Основы теории рыночной экономики.
Это такой тип хоз-ва, при котором распределение ограниченных ресурсов достигается на основе взаимодействия спроса потребителей и отношения производителей. Рынок – институт, сводящий вместе покупателей и продавцов, это совокупность интересов и действий реальных и потенциальных покупателей и продавцов, а так же условия, несущие изменения. Рынок – способ функционирования экономики и товарного пр-ва (товар производится для обмена, а обмен для собственного потребления)
Черты товарного пр-ва:
• Обособленность товаропроизводителя (что, сколько, как, для кого производить, за сколько продавать)
• Связь товаропроизводства через рынок (сырье, ресурсы приобретаются, через рынок товары реализуются)
• Специализация товаропроизводителя на конкретном товаре или услуге (сегментация рынка)
• При товарном производстве потребность принимает форму платежеспособного спроса
4 основные субъекта:
• Домохозяйство -покупающие товары, услуги, создающие сбережения
• Фирма(предприятие)
• Рынок ресурсов – продаются/покупаются ресурсы (труд, земля)
• Рынок продуктов – совокупность услуг и товаров, которые обращаются на рынках
Рынок квалифицируется по:
• Экономическому содержанию
• Законности
• Географическому признаку
• Степени конкуренции
Инфраструктура – комплекс социально-экономических и юридических условий, а также строений, баз и тд, которые необходимы в производственном процессе и функционирования жизнедеятельности населения
Необходимые элементы инфраструктуры:
• Двухуровневая банковская система
• Биржа(валютная, фондовая, товарная, труда)
• Организация по защите прав потребителей
• Фонды
Функции рынка:
• Ценообразование
• Посредническая
• Стимулирующая
• Информационная
• Санирующая
Основные принципы функционирования рыночной системы:
• Частная собственность на средства производства
• Конкуренция – это главный механизм управления на рынке
• Личные интересы – стимул поведения
• Свободное ценообразование
• Ограниченная роль гос-ва
Главное преимущество рынка – эффект распределения ограниченных ресурсов
Недостатки рынка:
• Рынок не способствует охране определенной среды, то есть руководствуется сиюминутным моментам
• Рынок не заинтересован в разработке фундаментальных научных исследованиях
• Рынок не гарантирует права на труд и науку
• Рынок не обеспечивает интересы незащищенных слоев населения. Ему не нужны нравственные идеалы добра, патриотизма
Спрос
Спрос - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобрести все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуального спроса всех потребителей данного товара. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и количеством спроса на него.
Предложение
Предложение- показывает желание и готовность производителей-продавцов поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Так же, как в случае со спросом, необходимо различать понятия "индивидуальное предложение" и "рыночное предложение", "предложение" и "величина предложения". Предложение отдельно производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным. Рыночное предложение представляет собой сумму индивидуального предложения всех производителей (продавцов) данного товара. Величина предложенияпоказывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|