ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система трудовой подготовки и задачи трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
В олигофренопедагогике важнейшими функциями обучения являются образование, воспитание, коррекция и как итог – развитие. На уроках трудового обучения, как и на всех других, выделяются образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Однако уроки трудового обучения имеют ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что основное время отводится практической деятельности и ее надо правильно организовать. Вторая – в том, что ученика необходимо подготовить к этой деятельности, вернее, обучить приемам работы. Третья особенность состоит в том, что у подростка должны быть хорошо развита моторика и сформированы организационные умения и навыки. В программы по трудовому обучению как младших, так и старших школьников заложены эти особенности (требования) обучения. Трудовое обучение, как часть образовательных технологий, решает задачу подготовки учащихся к трудовой деятельности через систему специально организованных уроков трудового обучения по конкретному виду труда. В качестве таких занятий могут выступать уроки по: – столярному делу; – слесарному делу; – картонажно-переплетному делу; – швейному делу; – сельскохозяйственному труду (животноводству, овощеводству, цветоводству, декоративному цветоводству и т.д.); – профессиям строительного направления (штукатура, маляра, плотника). Весь процесс трудового обучения носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся. Трудовая деятельность детей с нарушением интеллекта рассматривается в олигофренопедагогике как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. Формирование трудовых умений и навыков помогает подростку с нарушением интеллекта в овладении профессией на уровне первой-второй степеней профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом. Возможность овладения профессией учащимися специальной (коррекционной) школы часто зависит от наличия сопутствующих физических нарушений и той коррекционной работы, которая проводится учителями трудового обучения и школой в целом. Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе осуществляется поэтапно. Выделяются несколько этапов. На каждом конкретном этапе решаются общие учебные задачи и специальные, характерные для конкретного этапа.
Задачи, принципы и содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью очень специфичны и основываются на ряде ведущих принципов. Помимо общепринятых принципов организации процессов воспитания и обучения необходимо выделить и специальные принципы: – социальной направленности воспитания и обучения; – практической направленности; – деятельностного подхода; – эмоциональности среды и индивидуальной комфортности. Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми этой категории – социальная адаптация, приспособление к условиям жизни. Достижению цели способствует решение основных задач коррекционно-воспитательной работы. 1. Максимально возможное развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессах воспитания и обучения. 2. Максимальная социальная адаптация за счет трудового обучения и подготовки к посильным видам труда. 3. Воспитание, формирование правильного поведения в социуме.
20. Особенности методов воспитания при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Под методом воспитания подразумеваются пути влияния на сознание, чувства, поведение школьника с целью формирования уровня воспитанности, а также способ педагогического управления деятельностью школьника (трудовой, общественной, познавательной, нравственной, игровой, спортивной, экологической). Существуют разные подходы и классификации методов в системе воспитания, как в общеобразовательной, так и специальной коррекционной школе. И.Г. Еременко (1985) в первую группу методов относит методы убеждения. Г.М. Дульнев (1968) называет их словесными методами. Это следующие методы: – направленные на формирование взглядов, убеждений и обеспечивающиеся как обмен информацией в системе педагогической деятельности; – помогающие организовать деятельность ученика, стимулирующие мотивы деятельности; – помогающие формированию у воспитанников самооценки, регуляции поведения; – формирующие сознание: убеждение, разъяснение, внушение. Внушение в системе коррекционного воспитания обеспечивается замеча-нием, советом, просьбой, этической беседой, рассказом. Во вторую группу методов указанные выше авторы отнесли упражнение, т.е. практическую деятельность, способствующую формиро-ванию поведения. Эти методы реализуются через приучение, упражнение, игру, создание воспитывающих ситуаций. Третью группу составили методы стимулирования – поощрение и наказание. Сила воздействия поощрения и наказания на воспитуемых специальной (коррекционной) школы зависит от уровня воспитанности и оценки его учащимися, а также воспитателем. Наказание в коррекционной школе используют в том случае, когда воспитуемый понимает степень своей вины и действует сознательно и злонамеренно. Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог, воспитатель коррекционной школы должны помнить: – не всякое наказание может решить поставленную задачу; – наказание не дает право воспитателю унижать личность воспитуе-мого, требовательность должна сочетаться с уважением к личности; – воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину; – нельзя применять коллективные наказания – запрещать просмотр фильма, лишать прогулки и тому подобного режимного момента; – недопустимо наказывать за болезненные проявления; – меры физического воздействия со стороны воспитателя, учащихся запрещены.
21. Сотрудничество специального учреждения образования и семьи: задачи и основные направления. Характеристика форм взаимодействия педагогического коллектива специального учреждения образования и семьи.
Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью, представляют собой важную и сложную проблему. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, другими членами общества. Осуществляя комплексный подход с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения, работает междисциплинарная команда специалистов – невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и др. В рамках собственной деятельности каждый специалист проводит специфическую работу с родителями. На лекционных занятиях в родительской группе, которые проводят специалисты образовательного учреждения, осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельностей, родители знакомятся с приемами и методами работы в процессе эффективного взаимодействия с ребенком, семинары и тренинги становятся основными способами по формированию адекватного восприятия ребенка родителями. Специально организованные специалистом занятия направлены на формирование навыков сотрудничества, повышение сплоченности в детском коллективе. Для непосредственного обучения близких взрослых педагогическим техникам взаимодействия с ребенком, формирования навыков сотрудни-чества у детей с родителями, со сверстниками, другими взрослыми предназначена групповая форма работы в детско-родительском коллективе. С целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании ребенка в семье предусматривается индивидуальное консультирование.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|