![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯУЧАЩИХСЯ Воспитательную работу с умственно отсталыми школьниками можно выстроить в целостную систему. Методы, основное назначение которых заключается в формировании у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений, могут быть объединены в одну группу. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях. К другой группе можно отнести методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение. Наконец, в относительно само-
стоятельную группу методов входят те средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание). В формировании правильного поведения учащихся важную роль играют те условия, в которых протекает их жизнь и деятельность, — режим, личный пример педагогов pi других лиц. Эти условия, как и методы, можно отнести к средствам воспитания умственно отсталых школьников. Важнейшими требованиями к нравственно-правовому просвещению с помощью бесед, разъяснений, рассказов, обсуждения прочитанных текстов и т. п. являются: □ доступность содержания предлагаемых сведений. Это обеспечи □ увлекательность, эмоциональность содержания и формы рабо □ обеспечение интеллектуальной активности учащихся. Это усло
□ сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретиза □ четкость выводов, содержащих рекомендации к социально-нор □ систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм Полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций-рассказов с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала, раскрывающего ее, должен соответствовать уровню нравственной или правовой информированности учащихся, тематика должна динамично отражать реальные события жизни, в том числе жизни ученического коллектива, поведение отдельных учащихся.
Можно рекомендовать следующую примерную тематику нравственных бесед: □ любовь к Родине; □ отношение к труду, людям труда; □ отношение к соблюдению нравственных норм; □ коллективизм; П товарищество и взаимопомощь; □ гуманность, взаимоуважение, милосердие; □ честность и правдивость, нравственная чистота, простота и □ неприятие несправедливости, равнодушия и зла; □ дисциплина и культура поведения. Элементарное понимание ответственности за соблюдение установленных норм поведения должно быть обеспечено уже в работе с учениками младших классов при изучении с ними правил поведения в школе и вне нее. В дальнейшем обучении и различных формах воспитательной работы (внеклассное чтение, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, игры и т. п.) круг знаний учащихся о правовых нормах и ответственности за их несоблюдение расширяется (например, знания о правовых аспектах природоохранительных норм, об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, уличного движения, пользования общественным транспортом и др.). Конечно, не дожидаясь перехода учащихся в старшие классы, их надо знакомить с вопросами уголовной ответственности за отдельные виды преступлений: против жизни, здоровья и достоинства личности, против общественного порядка (злостное хулиганство), против государственной и личной собственности. Это имеет особое значение в ранней профилактике противоправного поведения умственно отсталых детей и подростков. Жизнь, к сожалению, дает достаточно отрицательных фактов для их вдумчивого анализа и выработки правильных, эмоционально окрашенных оценок. Курс обществоведения в VIII—IX, X—XII классах включает раздел «Права и обязанности граждан». Здесь, в частности, специально изучаются вопросы конституционных прав и обязанностей граждан, статьи трудового, семейного, административного (в частности, об ответственности за административные правонарушения) и уголовного законодательства (в том числе о преступлении как наиболее опасном правонарушении и уголовной ответственности за него). При этом следует учесть важность формирования у умственно отсталых школьников осознанных и прочных знаний, поскольку исследования показали, например, что большинство старшеклассников затрудняются в соот-
несении своего возраста с возрастом, по достижении которого граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности несовершеннолетних за правонарушения. Выпускники коррекционной школы с большим трудом дифференцируют мелкий проступок, за который могут быть применены меры административного воздействия (например, штраф), от случаев злостного хулиганства, за которые по действующему законодательству уголовная ответственность наступает с 14 лет, а также ответственность за соучастие в преступлении. Изучение правосознания несовершеннолетних преступников-дебилов показало, что никто из них, совершая асоциальный уголовно наказуемый поступок, не задумывался о последствиях. Понятие «закон» в их сознании сформировано не было. Это осознание не пришло и позднее. Так, на вопрос: «За что тебя осудили?» осужденный П. ответил: «Много колбасы взял из палатки». — «А если бы меньше взял?» — «Тогда не осудили бы. А за что, за десяток бутербродов, что ли?» При профилактике социальных отклонений в поведении олигофренов школе следует обратить особое внимание на вопросы антиалкогольной, антинаркотической пропаганды. Если в 1970-х годах при перечислении мотивов совершения преступлений только 5% умственно отсталых несовершеннолетних назвали такой, как «приобретение спиртных напитков и наркотических веществ», то через 15 лет их число увеличилось до 25%. Приучение к соблюдению норм поведения начинается с младших классов коррекционной школы, причем в ряде случаев оно может предшествовать разъяснению и убеждению, поскольку такие школьники часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной поведенческой нормы. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения (например, демонстрацию того, как себя вести в столовой, при встрече с взрослыми, в кинотеатре и т. п.). Необходимо организовать неоднократные повторения в выполнении учащимися формируемой нормы поведения, причем в разнообразных условиях. Однако только повторения не обеспечат воспитания поведенческого навыка учащегося. Анализ психофизиологических механизмов образования привычек свидетельствует об огромной важности своевременных положительных подкреплений, доставляющих удовлетворение ребенку. Совершенно очевидно, что все работники школы, а также родители должны предъявлять единые требования к учащимся. Поэтому родителям нужно разъяснять необходимость учитывать установленные
требования к поведению ребенка и, конечно, детально ознакомить семью воспитанника с этими требованиями. Школа разрабатывает единые требования к поведению учащихся в различных ситуациях и видах деятельности (на уроке, переменах, в столовой, на экскурсиях и во время культпоходов, в общественном транспорте и т. д.) и доводит их до сведения всех сотрудников. Такие требования являются составным компонентом здоровьесберегающих технологий коррекционной школы VIII вида. Для профилактики поведения, отклоняющегося от нормы, следует максимально исключить отрицательное воздействие внешних факторов, избегать тех раздражителей, которые истощают нервную систему детей. Должен соблюдаться охранительный лечебно-педагогический режим, предполагающий четкую смену различных видов деятельности учащихся на протяжении дня с учетом их работоспособности, своевременное проведение мероприятий, эффективно способствующих восстановлению интеллектуальных и физических сил учащихся (пребывание на свежем воздухе, дневной сон, физкультурно-спортивные занятия и т. п.). Принципиально важным педагогическим требованием является создание у школьников положительного отношения к той норме поведения, которую формирует педагог. На закрепление такого эмоционально-личностного отношения ребенка влияют различные факторы: авторитет педагога и детского коллектива, понятность и доступность усваиваемой нормы поведения, эмоциональность той деятельности, в которой данный поведенческий навык отрабатывается. Вот почему упражнения по формированию навыков социально-нормативного поведения следует включать и игровую деятельность, в частности, в ролевые и сюжетные игры. Большое значение имеет поощрение самостоятельности детей, особенно подростков, в попытках выполнить то или иное действие. Для формирования умения подчинять свои действия четко установленным правилам очень полезны спортивные игры. Среди методов формирования у детей навыков социального поведения должное место занимает организация общественно полезной практической деятельности учащихся. При этом успешно закрепляются те формы поведения, которые неоднократно положительно оцениваются коллективом, и, наоборот, отрицательная коллективная реакция на поступок ученика препятствует превращению определенного поведенческого акта в привычку. Подчеркнем, что ведущая роль в формировании у детей правильных оценочных критериев и реакций коллектива принадлежит педагогу.
Организуя коллективную и индивидуальную общественно полезную деятельность детей, следует учитывать их интересы, склонности, способности, обеспечивать понимание смысла и значения каждого поручения. Необходимы постоянный контроль за выполнением задания, коллективное обсуждение качества его выполнения, привлечение детей к участию в самооценке. Важно постоянно усложнять как коллективные, так и индивидуальные поручения. Воспитательный эффект работы с детьми-олигофренами возрастает, если школа умело использует соревнование, организуемое на понятной и доступной детям основе. Во многих школах коллективы учащихся соревнуются между собой как по конкретным кратковременным видам деятельности (например, участие в праздничной уборке школьного помещения), так и по разным направлениям повседневной деятельности коллектива (поддержание чистоты помещений, участие в художественной самодеятельности, в физкультурно-спортивной работе). Организация соревнования в школе требует тщательного педагогического руководства. Цель его должна быть доступна пониманию детей, ход его увлекателен, оформление красочно. Нужно учитывать, однако, что соревнование, являясь сильным средством стимуляции деятельности воспитанников, может вызвать у умственно отсталых детей проявления так называемого коллективного эгоизма, когда главное внимание обращается не на достижение собственных успехов, а на неудачи конкурирующего коллектива. Поэтому специальным коррекционным условием использования соревнования является формирование у учащихся критичности и самокритичности, повышающей их объективность и обоснованность оценки деятельности как других, так и своей. Огромное значение в воспитании социально-нормативного поведения умственно отсталых школьников имеет сочетание похвалы и наказания. Эффективность поощрения возрастет, если учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, состояние его интеллектуального и эмоционально-волевого развития. В ряде случаев полезно использовать так называемое авансированное поощрение, проявляющееся в доверии к возможностям улучшения поведения учащихся. Следует обеспечить понимание учениками смысла данного поощрения, правильности его, при этом активизировать коллективное мнение по его поводу. При учете возрастных, типологических и индивидуальных особенностей школьников допустимы и наказания. По возможности, во избежание наказания следует предупреждать нарушения в поведении школьников, особенно младших классов. Наказывать можно только
за конкретные проступки, совершаемые учеником сознательно. Необходимость каждого применяемого учителем наказания должна быть понята всеми учениками класса. Для умственно отсталых детей необходима единая система мер индивидуальных и коллективных поощрений и наказаний в целях обеспечения общности воспитательных воздействий на учащихся. Воспитание социально-нормативного поведения умственно отсталых школьников может быть успешным только в том случае, если поведение окружающих не вступает в противоречие с нравственными нормами. При известной склонности умственно отсталых детей к подражанию личный пример взрослых — одно из наиболее действенных условий формирования социального поведения. В заключение следует сказать о вовлечении детей в процесс самовоспитания, для которого ставятся максимально конкретные и реально достижимые цели и над которым обеспечивается постоянный контроль. Для этого необходимо активизировать и развивать у учащихся самосознание, обучая их контролю и самоконтролю поведения, а также сравнению, оценке, причинному обоснованию поведенческих актов. ИЗ Контрольные вопросы и задания
2„ Рассмотрите различия понятий «мораль» и «право» относительно воспитания данных социальных норм поведения у учащихся коррекционных школ VIII вида. 3. Дайте обоснование общности социальной направленности воспитания 4. Чем обусловлены трудности воспитания социально-нормативного поведе 5. Какие признаки умственной отсталости рассматриваются как первичные 60 Раскройте условия, обеспечивающие коррекционную направленность процесса воспитания учащихся коррекционпых школ VIII вида. 7. Какие методы формирования социально-нормативного поведения у умст 8. Перечислите методы профилактики отклоняющегося от нормы поведения
Рекомендуемая литература 1. 2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред, 3. МачихинаВ.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной 4. Пузанов Б. П. Методические рекомендации по организации правового обу 5. Саблина Л. С, Синев В. Н. Организация воспитательной работы с умствен Глава 19
1. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В педагогике коллектив рассматривается как одно из эффективных средств воспитания, характеризуемое четкой системой сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. Коллективизм подразумевает качество личности, основанное на сознательном соотношении личных и общественных интересов, что должно стать действенным регулятором поведения человека. В этой связи воспитанию учащихся в коллективе отводится особая роль, при этом ставка делается на индивидуальную работу, индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Роль детского коллектива в коррекционной школе VIII вида, особенно в школе-интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые учащиеся на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Это, как указывает
Л. С. Выготский, является принципом построения высших психических функций и их становления. Коллективная деятельность создает наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. При этом имеются широкие возможности для общения, обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения. В обучении умственно отсталых школьников это важнейшее направление воспитательной работы значительно осложнено, так как оно находится в прямой зависимости от специфики состава учащихся, что, в свою очередь, оказывает определяющее влияние на развитие коллектива. Работая над созданием коллектива, учителя и воспитатели прежде всего организуют между детьми деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко педагогические работники знают особенности и возможности каждого ребенка и как учитывают их в работе по формированию детского коллектива. Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Для поведения умственно отсталых детей весьма характерно неумение понять интересы партнера по общению, в особенности соотнести свои конкретные личные интересы с общими интересами коллектива. Зачастую это во многом объясняется не только личностными особенностями, но и тем, что умственно отсталые школьники воспринимают общие интересы коллектива весьма абстрактно. В формировании коллектива учащихся коррекционной школы VIII вида одним из важных факторов является правильная организация учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития ребенка. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, окружающими детьми и взрослыми он переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. О результатах своего учебного труда умственно отсталый ученик судит прежде всего по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива, так как в силу особенностей развития он не в состоянии объективно оценить свои учебные возможности и достижения. Таким образом, уже с самого начала обучения ребенок чувствует, что его
личный учебный труд носит и общественный характер, что его успехи небезразличны окружающим. Большое значение в воспитании коллектива и личности в коллективе имеет правильная организация взаимопомощи детей. Сначала это могут быть простейшие формы, такие как помощь в подготовке рабочего места к уроку тем детям, которые не могут это сделать самостоятельно в силу недостаточной сформированное™ соответствующих навыков. В такой помощи могут нуждаться расторможенные или недисциплинированные дети. В этих случаях напоминание товарищей, их помощь или элементарный контроль будут способствовать выработке необходимых навыков. По мере приобретения детьми определенных знаний и умений наиболее сильных учеников можно привлекать и к оказанию помощи слабо успевающим (проверка записей в дневнике, выполнения письменных заданий, выученного стихотворения, работы с контурной картой). Взаимопомощь может иметь место и в других видах коллективной деятельности — в работе кружков, выполнении различных бытовых заданий, в общественно полезном труде, спортивных соревнованиях. Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. Здесь педагогу предоставляются большие возможности для наблюдения и изучения потенциальных возможностей умственно отсталых учащихся. Естественно, что все дети хотят участвовать в коллективной игровой деятельности. Однако личностные качества учащихся, различие интеллектуальных и физических возможностей влияют на их активность в игре, успешность участия в ней. Педагог должен видеть это и учитывать в своей работе. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива, чувствуют свою причастность к общему делу. Естественное желание самоутвердиться в коллективе может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельности. Следует привлекать к ней как можно большее количество детей, находя для каждого доступное ему дело. Одни поют в хоре, играют в драмкружке, другие принимают участие в оформлении помещения, изготовлении костюмов, организации порядка. Вместе с тем от их общей деятельности по подготовке выступления зависит в целом успех коллектива художественной самодеятельности. Здесь наиболее естественно раскрываются потенциальные возможности детей, которые надо вовремя увидеть и поддержать, помочь им развиться.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|