Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система трудовой подготовки и задачи трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.




 

В олигофренопедагогике важнейшими функциями обучения являются образование, воспитание, коррекция и как итог – развитие. На уроках трудового обучения, как и на всех других, выделяются образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Однако уроки трудового обучения имеют ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что основное время отводится практической деятельности и ее надо правильно организовать. Вторая – в том, что ученика необходимо подготовить к этой деятельности, вернее, обучить приемам работы.

Третья особенность состоит в том, что у подростка должны быть хорошо развита моторика и сформированы организационные умения и навыки. В программы по трудовому обучению как младших, так и старших школьников заложены эти особенности (требования) обучения.

Трудовое обучение, как часть образовательных технологий, решает задачу подготовки учащихся к трудовой деятельности через систему специально организованных уроков трудового обучения по конкретному виду труда. В качестве таких занятий могут выступать уроки по:

– столярному делу;

– слесарному делу;

– картонажно-переплетному делу;

– швейному делу;

– сельскохозяйственному труду (животноводству, овощеводству, цветоводству, декоративному цветоводству и т.д.);

– профессиям строительного направления (штукатура, маляра, плотника).

Весь процесс трудового обучения носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся.

Трудовая деятельность детей с нарушением интеллекта рассматривается в олигофренопедагогике как одно из самых активных средств

подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности.

Формирование трудовых умений и навыков помогает подростку с нарушением интеллекта в овладении профессией на уровне первой-второй степеней профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом.

Возможность овладения профессией учащимися специальной (коррекционной) школы часто зависит от наличия сопутствующих физических нарушений и той коррекционной работы, которая проводится учителями трудового обучения и школой в целом.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе осуществляется поэтапно. Выделяются несколько этапов. На каждом конкретном этапе решаются общие учебные задачи и специальные, характерные для конкретного этапа.

 

 

Задачи, принципы и содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью очень специфичны и основываются на ряде ведущих принципов. Помимо общепринятых принципов организации процессов воспитания и обучения необходимо выделить и специальные принципы:

– социальной направленности воспитания и обучения;

– практической направленности;

– деятельностного подхода;

– эмоциональности среды и индивидуальной комфортности.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми этой категории – социальная адаптация, приспособление к условиям жизни.

Достижению цели способствует решение основных задач коррекционно-воспитательной работы.

1. Максимально возможное развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессах воспитания и обучения.

2. Максимальная социальная адаптация за счет трудового обучения и подготовки к посильным видам труда.

3. Воспитание, формирование правильного поведения в социуме.

 

20. Особенности методов воспитания при работе с детьми с интеллектуальной недостаточно­стью.

 

Под методом воспитания подразумеваются пути влияния на сознание, чувства, поведение школьника с целью формирования уровня воспитанности, а также способ педагогического управления деятельностью школьника (трудовой, общественной, познавательной, нравственной, игровой, спортивной, экологической).

Существуют разные подходы и классификации методов в системе воспитания, как в общеобразовательной, так и специальной коррекционной школе. И.Г. Еременко (1985) в первую группу методов относит методы убеждения. Г.М. Дульнев (1968) называет их словесными методами. Это следующие методы:

– направленные на формирование взглядов, убеждений и

обеспечивающиеся как обмен информацией в системе педагогической деятельности;

– помогающие организовать деятельность ученика, стимулирующие мотивы деятельности;

– помогающие формированию у воспитанников самооценки, регуляции поведения;

– формирующие сознание: убеждение, разъяснение, внушение. Внушение в системе коррекционного воспитания обеспечивается замеча-нием, советом, просьбой, этической беседой, рассказом.

Во вторую группу методов указанные выше авторы отнесли упражнение, т.е. практическую деятельность, способствующую формиро-ванию поведения. Эти методы реализуются через приучение, упражнение, игру, создание воспитывающих ситуаций.

Третью группу составили методы стимулирования – поощрение и наказание. Сила воздействия поощрения и наказания на воспитуемых специальной (коррекционной) школы зависит от уровня воспитанности и оценки его учащимися, а также воспитателем.

Наказание в коррекционной школе используют в том случае, когда воспитуемый понимает степень своей вины и действует сознательно и злонамеренно.

Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог, воспитатель коррекционной школы должны помнить:

– не всякое наказание может решить поставленную задачу;

– наказание не дает право воспитателю унижать личность воспитуе-мого, требовательность должна сочетаться с уважением к личности;

– воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;

– нельзя применять коллективные наказания – запрещать просмотр фильма, лишать прогулки и тому подобного режимного момента;

– недопустимо наказывать за болезненные проявления;

– меры физического воздействия со стороны воспитателя, учащихся запрещены.

 

 


 

21. Сотрудничество специального учреждения образования и семьи: задачи и основные на­правления. Характеристика форм взаимодействия педагогического коллектива специально­го учреждения образования и семьи.

 

Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью, представляют собой важную и сложную проблему.

Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, другими членами общества.

Осуществляя комплексный подход с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения, работает междисциплинарная команда специалистов – невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и др. В рамках собственной деятельности каждый специалист проводит специфическую работу с родителями.

На лекционных занятиях в родительской группе, которые проводят специалисты образовательного учреждения, осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельностей, родители знакомятся с приемами и методами работы в процессе эффективного взаимодействия с ребенком, семинары и тренинги становятся основными способами по формированию адекватного восприятия ребенка родителями.

Специально организованные специалистом занятия направлены на формирование навыков сотрудничества, повышение сплоченности в детском коллективе.

Для непосредственного обучения близких взрослых педагогическим техникам взаимодействия с ребенком, формирования навыков сотрудни-чества у детей с родителями, со сверстниками, другими взрослыми предназначена групповая форма работы в детско-родительском коллективе.

С целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании ребенка в семье предусматривается индивидуальное консультирование.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных