![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие мелкой моторики пальцев рук на физкультминутках.Многие ученые считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на основании речи детей, положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Оптимальным для развития пальцевой моторики у дошкольников является использование физкультминуток на занятиях. Физкультминутка как элемент двигательной активности, повышение работоспособности, снятие нагрузки, связанной с сидением. Физкультминутка должна сочетаться с речью детей. Проводится физкультминутки, должны в середине занятий. Текст выбирать такой, чтобы в одной физпаузе содержалось большее количество разнообразных пальцевых движений, и они сочетались с произносимыми стихами. В ходе физминуток можно предложить детям как бы «конструировать из пальцев различные предметы и объекты (кошек, собак, зайцев и т.п.)». Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку стимулирует запоминание. Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутках играет положительную роль в развитии речи детей (приложение № 3).
Пальчиковые игры. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.) Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей является чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребенку понравится, игра во многом зависит от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойное настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируется разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, затем сразу двумя. Для детей трех лет некоторые игры станут особенно интересны, если для его пальчиков свернете бумажные колпачки-кулочки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др. Этапы разучивания игр: 1. Педагог сначала показывает игру ребенку сам. 2. Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст. 3. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью педагога, который произносит текст. 4. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а педагог подсказывает и помогает. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни (смотри приложение № 1). Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. Сорока-белобока При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Другой вариант этой потешки: Этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил- Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стишки: Это т пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Это пальчик я. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то педагог (родители) помогают ребенку удерживать остальные альчики от непроизвольных движений. Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик прыг- в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, как на правой, так и на левой руке. Для тренировки пальцев могут использованы упражнения и без речевого сопровождения. Детям объясняют выполнение того или иного задания. Педагог на себе демонстрирует. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает детей к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Например, такой рассказ. Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). При хорошей фантазии педагога можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Глава 2. Содержание и методика работы по формированию навыков активной речи детей посредством пальчиковых игр. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|