Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования навыков активной речи детей младшего дошкольного возраста.




Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его ус­пешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане от­ражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах.

Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обуче­ния грамоте (чтению и письму), так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей ста­раются убедить в том, что именно их роль в этом вопросе значима; часто все уси­лия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультат­ны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

♦ Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии го­ловного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

♦ Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бо­яться обращаться за консультацией к специалистам.

В нашей стране обследование малыша специалистами-логопедами прово­дится, в основном, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед са­мой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завер­шается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит разви­тие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Ко­гда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освое­нию навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный процесс, в кото­ром освоение письменной формы является лишь составной частью. Чтение и письмо - нелегкие навыки, которые требуют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом не­возможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. Овладение грамотой - не самоцель, это определенный этап речевого развития, ко­торому должна предшествовать серьезная работа....

Но вернемся к нашим малышам. Словарный запас ребенка 2-2,5 лет состав­ляет в среднем 250-280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3-3,5 раза. Потреб­ность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.

В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.

В сознании малышей знакомые слова «оживают» в ассоциациях, основан­ных на прежнем личном опыте. Благодаря этому они понимают и рассказ, не со­провождающийся показом предмета, и иллюстрации того, что видели, пережили; с удовольствием вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном об­щении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошед­шем празднике, о прогулке.

Интерес к звучащему слову изменяет и активную речь малышей, они стре­мятся улучшить свое произношение.

На занятиях и в повседневном общении с детьми, решая задачи развития нравственных чувств, например при показе инсценировок с куклой, с игрушками-животными, при рассматривании картинок, надо обращать внимание ребенка на состояние и настроение действующих лиц, обогащая соответствующий словарь: плачет - замерз, кушать хочет, испугался; радуется - подарили куклу, пригласили на веселый праздник; заботится, жалеет, любит (малышку, собачку, старенькую бабушку).

Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следу­ет одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Если ребенку 3-го года жиз­ни известно действие, знакома ситуация, он относительно легко отвечает на во­прос о том, что делает персонаж. Но важно, чтобы названия действий, как и на­звания предметов, приобретали в сознании малыша обобщенное значение.

Узнавание действий на картинке - одно из проявлений способности обоб­щения. Рассматривая, например картинку, дети отвечают: «Этот мальчик вытира­ет лицо», но затрудняются иногда ответить, что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Так же трудно им ответить, что он будет делать, когда вытрет лицо, хотя видят, что он не одет. Вместе с тем ре­шение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непре­менным условием формирования наглядно-образного мышления. Поэтому на за­нятиях полезно задавать ребятам вопросы, отвечая на которые они должны мыс­ленно представить всю цепь действий. Дети отвечают на вопросы: где? когда? почему? для чего?, что свидетельствует о понимании временных, причинных, це­левых и других отношений. Процесс этот совершенствуется в 4-5 лет.

Словарь, которым пользуются дети 3-го года жизни, составляет 1200-1500 слов. Среди них много существительных (обозначения предметов быта, игрушек). Так же часто в разговоре ребята употребляют глаголы. Поэтому, рассказывая о каком-либо действии, они не ограничиваются одним словом, а используют про­стые предложения: «Везет мишку», «Шьет иголкой», «Пошел в садик». Кроме глаголов и существительных в речи нередки местоимения (личные, притяжатель­ные и др.); появляются падежные окончания. Глаголы в будущем и прошедшем времени изменяют по лицам. Малыши начинают использовать в речи союзы и вопросительные слова. Речь детей, как сказано выше, состоит преимущественно из простых повествовательных предложений, но нередки и восклицательные.

Хотя многие звуки родного языка ребятишки этого возраста произносят верно (за исключением свистящих, шипящих и сонорных), звуковая культура их речи еще несовершенна. Пытаясь воспроизвести новый звук правильно, они ино­гда искажают уже освоенные. Чистота речи ухудшается, если ребенок заболел или утомлен. Несовершенно у малыша и речевое дыхание, неравномерен темп речи.

Но именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреп­лять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым ап­паратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.

Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выгова­ривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности), надо преж­де всего научить их слышать и слушать речь окружающих, то есть развивать слу­ховое восприятие. Иными словами, умение слышать и дифференцировать различ­ные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.

Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Тренируя слуховое восприятие, воспитатель предлагает детям упражнения на соотнесенность звуко­подражания с определенным объектом. «Кто-то подошел к Макару, остановился за его стулом и говорит: "Поиграй со мной, Макар. Ква-ква-ква". Кто пришел по­играть с тобой, Макар?»

Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.

Работа эта начинается с гласных звуков («А», «У», «И», «О») и простых в артикуляционном отношении согласных («М», «П», «Б», «Ф», «В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом (звук «У» - гудит паровоз, «И-И» - ржет лошадка, «Тук-тук-тук» - стучит молоточек, «Га-га-га» - кричит гусь и т. д.).

На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом воспитатель обращает внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и на четкость, внятность произнесения слов в целом («коза», «бумага», «дом», «ком» и т. п.).

Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи. Целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется. Например, при закреплении звука «С» детям предла­гается такая чистоговорка: «Са-са-са - у Оли коса».

Голосовой аппарат ребенка 3-го года жизни еще недостаточно окреп. По­этому для его развития в качестве подготовительных упражнений предлагаются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Упражнения для развития голосового аппарата чаще все­го проводятся как часть занятия. Начиная с этого возраста необходимо учить де­тей пользоваться умеренным темпом, то есть говорить не торопясь. Воспитатель произносит звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно) и предлагает детям воспроизводить их в том же темпе.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произно­шение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на какой-нибудь легкий предмет (султанчик); даются задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, дети поют «длин­ную» песенку: «Ууууу»). Следует обратить особое внимание на слитное произне­сение ребенком двух гласных звуков в звукоподражаниях типа: «ау, уа, ио, аи». Дети должны учиться произносить их на одном выдохе, плавно переходя от звука к звуку.

Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразитель­ности речи отрабатывается при заучивании потешек, при пересказе сказок, а так­же при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и мед­ленно.

Работая с детьми раннего возраста, для выявления уровня нервно-психичес­кого развития детей третьего года жизни диагностируется понимание ими речи и их активная речь.

Диагностика понимания речи проводится у детей в возрасте двух лет.

Ребенок должен понимать короткие рассказы взрослого без показа картин­ки, если речь идет о событиях, знакомых малышу по собственному опыту.

Методика выявления: создается специально подготовленная ситуация. Ре­бенок может быть в группе с другими двумя-тремя детьми. Взрослый передает сначала первую часть рассказа, после чего задает первые два вопроса, затем про­должает рассказ и задает следующие два вопроса. Поведение ребенка - он должен отвечать на вопросы взрослого.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных