Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности использования методов обучения при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.




 

Для коррекционной дидактики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода. Ю.К. Бабанский выделяет три группы методов.

I группа – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Данная группа методов включает в себя:

– словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний);

– индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);

– репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления);

– самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

II группа – методы стимулирования и контроля.

III группа – методы контроля и самоконтроля.

В.А. Онищук выделил следующие методы обучения:

– коммуникативный;

– познавательный;

– преобразовательный;

– систематизирующий;

– контрольный.

В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения.

 

13. Сущность и модификация педагогических технологий в работе с детьми с интеллектуаль­ной недостаточностью.

 

В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью используются следующие педагогические технологии:

- Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества)

- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) (игровые технологии, проблемное обучение, проектное обучение, интерактивные технологии).

- Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология программированного обучения, технологии уровневой дифференциации).

- Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)

- Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

- Технологии развивающего образования

- Социально-воспитательные технологии

 

 

14. Урок как основная форма организации обучения: классификация, структура и особенности уроков с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью.

 

Урок – это сложная и ответственная форма организации обучения группы учащихся или отдельного индивидуума во взаимодействии с учителем. Это целостная динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия группы учителей на учащихся, включающихся в образовательный процесс.

Классификация урока может быть проведена по следующим основаниям:

1. по содержанию и способу проведения;

2. по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности:

– вводный урок;

– урок первичного ознакомления с материалом;

– урок усвоения новых знаний;

– урок применения полученных знаний;

– урок закрепления, повторения, обобщения учебного материала;

– контрольный урок;

– смешанный или комбинированный урок.

3. дидактической цели урока и месту урока в общей системе уроков:

– уроки изучения новых знаний и их формирования;

– уроки обобщения и систематизации знаний;

– уроки контроля и коррекции знаний, умений;

– комбинированные (смешанные) уроки;

– практические уроки.

Под структурой урока понимается внутреннее строение, последо-вательность отдельных этапов. Каждый урок имеет три части – вводную, основную и заключительную, количество этапов в каждой части урока в целом может быть больше или меньше. Структуру урока общеобра-зовательной массовой школы, в том числе и специальной (коррекционной), оценивают по эффективности учебного процесса, его конечному резуль-тату, а не по структурному совершенству и завершенности.

Самым распространенным является комбинированный урок, на нем учитель решает несколько задач. Этапы урока могут быть представлены в любой последовательности.

 


15. Современные психолого-педагогические требования к уроку. Особенности урока с уча­щимися с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

 

Основные требования к уроку в специальной школе:

– реализация на уроке всех дидактических принципов, как общеди-дактических, так и коррекционных;

– создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся;

– использование достижений современной педагогической (коррек-ционной) теории и практики;

– умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;

– учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся;

– научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;

– рациональное использование на уроках наглядности;

– формирование необходимых знаний, умений и навыков, формиро-вание умения учиться.

Каждый урок специальной (коррекционной) школы решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.

Общеобразовательная задача предполагает:

– четко определенную дидактическую цель;

– наполнение урока содержанием с учетом требований учебных программ, личностных возможностей детей с нарушением интеллекта;

– сочетание разнообразных методов обучения;

– соответствующие интеллектуальным возможностям учащихся способы включения их в интеллектуально-познавательную деятельность.

Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкретной, решаемой, соответствовать возможностям учащихся.

Воспитательная задача предлагает:

– формирование у учащихся потребности в овладении знаниями;

– воспитание у учащихся сознательного отношения к учебному процессу;

– использование воспитательных возможностей урока, его учебного материала;

– формирование таких качеств личности, как аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность и т.д.;

– обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью.

Коррекционно-развивающие задачи урока:

– комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания;

– формирование и развитие положительных мотивов учебно-познава-тельной деятельности;

– изучение «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;

– изучение и учет сохранных, незатронутых функций, опора на них;

– использование охранительно-педагогических мероприятий и подходов;

– осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

 

16. Дополнительные и вспомогательные формы обучения школьников с интеллектуальной не­достаточностью.

Работа по эмоциональному и социально-личностному развитию школьников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям:

· в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу,оказания помощи (в известных пределах), участия в коллективных работах, совместном выражении радости от результата и пр.

· в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстников, системе социальных отношений; на овладение средствами взаимодействия (кооперации и пр.). В проведении этих игр и упражнений могут принимать участие различные специалисты (например, учитель-дефектолог и воспитатель или педагог-психолог). Игры могут проводиться как самостоятельное занятие, а также в структуре других занятий как их фрагмент в соответствии с педагогическим замыслом взрослого.

· в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм (режиссерским играм и играм-драматизациям), где вычленение, осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности.

· в процессе рисования, лепки, конструирования, хозяйственно-бытового труда за счет усиления социальной направленности их содержания.

В процессе работы по развитию речи: обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из «личного опыта», сочинению текста при выполнении роли в театрализованных играх и пр.

· во время индивидуальной коррекционной работы.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных