Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие бюджета и бюджетирования. Цели и задачи




Содержание

Введение  
1. Бюджетирование как управленческая технология  
1.1 Понятие бюджета и бюджетирования. Цели и задачи  
1.2 Виды бюджетов  
1.3 Место бюджетирования в системе управления компанией  
1.4 Бюджетный период. Бюджетный цикл. Инфраструктура бюджетного процесса  
1.5 Планирование и контроль как основа бюджетирования  
1.6 Уровни управления бюджетным процессом  
2. Особенности бюджетного процесса в железнодорожного компании  
2.1 Особенности бюджетного управления в транспортной компании  
2.2 Текущее и стратегическое бюджетирование  
2.3 Особенности и методы планирования в рамках бюджетирования ОАО «РЖД»  
2.4 Структура сводного бюджета компании  
2.5 Центры финансовой ответственности  
3. Управленческий учёт как основа бюджетного управления  
3.1 Классификация затрат как информационная база управленческих решений. Основные признаки и методы классификации  
3.2 Классификация методов учёта затрат. Достоинства и недостатки различных методов  
3.3 Порядок калькуляции себестоимости в железнодорожной компании  
4. Система операционных бюджетов железнодорожной компании  
4.1 Сущность и принципы оперативного планирования  
4.2 Бюджет продаж  
4.3 Бюджет производства  
4.4 Сводный бюджет затрат  
4.5 Бюджет капитальных вложений  
4.6 Бюджет запасов и закупок  
5. Организация финансового планирования. Система финансовых бюджетов  
5.1 Сущность и принципы финансового планирования  
5.2 Система финансовых планов компании  
5.3 Бюджет доходов и расходов  
5.4 Бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности  
5.5 Разработка бюджета движения денежных средств  
5.6 Прогнозный баланс  
6. Контроль и анализ исполнения сводного бюджета компании  
6.1 Система контроля исполнения бюджета  
6.2 Цели и блок-схема проведения план-факт анализа  
6.3 Анализ выполнения основных бюджетов компании  
7. Методы планирования продаж, производства, запасов и закупок  
7.1 Использование маржинального анализа в процессе формирования бюджетов продаж, производства, закупок  
7.2 Планирование запасов готовой продукции  
7.3 Планирование производственных запасов  
7.4 Рационализация объёмов незавершенного производства  
8. Бюджетный регламент  
8.1 Бюджетный контроллинг. График разработки бюджетов. Последовательность процедур представления, согласования и утверждения  
8.1.1 Цель и назначение регламента формирования и контроля исполнения бюджетов  
8.1.2 Основные термины, используемые в регламенте формирования и контроля исполнения бюджетов  
8.1.3 Формирование целевых параметров сводных бюджетов  
8.1.4 Формирование, согласование и утверждение плановых сводных бюджетов  
8.2 Организация управления бюджетами. Распределение сфер ответственности и порядок взаимодействия между структурными подразделениями  
8.3 Порядок разрешения конфликтов интересов. График документооборота  
8.4 Корректировка утверждённых целевых параметров сводных бюджетов на год (с соответствующей корректировкой квартальных целевых параметров)  
9. Система материального стимулирования и учёт ответственности  
9.1 Принципы построения системы материального стимулирования в компании  
9.2 Показатели и условия премирования для различных центров финансовой ответственности в составе компании  
Приложения  
Список литературы  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Процесс реформирования базовых отраслей экономики, к которым относится железнодорожный транспорт, требуют применения современных методов и инструментов экономической работы. Конкурентная борьба и постоянно меняющиеся условия рынка заставляют компании повышать эффективность своих систем управления, непрерывно актуализировать свои стратегические цели. В этих условиях компании должны применять новые инструменты и технологии управления, способные транслировать стратегию компании на уровень её оперативного управления и обеспечивать снижение себестоимости продукции (работ, услуг).

На сегодняшний день одним из ключевых инструментов управления, обеспечивающим взаимосвязь стратегии компании с краткосрочными задачами отдельных подразделений, является технология бюджетирования.

В современных условиях бюджетирование является одной из эффективных форм координации планов взаимосвязанных структур. В мировой практике бюджетирование – это элемент менеджмента, ориентированный на управление организацией в монетарном измерении. Процедура бюджетирования является правилом для западных компаний и стало нормой для российских корпораций.

Не рассматривая всех аспектов бюджетирования, которые являются самостоятельной областью исследования, остановимся только на его функции координации планов взаимосвязанных структур. Бюджетирование является важнейшим инструментом координации планов:

1.По целям планирования.

2. По содержанию планов (бюджетов).

3. По согласованию локальных целей во времени.

4. По согласованию локальных целей по горизонтали и вертикали.

5. По обеспечение условий функционирования системы для контроля за выполнением реализации планов и регулированию на предприятии.

В рамках системы бюджетирования информация аккумулируется и анализируется по организации в целом и по центрам ответственности (ЦО) — структурным подразделениям или группам подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, способных оказывать непосредственное воздействие на доходы или расходы от этих операций и отвечающих за реализацию поставленных перед ними целей, соблюдение

Разработка регулярных производственных и финансовых бюджетов является важнейшей составляющей планово-аналитической работы транспортных компаний. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному отслеживанию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением.

Вместе с тем, бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом в системе управления российских предприятий. Достаточно быстрый переход к рыночным отношениям в России не сопровождался адекватным изменением стиля и методов управления, в том числе в вопросах внутрифирменного планировании. На сегодняшний день в большинстве российских компаний отсутствуют базовые элементы сквозного управленческого планирования (бюджетирования), притом, что технология бюджетного процесса весьма существенно варьируется с учетом отраслевой специфики предприятия.

Наиболее остро проблема внедрения эффективного механизма бюджетного планирования стоит перед предприятиями железнодорожного транспорта. На транспорте цикл оборота капитала является наиболее сложным по сравнению со всеми другими отраслями экономики: здесь присутствуют и стадия снабжения (закупка материальных ресурсов), и стадия производства, а также стадия расчетов с контрагентами как по закупаемым сырью и материалам, так и по реализованным услугам. «Сквозное» управленческое планирование требует ведения эффективного управленческого учета и планирования движения товарно-материальных и финансовых ресурсов предприятия на всех стадиях финансового цикла. Каждая стадия финансового цикла является одним из факторов образования конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия, и чем больше «ступенек» в кругообороте капитала предприятия, тем более сложной и развернутой должна быть технология бюджетного процесса.

В этой связи в системе экономического регулирования деятельности компаний бюджетирование, реализуемое на основе планирования продаж и производства при непрерывном мониторинге уровня затрат, занимает одно из ключевых мест.

Ядром системы бюджетирования является финансово-экономическая модель, в рамках которой происходит согласование взаимозависимых производственно-хозяйственных и финансовых процессов. Бюджетирование как целостная скоординированная информационно обеспечивающая технология управления, через матрицу ответственности трансформирует цели компании в систему индивидуальных бизнес-заданий персонально для каждого центра ответственности и менеджера.

Данное учебное пособие предназначено для студентов различных экономических специальностей, направлений и профилей бакалавриата и магистратуры в транспортных ВУЗах.

1. Бюджетирование как управленческая технология

Понятие бюджета и бюджетирования. Цели и задачи

Бюджет является центральным моментом всего процесса планирования и управления. Бюджет помогает менеджеру планировать деятельность и следить за выполнением работ и получением прибыли в подразделении.

Бюджет – директивный план взаимоувязанных объемных и стоимостных показателей работы компании и входящих в его состав подразделений, с установлением персональной ответственности за его исполнением по уровням управления. Так, бюджет продаж, с которого, в соответствии с маркетинговыми принципами управления начинается процесс планирования деятельности всего предприятия, составляется как в натуральном, так и в стоимостном выражениях.

Менеджер должен формулировать цели и требования по человеческим и физическим ресурсам, устанавливать ограничения, анализировать потребности, обеспечивать гибкость, рассматривать различные варианты, организовывать обратную связь и учитывать претензии.

Бюджетирование (составление смет) – это достаточно емкое понятие. Если выделить главное и исходить из задач, для решения которых разрабатывается и внедряется система бюджетирования в организации, то можно дать следующее определение.

Бюджетирование – это комплексная система, которая включает в себя технологию планирования взаимоувязанных объемных и стоимостных показателей с установлением персональной ответственности за их исполнение и технологию управления финансовыми ресурсами на основе определения отклонений от установленных стандартов (плановых значений показателей) для своевременного принятия обоснованных мер по их устранению (управление по отклонениям).

Объекты бюджетирования – доходы и расходы предприятия и его подразделений, т.е. денежные потоки, связанные с производством и реализацией определенных видов продукции, работ, услуг.

Субъекты бюджетирования:

· элементы финансовой структуры, формирующие бюджеты подразделений и отдельных видов бизнеса, т.е. центры финансовой ответственности (ЦФО);

· функциональные службы и отделы, отвечающие за подготовку бюджетов предприятия в целом;

· отделы, участвующие в подготовке бюджетов;

· департамент планирования и бюджетирования.

Таким образом, бюджетирование можно определить как процесс управления, основанный на прогнозировании финансовых потоков и определении принципов их распределения.

В качестве основных требований к разработке бюджета можно определить следующие принципы:

1. Принцип бюджетной интеграции – объединение частных бюджетов в общую систему бюджетов на основе плано­вых расчетов, обеспечивающих успешную реализацию стратегии компании.

2. Принцип точности – бюджеты должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности компании.

3. Принцип последовательности – с оставление сводного бюд­жета происходит в соответствии с определенной схемой, исход­ным этапом которой является разработка бюджета продаж.

4. Принцип непрерывности – процедура формирования бюджета и контроля его исполнения должна осуществляться постоянно в рамках установленного регламента.

5. Принцип участия – все заинтересованные лица становятся участником плановой деятельности (центрами планирования) – структурные подразделения или должностные лица, определяющие основные направления развития компании в пределах своей компетенции.

6. Принцип оптимальности – составление бюджета на основе моделирования и выбора лучшего варианта из нескольких возможных альтернатив.

7. Принцип пропорциональности – сбалансированный учет ресурсов и возможностей компании.

8. Принцип эффективности – разработка такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

9. Принцип использования норм и нормативов – система бюджетирова­ния строится на основе установленных норм и нормативов.

10. Принцип методической сопоставимости – для обеспечения качественного анализа и контроля исполнения бюджетов необ­ходимо обеспечить единство методик сравнения доходов и рас­ходов, фактических и запланированных показателей.

Будучи комплексным управленческим процессом, бюджетирование оказывает столь же комплексное влияние на деятельность аппарата управления. Среди основных функций системы бюджетирования можно выделить следующие:

· планирование и координация;

· принятие решений и делегирование полномочий;

· оценка деятельности;

· оценка и переоценка тенденций;

· взаимодействие и мотивация персонала;

· контроль и анализ.

Цели бюджетирования:

1. укрепление экономического состояния организаций в сфере транспорта;

2. достижение оптимальных финансовых результатов;

3. увязка годовых бюджетных заданий со среднесрочными и стратегическими целями развития компании;

4. гарантирование выполнения финансовых обязательств перед работниками, акционерами, поставщиками, банком, бюджетом;

5. обеспечение руководства своевременной, полной и точной информацией о будущем и настоящем экономическом положении ОАО «РЖД», необходимой для принятия оперативных управленческих решений и достижения их системной координации.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что бюджетирование как система имеет собственные цели, определяемые общими корпоративными целями – технология системных решений в управлении доходами, расходами и финансовыми результатами в единстве функций планирования, учета, контроля, анализа и регулирования, базирующимся на процессе формирования и исполнения бюджетов.

Процесс бюджетирования (рис.1.1) должен быть стандартизован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур.

 

 

Рис. 1.1. Процесс бюджетирования

Разработка стратегии самый важный этап бюджетирования. Здесь разрабатывается финансовая структура и определяется система показателей, которые будут участвовать в оценке бизнеса, а значит должны входить в те или иные статьи и бюджеты. Система сбалансированных показателей (ССП) должна, как минимум, позволить представить стратегические и тактические цели в измеряемом виде. Разрабатываемая система бюджетов, должна позволить оценить деятельность выделенных в финансовой структуре ЦФО и направлений бизнеса (эффективность, как превышение доходов над расходами).

Модели планирования могут быть разные (с нуля, от предыдущего периода, от плана закупок, от плана производства и т.п.) и включать в себя варианты планирования (оптимистический, пессимистический). Здесь должны использоваться (разрабатываться) операционные нормы (страховой запас, расход материала на единицу изделия, и т.п.).

Фактические данные вносятся в систему из систем бухучета и оперативного учета или вручную.

Анализ, как правило, строится на сравнении плана с фактом и выяснении причин отклонений. При бюджетировании следует учитывать перечисленные ниже факторы:

- стадии жизненного цикла продукта: внедрение, рост, зрелость, падение, а также идеи относительно новых продуктов;

- потребности покупателей: постоянные и изменяющиеся;

- уровень конкуренции;

- человеческие ресурсы и взаимоотношения в коллективе;

- тенденции в развитии технологии;

- уровень предпринимательского и финансового риска;

- потребности и ресурсы производства;

- запасы на складе и оборачиваемость активов;

- наличие и стоимость сырья;

- маркетинговые и рекламные условия – в том числе, долю рынка;

- ценообразование на товары или услуги;

- моральное устаревание товаров и услуг;

- потребности в финансировании и наличие средств;

- корпоративную и отраслевую стабильность, включая трудовые отношения между администрацией и профсоюзами, спрос на продукцию, государственное регулирование;

- особенности цикла и сезонные колебания;

- факторы политики и экономики.

 

Виды бюджетов

Менеджеру следует подготовить Главный бюджет, состоящий из интегрированных друг с другом бюджетов, отражающих различные стороны будущей деятельности. Размер и содержание бюджета зависят от особенностей подразделения. Чтобы бюджет был гибким, рассматриваются ожидаемые, оптимистические и пессимистические значения. Менеджер может бюджетировать объем продаж, себестоимость реализации, производство, закупки, основные материалы, основных рабочих, накладные расходы, общие и административные издержки, затраты на сбыт, программы (например, научно-исследовательские), денежный поток, оборотный капитал и капитальные вложения. После того как спроектирован объем продаж, рассчитываются затраты на производство и операционные издержки, так как они, как правило, зависят от объема продаж. Менеджеру необходимо знать, как эти бюджеты взаимодействуют друг с другом.

Операционный бюджет (operating budget) используется для расчета затрат на производимую продукцию или оказываемые услуги. Он анализирует производственные и операционные аспекты бизнеса.

Финансовый бюджет (financial budget) используется для анализа финансовых условий подразделения с помощью анализа соотношения активов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности.

Бюджет денежных средств (cash budget) используется для планирования и управления денежным потоком. Он рассматривает ожидаемые поступления и платежи денежных средств за установленный временной период. Бюджет денежного потока помогает менеджеру поддерживать баланс денежных средств на разумном уровне, удовлетворяющем потребностям бизнеса, предотвращать как накопление неработающих денег, так и дефицит денежных средств.

В бюджете капиталовложений (capital expenditure budget) описываются ключевые долгосрочные планы и приобретаемые основные средства (постоянные активы, такие, как завод и оборудование). Оцениваются затраты на проект и динамика капиталовложений во времени. Период бюджетирования обычно устанавливается от трех до десяти лет. Бюджет капиталовложений классифицирует проекты по целям – таким, как внедрение производственных линий, уменьшение затрат, замена вышедшего из употребления или плохо работающего оборудования, расширение или улучшение ассортимента продукции и удовлетворение требованиям безопасности.

Дополнительный бюджет (supplemental budget) предусматривает финансирование тем, не включенных в основной бюджет.

Приростной бюджет (incremental budget) формируется путем простой индексации (в процентах или денежных средствах) предыдущего бюджета без пересмотра его основ.

Добавочный бюджет (add-on budget) анализирует бюджеты предыдущих лет и подстраивает их под текущие параметры, такие, как инфляция и изменения в штате. Чтобы удовлетворить текущим потребностям, рассматривается дополнительное финансирование. Сам по себе добавочный бюджет не стимулирует повышения эффективности, однако конкуренция заставляет более эффективно использовать ресурсы.

Скобочный бюджет (bracket budget) – это план, в котором затраты предусматриваются на уровнях большем и меньшем относительно базовых цифр. Затем рассчитываются объемы продаж, соответствующие этим уровням затрат. Если базовые показатели объемов реализации не достигаются, скобочный бюджет позволяет менеджеру понять, как это скажется на прибыли, и сформировать план, соответствующий непредвиденным обстоятельствам. Такой бюджет необходим в ситуациях, когда существует риск сокращения уровня деятельности и возможны резкие изменения объемов продаж.

Модифицированный бюджет (stretch budget) является оптимистическим и используется в случае проектирования продаж на высоком уровне. Он редко используется для прогноза затрат, так как при проектировании затраты должны соответствовать стандартному уровню продаж. Цифры модифицированного бюджета могут быть формальными и неформальными. Менеджеры оперативного уровня не должны отвечать за них.

Пооперационное бюджетирование (activity-based budget) предполагает проектирование затрат на выполнение отдельных функций и работ.

Стратегический бюджет (strategic budget) интегрирует элементы стратегического планирования и бюджетного контроля. Он полезен в периоды существования неопределенностей и нестабильности.

Целевой бюджет (target budget) представляет собой план, который классифицирует главные направления расходования средств и связывает их с задачами подразделений.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных