Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 51. Прокурорский надзор




Комментарий к статье 51

 

1. При осуществлении надзора прокурор руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством, Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", другими законами Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. Важнейшая среди них "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2007 N 19).

2. Предметом надзора за исполнением законов в местах содержания под стражей являются:

- законность нахождения в местах содержания под стражей;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, а также порядка и условий их содержания (ст. 32 Закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Исходя из требований Закона, допускающего нахождение в местах содержания под стражей граждан на основании постановления следователя, прокурора или решения суда, в порядке и на условиях строго определенных законодательством, органы прокуратуры выполняют широкий круг задач. Они осуществляют надзор за:

- соответствием деятельности администрации мест содержания под стражей уголовному, уголовно-исполнительному, уголовно-процессуальному и иному законодательству;

- обеспечением администрацией мест содержания под стражей установленных законом прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу;

- соответствием законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений и постановлений, изданных администрацией мест содержания под стражей, а также центральными и территориальными органами уголовно-исполнительной системы;

- соблюдением сроков содержания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, обеспечением в них установленных законом режима изоляции и надзора, обоснованностью применяемых администрацией мер дисциплинарного воздействия, законностью и своевременностью освобождения граждан из-под стражи.

Прокурорский надзор распространяется на все места содержания, перечисленные в ст. 7 комментируемого Закона, независимо от категорий содержания в них лиц - задержанных по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых мерой пресечения избрано содержание под стражей.

Надзор предполагает обеспечение содержания лиц в местах их задержания и предварительного заключения не иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Такими основаниями являются: в отношении задержанного - протокол кратковременного задержания лица, подозреваемого в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ); постановление следователя или лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, постановление прокурора либо судьи (ст. 97 УПК РФ), вынесенных в пределах предоставленных им полномочий.

Под порядком содержания под стражей понимается режим следственных изоляторов и изоляторов временного содержания, надзор за содержащимися в них лицами; правоограничения; правила внутреннего распорядка; раздельное содержание различных категорий лиц; меры профилактического и дисциплинарного воздействия, применяемые к ним, и др.

К условиям содержания относятся устанавливаемые законодательством Российской Федерации нормы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения лиц, задержанных и заключенных под стражу.

Правовое положение лиц, содержащихся под стражей, представляет собой установленный законом правовой статус подозреваемых и обвиняемых, подсудимых и осужденных, т.е. объем их прав и обязанностей, законных интересов, обеспечение необходимых гарантий их реализации.

В последние годы уголовно-исполнительное законодательство претерпело значительные изменения, в которых нашли отражение ориентация на приоритеты общечеловеческих ценностей, обеспечение правовых гарантий, исключающих унижение человеческого достоинства, снятие излишних ограничений, приближение порядка и условий содержания под стражей к международным стандартам. В этих условиях роль правозащитных функций прокурорского надзора приобретает особую значимость.

Наделение прокуратуры правозащитными функциями обязывает прокуроров, осуществляющих надзор за законностью содержания лиц под стражей, наряду с требованиями, изложенными в отечественном законодательстве, принимать во внимание и нормы, содержащиеся в наиболее важных международных актах, касающихся защиты прав и свобод человека. К числу таких правовых актов относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Европейские пенитенциарные правила (1987 г.).

В Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации (1991 г.) провозглашается преимущественная сила общепризнанных международных норм, относящихся к правам человека, перед законами России. Это положение Декларации подтверждено ст. 17 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. При этом, согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

3. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом "О прокуратуре РФ", вправе посещать в любое время места содержания под стражей; опрашивать задержанных и заключенных под стражу; проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации мест содержания под стражей и опротестовывать их в случае противоречия закону, требовать объяснения от должностных лиц; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, немедленно освобождать их своим постановлением из карцера, одиночной камеры.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого, в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению.

В целях выявления фактов необоснованных арестов граждан Генеральный прокурор Российской Федерации Приказом от 06.09.2007 N 137 (ред. от 28.12.2007) "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" распорядился обеспечивать своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц, которые задерживались по подозрению в совершении преступления либо которым в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу.

4. Проверка исполнения законов - одно из основных средств прокурорского надзора, применяемых в целях выявления правонарушений в местах содержания под стражей. Она включает посещение прокурором жилых и коммунальных объектов названных мест, ознакомление с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию и заключению под стражу, проверку соблюдения режима, порядка и условий содержания, опрос задержанных и заключенных под стражу, соблюдение их правового положения, обеспечения предоставленного им законом права на свидания, переписку, получение посылок и передач, оказание юридической помощи, на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

В обязанности прокурора входит проверка обоснованности применения к лицам, содержащимся под стражей, дисциплинарных мер воздействия, а также мер безопасности и оружия; законности и своевременности освобождения их из-под стражи в связи с изменением меры пресечения на более мягкую, истечением сроков содержания под стражей, прекращением уголовного дела.

В процессе обхода жилых и коммунально-бытовых помещений прокурор опрашивает лиц о причинах, по которым они подвергнуты задержанию или аресту, и о возможном наличии у них жалоб и заявлений. Опрос позволяет выявить нарушения законности. Проводится он прокурором как в присутствии представителей администрации учреждения, так и без них. Прокурор организует прием лиц, задержанных и заключенных под стражу, рассматривает и проверяет принятые от них жалобы и заявления.

В ходе проверки прокурор:

- устанавливает исполнение законов сотрудниками, перечисленными в ст. 12 комментируемого Закона, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;

- требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности;

- проверяет законность и справедливость применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания;

- истребует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.

Знакомясь с документами, на основании которых лица содержатся под стражей, прокурор выясняет, в точном ли соответствии с законом они составлены, оформлены ли надлежащим образом, не истекли ли сроки содержания лиц под стражей. При этом прокурор не ограничивается лишь установлением наличия судебного решения или постановления о заключении под стражу того или иного лица, в его обязанность входит также проверить, насколько законно и обоснованно само лишение свободы. Прокурор определяет: а) имелись ли основания для привлечения данного лица к уголовной ответственности; б) была ли необходимость в избрании именно этой, а не другой меры пресечения (ст. ст. 97, 98, 99 УПК РФ).

Особое внимание обращается на законность ареста и целесообразность дальнейшего содержания под стражей несовершеннолетних, престарелых, женщин, имеющих беременность или малолетних детей, а также лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления небольшой или средней тяжести.

При обнаружении фактов, дающих основание сомневаться в обоснованности избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, прокурор сообщает об этом соответствующему прокурору на предмет отмены или изменения данной меры.

Однако своей властью прокурор, осуществляющий надзор за местами содержания подозреваемых и обвиняемых, вправе и обязан немедленно освободить лицо из-под стражи в том случае, когда факт нарушения законности не вызывает сомнений. Руководствуясь ст. 10 УПК РФ, такое решение прокурор принимает в отношении любого лица, если установлено, что оно содержится под стражей в отсутствие предусмотренных законом процессуальных документов, каковыми являются судебное постановление или решение, постановление следователя или лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, или постановление прокурора, либо содержится под стражей свыше срока, предусмотренного законом.

5. Содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей свыше установленного законом срока является грубейшим нарушением законности. В указаниях Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 136 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" обращено внимание прокуроров на необходимость установления по арестантским делам системы надзора, гарантирующей соблюдение процессуальных сроков, своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности. Согласно же указаниям следователи обязаны незамедлительно извещать следственные изоляторы о продлении срока содержания под стражей в отношении каждого обвиняемого, об окончании следствия, начале и завершении ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела.

Срок содержания до 12 месяцев может быть продлен судьей по ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а до 18 месяцев - с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя.

Истечение установленного законом срока содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей является, согласно ст. 49 комментируемого Закона, основанием для освобождения этих лиц из-под стражи. Помимо прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, правом освобождения арестованных по указанным основаниям наделены также начальники следственных изоляторов. Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи определен ст. 50 комментируемого Закона и параграфом 20 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Вся деятельность персонала мест содержания задержанных и заключенных под стражу должна строиться на неукоснительном соблюдении закона. Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав и свобод граждан нормативными правовыми, в том числе ведомственными, актами. Во-вторых, ограничения общегражданских прав и свобод осужденных не могут устанавливаться законами субъектов Федерации, поскольку согласно Конституции Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Это обстоятельство одновременно служит гарантией соблюдения нашей страной международных договоров в области защиты прав и обращения с заключенными.

Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, а также осужденные пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законодательством и международными договорами России.

6. Соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей - главный предмет прокурорской проверки. Правовое положение указанных лиц с чисто процессуальной точки зрения определено уголовным судопроизводством. Вместе с тем оно определяется и общим правовым статусом их как граждан, права которых в части личной неприкосновенности гарантированы Конституцией Российской Федерации. Исходя из этого содержание и правовая регламентация режима в местах содержания под стражей имеют свои особенности по сравнению с режимом, установленным в исправительных учреждениях, что обусловлено существенными различиями в правовом положении категорий лиц, содержащихся под стражей. В отношении лиц, заключенных под стражу в порядке меры пресечения, режим предусматривает такую изоляцию и вытекающие из нее ограничения, которые необходимы в интересах расследования преступления и судебного рассмотрения дела. Исходя из этого прокурор, осуществляющий надзор, проверяет, как соблюдаются права подозреваемых и обвиняемых, детально регламентированные в комментируемом Федеральном законе (ст. ст. 17 - 22) и Правилах внутреннего распорядка.

7. Федеральный закон четко регламентирует порядок и условия содержания лиц в местах содержания под стражей. Поэтому предоставление администрацией каких-либо льгот и поощрений, как и любое ужесточение порядка и условий содержания, не предусмотренных комментируемым Законом, должно рассматриваться как серьезное нарушение законности, требующее реагирования прокурора, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.

Прокурор следит за исполнением администрацией предписаний закона, регулирующего порядок одиночного содержания лиц, заключенных под стражу, раздельного содержания различных категорий лиц, соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми своих основных обязанностей (ст. ст. 32 - 36 Закона).

8. В ходе проверки выясняется, соблюдаются ли администрацией учреждения требования Закона в части обеспечения надлежащих условий в местах содержания под стражей и какие для этого предприняты меры - не только со стороны администрации учреждения, но и территориального органа уголовно-исполнительной системы.

Прокурор следит за тем, чтобы требования закона, обязывающие администрацию создавать улучшенные условия содержания осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, осужденным несовершеннолетним и устанавливать им повышенные нормы питания, неукоснительно соблюдались.

Используя предоставленные полномочия, прокурор в пределах своей компетенции воздействует на администрацию поднадзорных учреждений, органы местного самоуправления, требуя неукоснительного выполнения предписаний Закона о создании надлежащих условий содержания находящихся под стражей граждан.

Хотя пределы прокурорского надзора установлены Законом "О прокуратуре Российской Федерации" и уголовно-исполнительным законодательством, тем не менее параметры надзора, когда речь идет о проверке соблюдения законности в местах содержания под стражей, значительно шире. Как показывает надзорная практика, конкретные обстоятельства и обстановка в местах лишения свободы, с которой приходится сталкиваться прокурору, просто обязывает его глубже вникать в деятельность мест содержания под стражей и соответственно реагировать при обнаружении недостатков в их деятельности, так или иначе негативно влияющих на состояние законности.

Проверяя соответствие закону медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся под стражей, прокурор знакомится с отчетностью о динамике заболеваемости по основным группам болезней и выявляемости заболеваний у этих лиц, смертности среди них, вспышках инфекционных заболеваний, групповых отравлениях. Особое внимание уделяется положению с заболеваемостью туберкулезом и его лечением, выполнению мер по совершенствованию противотуберкулезной помощи в местах лишения свободы.

При проверке карцера прокурор проверяет законность и обоснованность водворения в них лиц, находящихся под стражей, а также правильность оформления документов, послуживших основанием для водворения.

Содержание в карцере должно быть оформлено документами, основными из которых являются: постановление начальника учреждения, акты и рапорты сотрудников учреждения, заключение врача о возможности содержания нарушителя в карцере. К документам должны быть приобщены письменные объяснения лица, подвергнутого взысканию, свидетельства очевидцев, справки о предыдущих взысканиях. Отсутствие документов, подтверждающих факт нарушения порядка содержания, является основанием для отмены наложенного взыскания.

Генеральный прокурор Российской Федерации обязывает прокуроров при проверках состояния законности в следственных изоляторах особое внимание уделять недопущению фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к заключенным со стороны сотрудников этих учреждений.

Наряду с проверкой законности применения мер взысканий, прокурор присущими ему средствами обязан реагировать и на факты оставления безнаказанными лиц, нарушивших порядок содержания.

9. Важной предпосылкой в обеспечении соблюдения законности является санкционирование прокурором в определенных законом случаях некоторых действий, проводимых администрацией учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему. Так, ст. 32 комментируемого Закона допускает размещение подозреваемых в местах содержания под стражей не только в общих, но и в одиночных камерах. Однако размещение таких лиц в одиночных камерах на срок более одних суток, кроме случаев, прямо предусмотренных названной статьей Закона, допускается лишь по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, которое должно быть санкционировано прокурором.

В случаях массовых беспорядков или неповиновения подозреваемых и обвиняемых, других чрезвычайных происшествий, предусмотренных ст. 48 комментируемого Закона, соответствующие должностные лица вводят режим особых условий в местах содержания под стражей на срок не более 30 суток с согласия Генерального прокурора РФ либо соответствующих прокуроров.

Борьба с преступностью в местах лишения свободы является важнейшей задачей прокурорского надзора. В приказах и указаниях Генерального прокурора Российской Федерации неоднократно подчеркивалось, что совершение преступления в указанных местах должно рассматриваться как чрезвычайное происшествие. Прокурор следит за обеспечением своевременного и полного раскрытия преступлений, с тем чтобы принимались исчерпывающие меры к выявлению и изобличению виновных.

Борьба с преступностью и иными правонарушениями осуществляется путем сочетания предупредительных и принудительных мер.

Исходя из того что для укрепления режима большое профилактическое значение имеет систематичность и качество обысков в местах содержания под стражей, направленных на обнаружение и изъятие запрещенных предметов, прокурор следит за тем, чтобы по каждому факту обнаружения их у арестованных лиц производилась тщательная проверка или расследование в целях установления источников их проникновения и привлечения виновных к ответственности.

Осуществляя надзор за проводимой в местах содержания под стражей оперативно-розыскной деятельностью, прокурор проверяет строгое ее соответствие закону и соблюдение охраняемых законом прав и интересов граждан. Согласно Закону "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" прокурор вправе требовать предоставления оперативно-служебных документов при осуществлении прокурорского надзора или санкционировании проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В надзоре за законностью оперативно-розыскной деятельности основной упор делается на то, чтобы эта деятельность обеспечивала выполнение главной задачи, каковой является предупреждение, своевременное выявление, пресечение и раскрытие преступлений.

10. В целях предотвращения или пресечения общественно опасных действий со стороны лиц, содержащихся под стражей, к ним могут быть применены физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие. Общие требования к применению в местах содержания под стражей этих мер изложены в главе V Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и в ст. ст. 43 - 47 комментируемого Закона. Федеральный закон "О прокуратуре РФ" обязывает прокуроров вскрывать нарушения законности при применении названных мер и остро на них реагировать.

О каждом случае применения оружия администрация следственного изолятора обязана уведомить прокурора немедленно. Она же сообщает прокурору обо всех фактах, когда в результате применения физической силы, специальных средств или оружия были причинены ранения либо наступила смерть заключенных и иных лиц. Законность и обоснованность применения оружия проверяется прокурором при ознакомлении с материалами и заключениями служебных расследований либо устанавливается в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту применения оружия.

Усиление в Законе правозащитной функции прокуратуры обязывает прокуроров при осуществлении надзора акцентировать внимание на этом аспекте, добиваться того, чтобы в практической деятельности, наряду с требованиями о выполнении лицами, содержащимися под стражей своих обязанностей, администрацией поднадзорных учреждений обеспечивалось реальное соблюдение установленного законом порядка и условий их содержания, а также прав и законных интересов.

11. Предметом внимания прокурора является законность оставления в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию впервые осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, отбывание наказания которым назначено в исправительной колонии общего режима. По материалам личных дел таких осужденных выясняется, соблюдены ли требования УИК РФ (ст. 77), предусматривающего возможность оставления их в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию.

На осужденных, занятых в хозобслуге, полностью распространяется режим и условия отбывания наказания, установленные для исправительных колоний общего режима. Проверяя соблюдение администрацией следственного изолятора этих требований, прокурор выясняет, обеспечиваются ли осужденные соответствующими жилищно-бытовыми условиями, предоставляются ли им ежедневные прогулки, соблюдаются ли другие права, предусмотренные для осужденных нормами УИК РФ.

Объектом внимания прокурора является проверка выполнения лицами, работающими по хозяйственному обслуживанию, требований режима, выявление случаев недозволенных связей с подозреваемыми, а также со свободными гражданами, предпринимаемых администрацией мер к пресечению таких нарушений и их предупреждению.

Поскольку оставление осужденного в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию допускается лишь с его согласия, он вправе в период отбывания наказания изменить решение и обратиться с просьбой о направлении его для дальнейшего отбывания наказания в колонию общего режима. При наличии такой просьбы осужденного она подлежит удовлетворению.

В случаях отступления от порядка и условий формирования хозяйственной обслуги осужденных, а также при выявлении фактов нарушений режима и условий отбывания наказания этой категорией осужденных они по требованию прокурора приказом начальника следственного изолятора отчисляются из ее состава и направляются для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию.

12. Действующее уголовно-исполнительное законодательство (ст. 77.1 УИК) допускает в определенных случаях (производство следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами) оставление в следственном изоляторе осужденных к лишению свободы или перевод их из исправительной колонии, воспитательной колонии либо тюрьмы в следственный изолятор на основании мотивированного постановления прокурора, следователя или органа дознания. Постановление должно быть санкционировано прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем либо приравненным к нему прокурором или его заместителем на срок, не превышающий двух месяцев, а при санкционировании Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем - на срок до трех месяцев.

По тем же основаниям, при необходимости участия в судебном разбирательстве, осужденные к лишению свободы могут быть по определению (постановлению) суда оставлены в следственном изоляторе либо переведены в него из исправительных учреждений на время рассмотрения дела в суде.

Осуществляя надзор за обоснованностью оставления либо перевода в следственный изолятор указанных категорий осужденных, прокурор проверяет, соблюдены ли при этом все предписания закона, а также сроки содержания этих лиц в следственном изоляторе, установленные соответствующими прокурорами. Особое внимание обращается на соблюдение основных прав этих лиц, обеспечение содержания их на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении (с учетом ограничений, имеющихся в следственных изоляторах).

13. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы запрещают использование подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, на работах, связанных с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и средств связи, всех видов транспортных средств, множительной аппаратуры. Их также нельзя привлекать к работе в фотолабораториях и радиотрансляционных узлах. При осуществлении надзора прокурор следит за тем, чтобы эти требования администрацией следственного изолятора неукоснительно соблюдались.

14. Прокурор следит за исполнением требований закона о праве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссии, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, в Европейский суд по правам человека, государственные органы власти, общественные объединения. Прокурор призван также осуществлять надзор за исполнением требований ст. 21 комментируемого Закона, устанавливающей обязанность администрации мест содержания под стражей направлять различным органам, а также прокурору предложения, заявления, ходатайства и жалобы в сроки, определенные этим Законом.

Осуществляя надзор, прокурор наблюдает за тем, чтобы задержанным и содержащимся под стражей были созданы необходимые условия для написания и отправления заявлений и жалоб.

Известны случаи, когда жалобы лиц, заключенных под стражу, не направляются администрацией по принадлежности - по мотивам принятия мер по восстановлению нарушенных прав или несоответствия содержания жалобы, по мнению администрации, действительности. Такие действия администрации ущемляют права лиц, находящихся под стражей, противоречат закону и недопустимы.

Согласно ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся под стражей. При желании лицо может изложить прокурору жалобу в отсутствие представителя администрации места содержания под стражей.

Учитывая, что взятые под стражу лица находятся в условиях строгой изоляции, поступающие от них жалобы и заявления о нарушении их прав, унижении человеческого достоинства, фактах произвола подлежат особо тщательной проверке, а наиболее серьезные из них - с выездом на место. При установлении таких фактов прокурор, в зависимости от их характера, руководствуясь Законом "О прокуратуре РФ" решает в установленном законом порядке вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.

15. Объектом прокурорского внимания является деятельность созданных при территориальном органе уголовно-исполнительной системы отрядов специального назначения, обеспечивающих в учреждениях уголовно-исполнительной системы соблюдение режима и правопорядка. Действия отрядов специального назначения основываются на строгом соблюдении закона и проводятся в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации.

16. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2007 N 19 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предписывает прокурорам всех уровней рассматривать надзор за исполнением требований УИК РФ, комментируемого Закона и иных федеральных законов как одну из составных частей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан и организовать работу так, чтобы при осуществлении надзора за исполнением законов прокуроры своевременно предупреждали, выявляли и пресекали нарушения законов в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, других военных органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания.

17. Для обеспечения выполнения этих задач Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" наделяет прокуроров, осуществляющих надзор в данной сфере деятельности, соответствующими полномочиями, имеющими ряд существенных особенностей.

В отличие от так называемого общего надзора, при котором проверки исполнения законов могут производиться лишь в связи с поступлением в прокуратуру данных о нарушениях законности, проверки соблюдения законности в местах содержания под стражей осуществляются прокурором систематически, вне зависимости от наличия сигналов о нарушениях законности.

Выявленные в ходе проверки нарушения законности устраняются непосредственно по их обнаружении, причем в случае опротестования прокурором противоречащего закону приказа или распоряжения администрации учреждения действие опротестованного акта до рассмотрения протеста администрацией приостанавливается.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных Законом порядка и условий содержания задержанных и заключенных под стражу подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений. Тем самым законодатель наделяет прокуроров особыми властно-распорядительными полномочиями: их требования подлежат исполнению независимо от того, обжалованы они или нет.

Закон предписывает прокурору принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений законности, восстановлению нарушенных прав граждан и привлечению виновных к ответственности.

В целях обеспечения гарантии государственной защиты прав и свобод граждан Генеральная прокуратура России взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Основными правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законности являются:

- постановление об устранении нарушений законов, выявленных при проверке;

- предложения (требования), которые, по мнению прокурора, следовало бы принять в целях соблюдения закона об условиях содержания арестованных и осужденных;

- протест на противоречащие закону приказы, распоряжения и иные акты администрации места содержания под стражей;

- представление об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу уголовно-исполнительной системы (образцы прокурорских актов см. в приложении).

18. Как правило, постановление выносится при освобождении лиц, незаконно содержащихся в местах лишения свободы либо необоснованно подвергнутых мерам дисциплинарного воздействия (водворение в карцер).

В зависимости от характера правонарушения прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении против виновных должностных лиц производства об административном правонарушении или уголовного дела. При вынесении постановления о возбуждении производства об административном правонарушении прокурор обязан соблюдать установленные законом порядок и сроки применения соответствующих мер взыскания. Постановление прокурора направляется должностному лицу или органу уголовно-исполнительной системы, в компетенции которого находится рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Постановление прокурора подлежит рассмотрению в сроки, установленные законом для дел об административных правонарушениях. Законом определен пятнадцатидневный срок рассмотрения дела с момента его поступления в орган, правомочный принимать по нему решение. Применительно к отдельным правонарушениям предусмотрен сокращенный, семидневный, срок рассмотрения дел. О решении, принятом по постановлению прокурора об административном правонарушении, ему направляется письменное сообщение. В случае принятия решения, противоречащего требованиям прокурора, оно может быть опротестовано им в федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

В качестве правового средства постановление прокурора используется также при истребовании приказов и распоряжений, издаваемых администрацией поднадзорных учреждений, для проверки соответствия их закону и объяснений должностных лиц по этому поводу.

Право формулировать требования относительно лиц, заключенных под стражу, позволяет прокурору реагировать на нарушения законности немедленно по их выявлении. Требования могут излагаться как устно, так и письменно, причем устно, как правило, в тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть устранены непосредственно в ходе проверки.

19. При наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор, в целях их предупреждения, может вынести должностным лицам из числа администрации учреждения предостережение (в письменной форме) о недопустимости нарушения закона. При неисполнении требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности.

20. Протест прокурора вносится, когда требуется отменить не соответствующий закону акт администрации учреждения и восстановить нарушенные им права. До рассмотрения протеста администрация места содержания под стражей обязана приостановить действие опротестованного акта. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

21. Представление являет собой письменный акт, адресуемый в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Такими органами применительно к местам содержания под стражей являются федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

Этим актом прокурор обращает внимание соответствующего органа на выявленные нарушения законности в деятельности учреждения. Представление вносится в тех случаях, когда наряду с устранением нарушений возникает необходимость и в принятии мер по ликвидации причин и условий, их порождающих. Оно основывается на обобщенных данных о состоянии законности в поднадзорных учреждениях, анализе практики прокурорского надзора, материалах проверки, ведомственного и судебного контроля, жалоб и заявлений, поступающих в прокуратуру, причем направлено не только на устранение выявленных конкретных нарушений, но и на предупреждение их в дальнейшем. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении может быть поставлен вопрос и о привлечении к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных должностных лиц, попустительствовавших нарушениям (при отсутствии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения). По представлению прокурора в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменном виде.

22. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Цель этих требований - выявить, устранить и предотвратить нарушения закона. Наряду с этим, Закон наделил прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы, дополнительными властно-распорядительными полномочиями. Постановления и требования прокурора, касающиеся исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных и заключенных под стражу, подлежат обязательному исполнению органами и должностными лицами, которым они адресованы. Предложения (требования) прокурора, вносимые в качестве реагирования на выявленные нарушения, направлены на пресечение незаконных действий администрации, поднадзорных учреждений, восстановление законности и нарушенных прав граждан. Они формулируются в устной форме, когда выявленные нарушения закона могут быть устранены непосредственно по ходу проверки. В иных случаях, когда для устранения нарушения закона требуется какое-то время, прокурор вносит администрации учреждения предложения в письменном виде и устанавливает срок их исполнения. Сроки исполнения предложений определяются прокурором в зависимости от конкретных обстоятельств. При несогласии с предложениями прокурора администрация учреждения может обжаловать их вышестоящему прокурору, однако это исполнения предложений (требований) прокурора не приостанавливает.

23. Все предложения прокурора, независимо от формы, отражаются в акте (справке) проверки. С одной стороны, это повышает ответственность прокурора за свои предложения, с другой - ответственность администрации учреждения за их точное и своевременное исполнение. За фактическим исполнением сделанных им предложений, за соблюдением сроков рассмотрения внесенных им протестов и представлений прокурор устанавливает контроль.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность. Характер ответственности (уголовная или дисциплинарная) определяется в каждом конкретном случае с учетом мотивов неисполнения требований прокурора, причин и последствий, наступивших в результате такого неисполнения. При отсутствии в действиях (бездействии) должностного лица признаков преступления прокурор может возбудить против него дисциплинарное производство.

24. Осуществляя надзорные функции, прокурор на различных этапах деятельности взаимодействует с правоохранительными и контролирующими органами. Так, в соответствии с предписанием закона, прокурор координирует работу по борьбе с преступностью и укреплению законности путем разработки и осуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие и предупреждение преступлений.

25. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при выполнении поручений компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о проведении розыска, следственных действий, особенно тех, по которым требуется санкция прокурора, - задержание, взятие под стражу лица, выдача которого требуется, освобождение из-под стражи, если требование о выдаче не поступит в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания.

Прокуратура Российской Федерации исполняет поручения компетентных органов стран, с которыми Россия состоит в договорных отношениях, осуществляет в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории запрашиваемого государства.

Между Российской Федерацией и рядом стран заключены и действуют консульские соглашения, конвенции, договоры о выдаче преступников, иные международно-правовые акты, исполнение которых возлагается и на прокуратуру в пределах ее компетенции. В частности, на основании этих нормативных актов, в порядке оказания правовой помощи осуществляется: вручение документов, возбуждение уголовного преследования, производство отдельных процессуальных действий, вызов свидетелей и доставка лиц, содержащихся под стражей, для допроса в качестве свидетелей; арест лиц, подлежащих выдаче; выдача лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности или для отбывания наказания по приговору суда; выдача предметов, относящихся к уголовному делу; транзитная перевозка лиц, находящихся под стражей, и др. (раздел XVIII УПК РФ).

Исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в другие государства возлагается прежде всего на отраслевые подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В частности, вопросы, касающиеся задержанных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также заключенных под стражу и осужденных, отбывающих наказание, включая их экстрадицию, рассматриваются Международно-правовым управлением.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных