Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. Формирование навыков активной речи у детей младшего дошкольного возраста.




Департамент образования г. Москвы

ГОУ Педагогический колледж № 7 «Маросейка»

Выпускная квалификационная работа

Тема: «Формирование навыков активной речи у детей младшего возраста посредством пальчиковых игр»

Специальность 050704 «Дошкольное образование»

Выполнила: студентка

V- го курса 351 группы

Заочное отделение

Малыхина Ольга Владимировна

Руководитель: Балынина О. В.

Москва 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..........ст. 3

1. Глава 1. Формирование навыков активной речи у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………ст. 6

1.1 Основные направления в изучении развития речи у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………ст. 6

1.2. Особенности речевого развития у детей 4 –го года жизни……….ст. 11

1.3. Факторы, влияющие на развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………..ст. 14

1.4. Взаимодействия детского сада и семьи по проблеме формирования навыков активной речи у детей младшего возраста…………………….ст. 17

1.5 Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на формирование навыков активной речи…………………………………...ст. 23

Глава 2. Содержание и методика работы по формированию навыков активной речи детей посредством пальчиковых игр.

2.1. Первичная диагностика на выявление умения управлять своими руками и пальцами в процессе прослушивания текста (констатирующий эксперимент)…………………………………………………………………ст. 35

2.2 Опытно - экспериментальная работа по формированию активной речи посредством пальчиковых игр (формирующий эксперимент)…………ст. 39

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент)…………………………………………………………………ст. 50

Заключение …………………………………………………………….ст. 55

Список литературы…………………………………………………… ст. 57

Приложение……………………………………………………………..ст. 59

 

Введение

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенст­вует все виды детской деятельности и «социализации» ребенка (в частности, его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми).

Нас в первую очередь интересуют вопросы, как развивается речь ребенка и как помочь ему в освоении норм родного языка.

Развитие детской речи происходит путем овладения языком, на котором говорят окружающие ребенка взрослые. В течение короткого периода детства усваивается звуковая (фонетическая), словарная (лексическая) и грамматическая стороны родного языка, создававшегося народом в течение тысячелетий. Это сложный процесс, который не ограничивается механическим запечатлением услышанного, но предполагает активную ориентировку ребенка в явлениях языка, самостоятельное, творческое применение усвоенных речевых форм в новых сочетаниях и в новых обстоятельствах. Развитие речи тесно связано с общим ходом психического развития ребенка и зависит от особенностей его образа жизни с окружающими людьми.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь развивается постепенно.

Учитывая, что младший возраст является решающим для формирования речи, необходимо изучение психологических механизмов развития речи во взаимосвязи с другими сенсорными и моторными функциями у детей младшего возраста.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Может быть развитие моторной речи зависит от развития моторики ребенка в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенной близко от речевой зоны. На основе этого материала, мы в своем исследовании предполагаем, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми, где развитие речи происходит своевременно, а особенно, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Цель данной дипломной работы - выявить оптимальные условия для формирования навыков активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: активная речь детей младшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является процесс обучения детей младшего дошкольного возраста активной речи посредством пальчиковых игр.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки следующих задач:

- диагностировать уровень активной речи у детей младший дошкольный возраст;

- определить содержание, основные методы и формы активизации детской речи в процессе проведения пальчиковых игр;

- проследить динамику изменения активной речи детей в процессе экспериментальной работы.

Методы исследования:

- изучить психолого – педагогическую литературу;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

- анализ продуктивной деятельности;

- наблюдение;

- консультация с родителями.

Гипотеза: мы предполагаем, что активная речь детей младшего дошкольного возраста значительно активизируется, если будет организовано целенаправленное пополнение словарного запаса не только на специальных занятиях, но и в других режимных моментах (пальчиковые игры и упражнения).

 

Глава 1. Формирование навыков активной речи у детей младшего дошкольного возраста.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных