Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на формирование навыков активной речи.




Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позд­нее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас).

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. ут­верждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созида­тельной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в чело­веческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее со­вершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени трени­ровки движений пальцев.

Эту мысль Н. И. Новикова, по-видимому, нужно считать впервые сформули­рованной идеей о «предметных действиях», которым сейчас придается такое большое значение в психологии.

В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой па­лец другим при схватывании предмета самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становят­ся более точными, уверенными. На 7-м — появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Девочкам больше нравится играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, «печь» для них пирожки и пирожные из песка.

Для мальчиков особый интерес представляют различные машинки и строи­тельство. Показываю детям, как использовать кубики и другие строительные ма­териалы. Начинаю с простейших построек. Пусть ребенок попытается воссоздать их по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элемента­ми, строить дома, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двига­тельными умениями и навыками, у него развивается координация движений, со­вершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней че­люсти и т. д.

К концу четвертого месяца занятий мы добиваемся значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук - подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным достижением - речь ребенка начинает развиваться ин­тенсивнее.

Все эти упражнения играют положительную роль и в коррекционном обуче­нии детей с нарушением речи.

К работе по развитию моторики я подключаю родителей. Многие мамы, ба­бушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в за­стегивании пуговиц, кнопок, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.

На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в ре­чевом развитии.

Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трех направлениях:

♦ массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;

♦ обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых си­туациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам се­мьи;

♦ формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использова­нием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (лепке, рисо­вании).

Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами - среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строитель­ный материал, машинки, конструкторы.

Хорошо, если у малыша есть свой набор: лопатка, совочек, грабельки, лейка. Предлагаю показать, как правильно пользоваться ими, при этом давать конкрет­ное задание: взрыхлить, вскопать, прополоть, полить. Дети должны понимать, для чего нужна их работа, знать, что, выполняя ее, они приносят пользу.

Наверняка ребенку нравится копаться в земле, в песке. Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки. Где бы вы ни находились: в саду, во дворе или на берегу водоема -предоставьте даже совсем маленькому возможность поближе познакомиться с песком, глиной, во­дой. Ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Надо играть с ним и тренировать его: поместите в отдельные коробочки (или ме­шочки) мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и попросите ма­лыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, но не видит.

Зимой под рукой другой материал - снег. Перед ребенком открывается пре­красная возможность для лепки снеговиков, метания снежков, постройки горок. Нужно научить его работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, рас­чищать дорожки, ровнять горку и т. д. К тому же на снегу, как и на песке, можно рисовать и писать.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координа­ции движений детей положительно влияет на формирование познавательных про­цессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на раз­витие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет из­бежать многих проблем школьного обучения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных