Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наблюдения и лабораторные работы




В лабораторных работах главное - это обращение к детской самодеятельности и ее развитию. Наблюдая, ребенок устанавлива­ет зависимости, которые есть между предметами и явлениями. Выделяя эти зависимости из всего многообразия жизни природы и общественных отношений, он, где возможно, проверяет их в опыте.

Формы применения лабораторных работ в школе весьма раз­нообразны. Первые лабораторные работы возникают на базе на­блюдений. В процессе этих наблюдений дети набирают большое число конкретного фактического материала, из которого делают определенные выводы. Эти выводы надо проверить. Так возникает необходимость лабораторной работы, в которую в свою очередь входит наблюдение, как основной момент этого типа работы.

Экскурсии

Несомненно, что одним из методов учебной работы во вспо­могательной школе должна являться экскурсия. На экскурсии уче­ник получает материал в его естественных жизненных формах, в его целостности, во всей системе существующих отношений и связей.

Излагая определенный материал, вызывая у учащихся ряд нужных представлений (на экскурсии эти представления мы проверяем, уточняем, находим знакомые элементы в сложной ситуа­ции), учитель предоставляет возможность ученику овладевать са­мой ситуацией. Иногда изучение темы может начинаться с экскурсии, где накопляется материал, обогащается опыт учеников для того, чтобы потом сопоставить, сравнить, сделать выводы и обоб­щения.

Экскурсии помогают учащимся разбираться в окружающем, устанавливать закономерности, лежащие в основе явлений, развивают наблюдательность, изощряют мышление.

Разбор полученного на экскурсии материала легко обнаруживает, что каждый из учеников заметил нечто, оставшееся вне сфе­ры внимания других. И, делясь впечатлениями в классе, дети вза­имно дополняют добытый материал, таким образом, еще больше расширяют круг своих представлений.

Экскурсия только тогда имеет воспитательное значение и дает полный образовательный эффект, если она хорошо организована, хорошо подготовлена, продумана педагогом.

Педагогу должна быть ясна цель экскурсии, ясно ее значение в изучении данного предмета, и не только учебно-образовательное, но и воспитательное.

Учитель должен ясно представлять себе план работы детей и те формы работы, в которые будет облечена экскурсия и ее отдель­ные моменты.

Проводится, например, экскурсия в лес. Тема: «Влияние осве­щения на крону деревьев». Здесь приходится наблюдать крону де­ревьев из середины леса, с его опушки, крону одиноко стоящих деревьев, установить преимущественный характер освещения в каждом случае и отсюда сделать соответствующие выводы, поста­вив себе задачу проверить эти выводы на своих комнатных расте­ниях и в школьном живом уголке.

На экскурсии, как и в классе, основной формой работы являет­ся фронтальная работа класса. Но в некоторых случаях, в зависи­мости от характера темы и бюджета времени, приходится на фоне фронтальной работы класса давать отдельным учащимся или не­большим группам отдельные индивидуальные поручения, итоги выполнения которых затем включаются в общий план работы над темой.

Например, изучаются геологические напластования. Дав детям целостное восприятие объекта, нужно приступить к его анализу: установить порядок слоев, их наклоны и т. д. Это фронтальная работа класса: двое запишут порядок слоев, двое в отдельные бумажки соберут кусочки породы с каждого слоя; трое-четверо будут искать окаменелости и т. д. Когда работа отдельных групп будет окончена, нужно повторить фронтально материал, включая данные, добытые в процессе выполнения индивидуальных пору­чений. Фронтально пойдет и проработка, и монтировка материала экскурсии в классе.

Чем более разнообразный материал будет собран на экскурсии, тем легче и разностороннее можно будет организовать последующую доработку темы в классе.

Материал собирать на экскурсии необходимо сознательно; учащиеся должны знать, что и зачем они собирают. Часто, напри­мер, ученики приносят целые груды листьев, веток, которые за­громождают класс и скоро выбрасываются, как сор. В самом деле, собранные ветки оказались мелки; они не могут дать полного раз­вития листа; на них не продемонстрируешь типы защитных при­способлений почек и т. п.

Собранный на экскурсии материал монтируется: растения су­шат, определяют, наклеивают, подписывают, классифицируют; по черновым наброскам делают законченные рисунки; иногда изго­товляют разнообразные макеты, наглядно иллюстрирующие тему проведенной экскурсии.

Такая работа еще прочнее закрепляет экскурсионный материал в сознании учащихся, дает им возможность вполне овладеть этим материалом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных