ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности использования методов обучения при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Для коррекционной дидактики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода. Ю.К. Бабанский выделяет три группы методов. I группа – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя: – словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний); – индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность); – репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); – самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. II группа – методы стимулирования и контроля. III группа – методы контроля и самоконтроля. В.А. Онищук выделил следующие методы обучения: – коммуникативный; – познавательный; – преобразовательный; – систематизирующий; – контрольный. В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения.
13. Сущность и модификация педагогических технологий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью используются следующие педагогические технологии: - Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества) - Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) (игровые технологии, проблемное обучение, проектное обучение, интерактивные технологии). - Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология программированного обучения, технологии уровневой дифференциации). - Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) - Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала - Технологии развивающего образования - Социально-воспитательные технологии
14. Урок как основная форма организации обучения: классификация, структура и особенности уроков с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Урок – это сложная и ответственная форма организации обучения группы учащихся или отдельного индивидуума во взаимодействии с учителем. Это целостная динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия группы учителей на учащихся, включающихся в образовательный процесс. Классификация урока может быть проведена по следующим основаниям: 1. по содержанию и способу проведения; 2. по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности: – вводный урок; – урок первичного ознакомления с материалом; – урок усвоения новых знаний; – урок применения полученных знаний; – урок закрепления, повторения, обобщения учебного материала; – контрольный урок; – смешанный или комбинированный урок. 3. дидактической цели урока и месту урока в общей системе уроков: – уроки изучения новых знаний и их формирования; – уроки обобщения и систематизации знаний; – уроки контроля и коррекции знаний, умений; – комбинированные (смешанные) уроки; – практические уроки. Под структурой урока понимается внутреннее строение, последо-вательность отдельных этапов. Каждый урок имеет три части – вводную, основную и заключительную, количество этапов в каждой части урока в целом может быть больше или меньше. Структуру урока общеобра-зовательной массовой школы, в том числе и специальной (коррекционной), оценивают по эффективности учебного процесса, его конечному резуль-тату, а не по структурному совершенству и завершенности. Самым распространенным является комбинированный урок, на нем учитель решает несколько задач. Этапы урока могут быть представлены в любой последовательности.
15. Современные психолого-педагогические требования к уроку. Особенности урока с учащимися с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Основные требования к уроку в специальной школе: – реализация на уроке всех дидактических принципов, как общеди-дактических, так и коррекционных; – создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; – использование достижений современной педагогической (коррек-ционной) теории и практики; – умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся; – учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся; – научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность; – рациональное использование на уроках наглядности; – формирование необходимых знаний, умений и навыков, формиро-вание умения учиться. Каждый урок специальной (коррекционной) школы решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную. Общеобразовательная задача предполагает: – четко определенную дидактическую цель; – наполнение урока содержанием с учетом требований учебных программ, личностных возможностей детей с нарушением интеллекта; – сочетание разнообразных методов обучения; – соответствующие интеллектуальным возможностям учащихся способы включения их в интеллектуально-познавательную деятельность. Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкретной, решаемой, соответствовать возможностям учащихся. Воспитательная задача предлагает: – формирование у учащихся потребности в овладении знаниями; – воспитание у учащихся сознательного отношения к учебному процессу; – использование воспитательных возможностей урока, его учебного материала; – формирование таких качеств личности, как аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность и т.д.; – обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью. Коррекционно-развивающие задачи урока: – комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания; – формирование и развитие положительных мотивов учебно-познава-тельной деятельности; – изучение «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»; – изучение и учет сохранных, незатронутых функций, опора на них; – использование охранительно-педагогических мероприятий и подходов; – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
16. Дополнительные и вспомогательные формы обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью. Работа по эмоциональному и социально-личностному развитию школьников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям: · в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу,оказания помощи (в известных пределах), участия в коллективных работах, совместном выражении радости от результата и пр. · в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстников, системе социальных отношений; на овладение средствами взаимодействия (кооперации и пр.). В проведении этих игр и упражнений могут принимать участие различные специалисты (например, учитель-дефектолог и воспитатель или педагог-психолог). Игры могут проводиться как самостоятельное занятие, а также в структуре других занятий как их фрагмент в соответствии с педагогическим замыслом взрослого. · в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм (режиссерским играм и играм-драматизациям), где вычленение, осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности. · в процессе рисования, лепки, конструирования, хозяйственно-бытового труда за счет усиления социальной направленности их содержания. В процессе работы по развитию речи: обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из «личного опыта», сочинению текста при выполнении роли в театрализованных играх и пр. · во время индивидуальной коррекционной работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|