Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опытно - экспериментальная работа по формированию активной речи посредством пальчиковых игр (формирующий эксперимент).




Формирующий эксперимент. Проводится с целью повышения уровня навыков активной речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр.

Предлагаемые упражнения для рук и пальцев включены в целостную мотивированную для детей деятельность, образный конспект стихов, потешек, игровых ситуаций служит основным материалом для решения программных задач.

В процессе эксперимента работу мы начали с упражнений, развивающих способность управлять своими руками типа: «Поймай мяч» (большой средний, маленький), «Падают листья», «Дождик» (плавные движения и отрывистые сверху вниз), и постепенно переходить к упражнениям, направленным на развитие мелкой мускулатуры типа: «Сожми пальцы и разожми»,»Два дрозда» (большие пальцы поднимаются из кулачков и убираются), «Олень» ( растопыренные пальцы над головой), «Заяц» (два пальца – указательный и средний – изображают ушки).»Дружная семейка» (от большого пальца до мизинца раскрываются пальчики обеих рук, сжатых в кулачки (см. приложение № 5).

В работе мы используем основной принцип дидактики: от простого - к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для начала занятий выбираем самые простые упражнения (приложение № 5). Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течение нескольких минут, два три раза в день.

В середине учебного года переходим к более сложным упражнениям.

Подобные упражнения можно с одинаковым успехом включать в самые различные занятия (не только речевые), а можно проводить как самостоятельные. Заниматься с детьми лучше по подгруппам, когда разучивается какое-то новое упражнение, где задан более сложный способ действия. Когда же материал повторяется и закрепляется способ действия, можно заниматься со всей группой. Необходимым условием работы является наличия зеркала в группе, где дети видят себя и учатся контролировать свои действия.

Воспитатель может изменить словесный конспект занятия (произведения, персонажи, игровые ситуации) при сохранении программного содержания. Все упражнения неоднократно повторяются, и при необходимости допустимы дополнительные занятия с детьми, у которых движения не скоординированы, обеими руками их трудно выполнять, ручки вялые управление пальцами не сложилось.

Хотелось бы отметить, что вся работа ведется совместно с родителями. С ними дополнительно проводятся консультации, индивидуальные беседы. И, конечно, мы не ограничиваемся пальчиковыми играми. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук действия с пластилином, конструирование из строительного материала, перекатывание шестигранного карандаша.

Также мы работаем с рабочий тетрадью Е. В. Колесниковой «Раз - словечко, два – словечко»

Речевой материал, предложенный в каждом занятии, способствует четкому правильному произношению изучаемого звука изолированно, в звукоподражательных словах («ква-ква-ква», «му-у-у, «и-го-го), в словах и фразовой речи.

Каждое занятие содержит конкретные игры и упражнения для групповой работы с детьми и индивидуальной работы ребенка в тетради.

Выполняя игровые упражнения со словами, ребенок развивает слух, укрепляет артикуляционный аппарат, развивает рече - двигательные умения и навыки.

Заучивание стихотворений предлагается с опорой на движения пальцев рук, которые помогают детям лучше понять и запомнить его содержание.

Большое количество тематических рисунков (игрушки, овощи, фрукты) способствует обогащению представлений ребенка о предметах и явлений окружающего мира, обогащает словарь ребенка.

Для физкультминуток используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательной функции рук, зрительно-моторной координации, а также на речевое развитие. Кроме того, эти упражнения развивают память, четкое произношение, содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

 

1. Занятие: «История про девочку Олю»

Цель: Закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и, э, ы; использование интонации одной окраски. Развитие произвольных движений рук.

Материал: Кукла Оля, игрушки или предметные картинки (лягушка, ворона,

лошадка, коза, корова, утки , дятел, волк, медведь).

Ход занятия. Дети слушают воспитателя, который рассказывает (и все показывает) про девочку Олю (берет куклу); которая пошла погулять в лес и заблудилась. У зверей и животных, которые встречались Оле на пути, она спрашивала, как найти дорогу домой: «Кто знает, как выйти из леса?» Воспитатель последовательно подходи с ребенком к игрушечным животным (или картинки с их изображением): лягушка, ворона, лошадка дятел. Дети помогают вспомнить, кто как кричит, говорит, отвечая девочке Оле: кар-кар кар, ква-ква-ква, тук-тук-тук, иго-го. Но никто не знает точно, где дорога, как выйти из леса. Только царь зверей наших лесов – медведь (ы-ы-ы, мишка косолапый) самый мудрый, самый сильный знает, как выйти на дорогу из леса, к дому. При этом дети изображая разных животных, стараются не только голосом выделить заданные гласные звуки, но и эмоционально окрасить своих героев.

Затем воспитатель говорит, что Оля нашла дорогу к дому, к своей избушке, и предлагает впустить Олю – «открыть окна и двери». В это время дети разжимают свои кулачки, изображающие избушки, и открывают пальцы. При этом ладошки изображают окна. Затем «закрывают окна и двери» - сжимают кулачки. Оля устала, вернулась поздно и легла спать. Утром проснулась, «открыла окна и двери, впустила свет, потом закрыла. Так упражнение повторяется несколько раз.

Дети были на занятиях организованны, с интересом участвовали в звукоподражании. При показе пальчиковых упражнений не включались в ситуацию и не складывали пальцы Руслан, Лиза и Никита. Остальные дети с упражнением справились.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных