Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ




Внеклассная работа в воспитательных группах весьма многообраз­на и позволяет использовать различные формы и средства эстетиче­ского воспитания. По числу принимающих участие в мероприятиях воспитанников различают три формы организации такой работы:

□ массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера,
«творческие отчеты», соревнования и т. п.);

□ групповая (воспитательные занятия, экскурсии, посещение те­
атров, музеев, занятия в студиях дополнительного образования,
творческих объединениях, секциях);

□ индивидуальная (обучение отдельных учеников художествен­
ному чтению, вышивке, пению, игре на музыкальных инстру­
ментах и т. п.).

Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию.

К средствам эстетического воспитания относятся эстетическая раз­вивающая среда; художественная деятельность учащихся; произведе­ния искусства; природа.

Эстетическое воспитание, по существу, начинается с внешней об­становки в быту. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставлен-

328 Раздел четвертый


ные предметы, красивые игрушки, цветы — все это формирует вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию. Необходимо включать учащихся в активное благоустройство помещений — клас­сов, кабинетов, мастерских, мест рекреаций и т. д. Большое значение имеют внешнее оформление и содержание пришкольных участков, игровых и спортивных площадок.

Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку, станку), учебных принадлежностей, инструментов, изготавливаемых изделий.

Составной частью эстетики быта являются также поведение уча­щихся и взаимные отношения. Было бы заблуждением считать, что умственно отсталые школьники не в состоянии понять и соблюдать существующие нормы поведения. Случаи несоблюдения таких норм — следствие недостаточного воспитания. Олигофренопедагогам приходится уделять много времени воспитанию культуры поведения учащихся. Очень важно, чтобы дети умели обратиться с просьбой, по­здороваться, попрощаться, войти и выйти из помещения. Не менее важно, чтобы воспитанники могли правильно вести себя за столом, в гостях, в общественных местах.

Личный пример педагога — самое эффективное средство формиро­вания и закрепления привитых навыков поведения. Соблюдая необ­ходимую требовательность, педагоги тактично и благожелательно на­правляют ребенка на соблюдение существующих норм и правил пове­дения.

Рекомендуется примерно такая тематика занятий с учащимися во внеурочное время: употребление в речи «волшебных» слов; внешний вид учащихся; поведение в классе; поведение за столом; поведение на улице; поведение в транспорте; поведение в кино и в театре. Успех по­добных занятий во многом зависит от того, насколько удачно подоб­рано их содержание, как четко и ясно формулируются вопросы, на ко­торые дети должны дать ответы, насколько интересны практические упражнения. Закрепление таких умений и навыков у умственно отста­лых школьников — процесс очень длительный. Необходим постоян­ный контроль и напоминания со стороны учителей, воспитателей, ро­дителей. Надо стимулировать способность учащихся проявлять свои умения, создавая для этого различные воспитывающие ситуации.

Увлекательному заполнению досуга, а вместе с этим и эстетическо­му воспитанию способствуют различные студии дополнительного об-

Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VIII вида 329


разования и школьные клубы, в которых объединяются дети по склонностям и интересам, создаются условия для их творчества и ху­дожественной самодеятельности. Студии дополнительного образова­ния, в которых дети занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, выпиливанием, выжиганием, керамикой, чеканкой, художественной вышивкой, изготовлением мягкой игрушки и др., привлекательны также своими названиями, характеризующими основную деятель­ность: «Умелец», «Краснодеревщик», «Рукодельница», «Чебурашка» (творческое объединение мягкой игрушки), «Юный художник», «Серпантин» (студия современного бального танца) и т. п.

Характер занятий той или иной деятельностью во внеклассное вре­мя во многом отличается от уроков, так как здесь широко применяют­ся самые разнообразные материалы и инструменты. В распоряжении учащихся цветная и черная тушь, гуашевые и даже масляные краски, уголь и сангина; наряду с белой используется цветная бумага больших форматов и разных видов, а также картон, фанера, ткани, пенопласт, плексиглас, металл и др. Дети работают карандашами, фломастерами, кистями и флейцами, ножницами и лобзиком, пилой и молотком, ши­лом и стекой. Они рисуют и лепят, шьют и вырезают, пилят и строга­ют, клеят и прибивают. Таким образом, в процессе деятельности уча­ствуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития уча­щихся.

Практика многих школ убеждает в возможности и целесообразнос­ти организации для детей с отклонениями в интеллектуальном разви­тии хоровых, вокальных, инструментальных, танцевальных студий дополнительного образования. Хоровое или сольное исполнение пе­сен, концерты, конкурсы, музыкально-танцевальные спектакли бла­готворно сказываются на развитии учащихся с нарушениями мотори­ки и эмоционально-волевой сферы. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях успешно функционируют духовые ор­кестры, ансамбли народных инструментов, вокально-инструменталь­ные ансамбли, студии пантомимы, театральные студии. Достоинство последних состоит не только в том, что они влияют на нравственное и эстетическое развитие учащихся, но и в том, что объединяют большое число детей с разными интересами и уровнем развития. Эти коллекти­вы состоят из артистов, художников-декораторов, костюмеров, осве­тителей, рабочих сцены, и при подготовке спектаклей всем находится занятие. Участники школьных театров выступают не только на своей сцене, но и выезжают в другие коррекционные внешкольные учрежде­ния.

330 Раздел четвертый


Исключительно большое образовательное и воспитательное зна­чение для умственно отсталых детей имеет школьный кукольный театр. Под руководством педагогов учащиеся, как правило, сами из­готавливают и куклы, и декорации, а затем выступают в роли акте­ров-кукловодов в спектаклях на школьных праздниках. Относитель­ная простота управления куклами (как правило, они надеваются на руку), любое число актеров, каждый из которых разучивает неболь­шую роль, делают кукольные представления доступными и занима­тельными для школьников. Одна из особенностей кукольного театра состоит в том, что текст могут читать одни ученики, а управлять кук­лами — другие. Такое распределение обязанностей в спектакле неред­ко облегчает задачу его участникам.

Кукольный театр сильно воздействует как на зрителей, так и на са­мих «артистов», поскольку включает в себя целый комплекс творче­ских жанров: художественное слово, драматическое действие, музыку, песню, изобразительное искусство. Участие в кукольном театре спо­собствует развитию у детей драматических способностей, инициати­вы, коррекции нарушенной речи. В репертуаре кукольного театра — сказки, басни, песни, инсценировки небольших рассказов. Любимым персонажем является Петрушка, который обычно ведет представле­ние, разговаривает со зрителями, вместе с ними переживает ход спек­такля. Для Петрушки можно приготовить текст на темы школьной жизни, он может спеть частушки о нерадивых детях, нарушителях дисциплины.

Важная форма воспитательной работы коррекционной школы — тематические внеклассные занятия, посвященные различным жанрам искусства, жизни и творчеству художников, поэтов, композиторов, музыкантов, артистов, сопровождаемые демонстрацией лучших про­изведений. Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, декора­тивно-прикладным творчеством расширяет знания учащихся.

Эффективность эстетического воспитания умственно отсталых школьников повышается, если оно организуется в системе, имеет чет­кое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий, про­водимых во внеклассное время, с программным содержанием уроков чтения, изобразительного искусства, пения и музыки и т. д. При этом следует учитывать потенциальные возможности учащихся на разных годах обучения, соотносить формы и средства эстетического воспита­ния с индивидуальными особенностями каждого ребенка, а также со­четать воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.

Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VIII вида 331


Контрольные вопросы и задания

1- В чем заключается сущность эстетического воспитания?

2. Охарактеризуйте основные средства эстетического воспитания.

3. Определите задачи эстетического воспитания учащихся коррекционнои
школы VIII вида.

4. Какие особенности умственно отсталого ребенка влияют на своеобразие
эстетического воспитания в коррекционнои школе VIII вида?

5. Как влияет эстетическое воспитание, обусловленное разными видами де­
ятельности, на развитие психофизических качеств умственно отсталого
ребенка?

6. Объясните взаимосвязь классно-урочной, внеклассной и внешкольной об­
разовательной деятельности по эстетическому воспитанию.

Щ Рекомендуемая литература

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. пособие
для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Лев­
ченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская, М.: Академия, 2001.

2. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной
школы. М.: Педагогика, 1974.

3. Граборов А. Н. Работа по художественному воспитанию // Основы олигоф­
ренопедагогики. М.: Классике Стиль, 2005.

4. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекци­
оннои) школе VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе­
ний. М.: Академия, 2002.

5. Евтушенко К В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-си­
рот: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия,
2003. т

6. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Эстетическое развитие // Коррекцион-
но-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образо­
вательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением
интеллекта. М.: Просвещение, 2003.

7. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекцион-
ная ритмика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /
Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. ШашКина, О. Л. Сергеева; под
ред. Е. А. Медведевой. М.: Академия, 2002»

8. Хрестоматия по музыке и пению: учеб. пособие Для специальной (коррек­
ционнои) образовательной школы VIII вида* 2-ai изд., перераб. и доп. /
сост. И. В. Евтушенко. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А* Шолохова, 2005.

332 Раздел четвертый


Глава 24

Взаимодействие коррекционной школы и семьи






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных