подразделений применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие для выполнения возложенных на них обязанностей в случаях и порядке, предусмотренных ст. ст. 28 - 31 названного выше Закона. В обязанности отрядов специального назначения входят: предотвращение и пресечение преступных проявлений и иных правонарушений на объектах уголовно-исполнительной системы, ликвидация массовых беспорядков, групповых неповиновений общественного порядка, хулиганских и других противоправных действий со стороны осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных граждан, дезорганизующих нормальную работу учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; освобождение лиц, захваченных в качестве заложников в следственных изоляторах и учреждениях, исполняющих наказание, участие в розыске и задержании осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег, обеспечение безопасности персонала и членов семей сотрудников уголовно-исполнительной системы. 11. В программе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию основное внимание при рассмотрении вопросов обращения с задержанными и заключенными лицами уделяется предварительному заключению. Положения, регулирующие обращение с лицами, находящимися под стражей до суда, содержатся во многих международных правовых актах, включая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Европейские пенитенциарные правила, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и др. Содержащиеся в них общепризнанные принципы и нормы международного права, являющиеся, согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, составной частью ее правовой системы, имеют приоритетное значение в случаях расхождения с отечественным законодательством. В общем комментарии 21 (44) от 06.04.1992 Комитет Организации Объединенных Наций по правам человека заявил, что от государств требуется обращаться с заключенными и задержанными с уважением к их достоинству. Комитет заявил, что это "основное и всеобщее правило", применение которого не может зависеть от наличия материальных средств у государств.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|