![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные направления в изучении развития речи у детей младшего дошкольного возраста.За рубежом в XIX веке на детскую психологию большое влияние оказывали естественные науки. Опираясь на популярный в то время биогенетический закон, психологи считали, что поскольку индивидуум в главных чертах повторяет этапы развития человечества, то употребление детьми языка, может показать, как оно приобретало этот неоценимый дар (Д. Сели, В. Штерн). В психологической литературе XIX - начале XX века указывалось, что ребенку присуща врожденная активность, побуждающая его к созданию собственного языка, отличного от языка предков. Она настолько сильна, что дети могли бы изобрести язык, если были бы предоставлены сами себе (М. Мюллер, Д. Сели и др.). Но практика показывает, что при отсутствии или недостаточном использовании воспитательных приемов для развития речи голосовые реакции детей отличаются крайней примитивностью. Эти факты отмечены Н.М. Аксариной, Н.Ф. Ладыниной, А.Р. Лурия, Г.Л. Розенгарт-Пунко и другими исследователями. Печальным примером того, что без обучения всей социальной человеческой среды, освоить речь невозможно, являются дети «маугли». Их список пополняется до сих пор. Зарубежные психологи считали, что помещение ребенка в закрытое учреждение неминуемо отрицательно отразится на его социальном, физическом и умственном развитии, наступит отставание в речи, особенно активной. В этом случае не возникает потребность в общении, произношении звуков, считавшейся врожденной, по причине отсутствия интимно-эмоционального контакта с матерью. Отечественная педагогика и психология утверждают, что общественное воспитание детей раннего возраста дает положительные результаты. Подтвердили это и данные физиологов. И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев доказали, что речевые процессы как и мышление, представляют собой функцию мозга и обусловлены нормальными физиологическими процессами. Упоминание об этом имеется в одно* из ранних работ И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Он писал: «Способность человека выражать душевные состояния условными внешними знакам* служат ему не только средством умственного общения с людьми, но также пособием или даже орудием собственного мышления. Уже в детстве, благодаря обучению, мысль ребенка облекается в слово и человек мало-помалу выучиваете; думать на три лада...». Отечественными физиологами разработаны три направления изучения раз вития речи маленьких детей: • Изучение закономерностей работы мозга, и, прежде всего первой и второй сигнальных систем. Это помогло научно обследовать необходимость воспитания и обучения детей с первых лет жизни; • Изучение таких свойств, второй сигнальной системы, как способность отвлечению и обобщению. Слово для человека существует в единстве звучания и содержания, является обобщенным образом предметов явлений внешнего мира (И.П. Павлов). На этом основывается процесс формирования понятийного мышления и вообще все понимания речи; • Изучение роли ориентировочной деятельности (ее простейшее проявление - рефлекс «Что такое?») в формировании понимания речь детей раннего возраста и роли речи в регулировании их поведения. Экспериментально-физиологическое и психолого-педагогическое подтверждение зависимости развития от условий воспитания выдвинуло новое направление - изучение развития ребенка для целей его воспитания. Основоположником его является Н.М. Шелованов, физиолог, ученик В.М. Бехтера. Идея «витала в воздухе» уже со второй половины XIX века. Ее выказывал известны педагог К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869гг.). Система воспитания, включая методику развития речи, дала неплохие результаты, особенно в воспитательных учреждениях. Теория и методика развития речи малышей за последние десятилетия значительно обогатились, благодаря исследованиям М.И. Лисиной, И.М. Кононовой, В.В. Гербовой, Л.И. Павловой и других. Родители часто пускают развитие речи малыша «на самотек». Тем более что на первых этапах на учения младенца подражанию, произнесению слов процесс ежедневный и трудный, а эффект можно получить лишь спустя некоторое время. Невнимание к формированию речи на ранних возрастных этапах чревато. Так, например число детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с дефектами произношения, с упрощенными высказываниями, содержащими ошибки в грамматическом строе речи, - год от года почти не уменьшается. Приемы, формирующие активный словарь и правильное произношение, предполагают не только стимуляцию желания ответить словом, но и словесного образца, то есть предполагают подражание. Но оно мало, что значит для формирования грамматического строя речи. Здесь важны объяснения педагога, его вопросы, помогающие ребенку уяснить временные, следственные и прочие отношения. В первые годы ребенок развивается одновременно интенсивно в разных направлениях: речь, основные движения, предметные действия. В этом есть свои плюсы (виды деятельности взаимно обогащают друг друга). Есть и минусы. Любое умение, любой тип ответов, формируемых в первые годы жизни, крайне не устойчивы. Так, в большую группу двухлеток попало несколько прекрасно говорящих детей 2-2,5 лет. Спустя некоторое время они стали изъясняться жестами, возгласами, короткими фразами. Восьмидесятые годы прошлого столетия прошли под знаком воспитания «супер - ребенка». Именно тогда начались споры, с какого возраста учить детей письменной речи (чтению) и счету. Глен Доман, директор института реализации человеческого потенциала под названием «Институт ребенка» (Филадельфия) считает, что малыша можно научить чему угодно, начиная с рождения. Его книга «Как научить ребенка читать» (1963г.) содержит совет - с первых месяцев жизни окружать видимое ребенком пространство карточками с написанными на них словами и целыми фразами. Профессор А.В. Запорожец так объяснил нецелесообразность этой идеи: умение читать обеспечивает в будущем возможность приобретать новые знания, уточнять имеющиеся представления. А для этого предварительно нужно создать основу; обогатить сенсорный опыт ребенка, его представление об окружающем мире. Размахивая перед носом младенца карточками для обучения чтению, мы зря тратим бесценное время. Сторонники раннего обучения чтению (чаще родители) не переводятся; Приходится даже средствам массовой информации предупреждать о вреде этого (Для примера статья О.Костенко-Поповой «Умение читать с пеленок». Подзаголовки «Буквы вредны», «Полушария в опасности». Она опубликована в одном из номеров газеты «Аргументы и факты» за 2004г. Автор свидетельствуем что «карточки Домана» продаются сейчас, и недешево). Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления их с окружающим. Повседневное окружение ребенка до трех лет ограниченно в основном рамками жилой или групповой комнаты, или участком детского сада. Это не должно стать препятствием на пути получения разнообразных впе- чатлений, формирования усложняющихся представлений об окружающем. Успеха в развитии речи детей можно добиться лишь при использовании для этих целей моментов жизни ребенка. Бытовые ситуации режимные процессы ценны, например, тем, что изо дня в день он осуществляются в почти тождественных условиях. Это помогает обогатить словарь детей и закрепить речевые навыки. Естественность обстановок создает педагогу условия для обращения к детям по разнообразным поводам, что cоответственно, формирует у них потребность в общении. Одного только общения с малышами в бытовых ситуациях недостаточно для развития их речи. Его дополняют специально организованные занятия, и они проводятся отнюдь не в форме урока. Это разнообразные игры. Показы предметов и картинок и т. п. Занятия могут быть индивидуальными и небольшими подгруппами. Занятия повторяются, их постепенно усложняют, потому что освоение ребенком заданий происходит не сразу. Поддержание речевой и двигательной активности обеспечивает правильная структура занятий, а также использование, чередование разных приемов. Второй год жизни - период интенсивного формирования всех сторон речи. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребенок проходит путь к выполнению словесных поручений взрослого, включающих несколько действий, к пониманию несложного сюжета в показах-инсценировках и на картинках. Понимание речи детьми до 1 года 6 месяцев - 1 года 8 месяцев значительно опережает развитие у них активной речи. Однако при правильном воспитании и здесь наблюдаются серьезные сдвиги. Благодаря развитию подражания запас произносимых слов к 2 годам увеличивается до 200-300; в речи детей появляются короткие фразы, ребенок пользуется словами по разнообразным поводам, развивается речь как средство общения с взрослым. Третий год жизни - начало речевого общения детей друг с другом. В конце второго года формируется способность давать комплексные ответы (движение, действие плюс слово). В этот период речь широко используется для сопровождения действий, а в конце третьего года даже для планирования предстоящей деятельности. Раньше о понимании ребенка, его представлениях зачастую судили по его двигательным ответам, действиям. Теперь, когда активная речь пронизывает всю деятельность ребенка и выполняет функцию репродукции, воспроизведения, об уровне понимания, восприятия, мышления начинают судить по его высказываниям. При развитии речи детей третьего года жизни ставятся следующие воспитательные задачи: • усложнить понимание речи; усовершенствовать зрительное и слуховое восприятие, способность наблюдения и обобщения; научить детей слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять словесные поручения взрослого; • усовершенствовать активную речь ребенка: расширить словарь к 3 годам до 1200-1500 произносимых слов, пополняя его разнообразными частям речи; усовершенствовать ее грамматический строй, добиваясь, чтобы после 2 лет 6 месяцев дети использовали разные виды предложений ив ответах на вопросы самостоятельно могли воспроизвести несложный рассказ, словесно выразить полученные впечатления, совершенствовать произношения слов; • обогатить поводы пользования речью, добиваться, чтобы дети использовали речь не только при общении с взрослыми, но и друг с другом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|