ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социально-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность. Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую (IQ – 40 – 69), умеренную (IQ – 35 – 49), тяжелую (IQ – 20 – 34) и глубокую (IQ ниже 20)'. В олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9), согласно которой выде-ляли три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Умственно отсталые (слабоумные) дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1-3% от общей детской популяции. Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего диффузный, т. е. широко распространенный, как бы «разлитый» характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда захватывающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений во всех видах психической деятельности. Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям. Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка-олигофрена отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям, присущи и некоторые положительные возможности наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития. Положение о единстве закономерностей нормальной) и аномального развития, подчеркиваемое Л. С. Выготским, дает основание полагать, что концепция развития нормального ребенка в общем может быть использована при трактовке развития умственно отсталых детей. Это позволяет говорить об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и умственно отсталого ребенка . 3. Система учреждении специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь. Вспомогательная школа как традиционный тип специальных учреждений образования.
Согласно законодательству РБ целями специального образования являются: - реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи путем обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий; - социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни. Система специального образования включает: 1.1. участников образовательного процесса; 1.2. образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; 1.3. учреждения, обеспечивающие получение специального образования, научно-методические и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы специального образования; 1.4. республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере специального образования. 2. Специальное образование может осуществляться на следующих уровнях основного образования: 2.1. дошкольное образование; 2.2. общее базовое образование; 2.3. общее среднее образование; 2.4. профессионально-техническое образование; 2.5. среднее специальное образование; 2.6. высшее образование; 2.7. послевузовское образование. 3. Специальное образование может осуществляться при получении дополнительного образования, в том числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
4. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, на дому.
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации являются специальными учебно-воспитательными учреждениями нового типа системы образования и предназначены для осуществления комплексной коррекционно-педагогической, социально-психологической, медицинской реабилитации детей с особенностями психофизического развития по месту их жительства. Специалисты Центра в зависимости от тяжести и структуры нарушения развития выбирают оптимальные педагогические условия коррекции выявленного нарушения, т.е. определяют форму специального образования (образовательную среду): - специальная школа-интернат; - специальная школа; - центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; - специальный класс; - класс интегрированного обучения; - пункт коррекционно-педагогической помощи; - обучение на дому. Специалистам учреждений образования, родителям ребенка, лицам, их заменяющим, выдается выписка из протокола, в которой дается заключение с описанием индивидуальных психологических особенностей ребенка, характера нарушения развития, рекомендуются среда обучения, программа обучения и воспитания. Документация по основной деятельности центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: - годовой план; - анализ работы за прошедший год; - журнал регистрации детей, прошедших психолого-медико-педагогическое обследование; - протоколы совещаний при директоре; - протоколы методических объединений; - согласие родителей с выбором формы специального образования; - протоколы психолого-медико-педагогического обследования; - карты развития ребенка; - личные дела детей; - алфавитная книга; - приказы по основной деятельности; - приказы по личному составу; - личные дела сотрудников Центра, трудовые книжки; - документы по аттестации, документация специалистов Центра.
5. Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания, на пунктах коррекционно-педагогической помощи.
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляется в дошкольных учреждениях (кроме специальных дошкольных учреждений) и общеобразовательных учреждениях (кроме специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) (далее – учреждениях образования), создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими детьми. Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка. Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебных планов и учебных программ соответствующих типов учреждений образования с использованием средств и методов обучения, учитывающих специфику физических и (или) психических нарушений. Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – пункт) как структурное подразделение может создаваться в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей образовательную программу дошкольного образования (далее, если не указано иное, – учреждение образования (организация), создавшее пункт). Задачами пункта являются: - изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи; - формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования; - формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
Содержание, организация и принципы коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Под коррекцией недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников. Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Опираясь на учение Л. С. Выготского о ведущей роли учения в развитии аномальных детей, было установлено, что коррекционная работа должна проводиться не на изолированных от учебных программ специальных уроках, а во всем процессе обучения и воспитания учащихся вспомогательных школ, путем использования специальных педагогических приемов. Основными принципами подбора коррекционных упражнений являются следующие: - опора на сохранные зоны развития; - организация многоканального восприятия информации ребенком; - организация положительной мотивации к упражнениям ребенка и родителей. - постепенное усложнение упражнений.
7. Особенности педагогического процесса с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.
Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта – это целостная система, состоящая из логически последовательных структурных связей в учебном процессе. Эти связи складываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Выделяются следующие компоненты: восприятие учебного материала учеником, осмысление его, закрепление в памяти и применение усвоенных знаний и умений. Восприятие изучаемого материала является исходным моментом познавательной деятельности учащихся. Именно восприятие у детей с нарушениями интеллекта несовершенно, что приводит к непониманию изучаемого, быстрому забыванию. Исследованиями установлено, что «активность и целенаправленность ощущений и восприятий учащихся специальной (коррекционной) школы понижены, избирательность, осмысление нарушены. Осмысление учебного материала – это процесс понимания изучаемого. Но не всегда ученик с нарушениями интеллекта даже в подростковом или старшем школьном возрасте может самостоятельно вскрыть сущность связей и зависимостей между предметами и явлениями. Ему малодоступен процесс анализа, синтеза, классификации, обобщения, следовательно, мыслительные операции самостоятельно учащиеся проводят с трудом, в основном все они пытаются воспроизвести то, что видят: окно, дом, сад; дым, облако, пар; страх, ужас, волнение. Процесс закрепления полученных знаний и умений осуществляется в системе коррекционного обучения лишь в том случае, когда учитель убедился, что знания прочны и могут быть воспроизведены в достаточном объеме. Запоминание и воспроизведение носят осмысленный характер. Огромную роль играет повторение, которое используется не только с целью закрепления и систематизации знаний, но и как коррекция имеющихся мыслительных процессов. Применение усвоенных знаний и умений вызывает у учащихся с нарушениями интеллекта трудности, обусловленные не только дефектом, но и необходимостью переработки информации, использования ее в практической деятельности. Многие трудности в процессе обучения преодолеваются, но сам механизм применения полученных знаний в новых условиях часто не реализуется. Вот почему важным требованием в процессе применения знаний и умений является постоянное возвращение к условиям, в которых знания и умения формировались. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|