ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 1.3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Логистические концепции - это совокупность принципов, правил и методов организации товародвижения. Основными задачами является достижения эффективности движения материального потока и повышения конкурентоспособности для предприятий – участников логистической цепи поставок. Специальные правила и методы, обусловленные концепциями логистики, служат инструментом формирования особых управляющих воздействий на потоковые процессы движения материальных, информационных, финансовых и людских потоков. Концепции логистики определяют различия между логистическим менеджментом и традиционными системами управления. Основные концепции логистики: 1. Концепция Supply Chain Management (SCM) – «Управление цепями поставок». Цепь поставок – три и более экономических единиц (юридических или физических лиц), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и информации от источника до потребителя. Управление цепями поставок – интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц. Управление цепями поставок – это интеграция восьми бизнес-процессов, а именно: - управление взаимоотношениями с потребителями; - обслуживание потребителей; - управление спросом; - управление выполнением заказов; - поддержка производственных процессов; - управление снабжением; - управление разработкой продукции и ее доведение до коммерческого использования; - управление возвратными материальными потоками. 2. Концепция Requirements /resource planning (RP) - «Планирование потребностей/ ресурсов». На концепции RP – базируется построение логистических технологий «толкающего» типа. 3. Materials/ manufacturing requirements/ resource planning (MRP) – «Система планирования потребностей в материалах / планирование потребностей производства в ресурсах». Система MRP – система планирования потребностей в материалах состоит из ряда связанных процедур, правил и требований, синхронизированных во времени и запланированных покрытий этих требований для каждой единицы потребляемых материальных ресурсов, необходимых для графика производства. Цели MRP-системы: - удовлетворение потребности в материальных ресурсах при планировании производства и доставки продукции потребителям; - сохранение минимального уровня производственных запасов; - планирование производственных операций; - планирование закупочных операций и расписание доставки материальных ресурсов на предприятие при минимальных расходах. Основные входные элементы системы MRP-I: - программа/ график производства – модуль MPS (Master Production Schedule) представляет собой оптимизированный график производства партий готовой продукции; - список материалов – модуль BOM-Bill of Materials File; - описание состояния запасов (Inventory Status File). Результатная информация системы MRP-I: - план заказов (Planned Order Schedule) – определяет количество каждого вида материального ресурса, которое должно быть заказано в каждом периоде в течение всего срока планирования. Является руководством для работы с поставщиками; - изменения к плану заказов (Changes in planned order) – являются модификациями ранее сформированных заказов: заказы могут быть отменены, изменены, задержаны или перенесены на другой период. Система МRР-II - усовершенствованная система МRР-I. Дополняется элементами финансового планирования, способствуя сокращению логистических расходов по управлению запасами. Система МRР-II позволяет: - получать оперативную информацию о текущих результатах деятельности предприятия в целом и с полной детализацией по отдельным заказам и видам материальных ресурсов; - планировать деятельность предприятия в долгосрочном и оперативном режимах; - оптимизировать производственные и материальные потоки; - реально сокращать запасы материальных ресурсов, незаконченного производства и готовой продукции; - планировать и контролировать весь цикл производства, эффективно использовать производственные мощности, все виды ресурсов и удовлетворять требования заказчиков; - автоматизировать работу с отделом договоров, осуществлять полный контроль над платежами, отгрузкой продукции и срокам выполнения договорных обязательств; - отражать финансовую деятельность предприятия в целом; - сокращать непроизводственные затраты; - защищать информацию и информационные технологии; - внедрять систему с учетом инвестиционной политики предприятия. МRР-II содержит описание 16 групп функций системы – программных модулей: 1) Планирование продаж и операций; 2) Управление спросом; 3) Основной календарный план производства (MPS); 4) Планирование потребности в материалах (MRP); 5) Подсистема спецификаций (BOM); 6) Подсистема операций с запасами; 7) Подсистема запланированных поступлений по открытым заказам; 8) Оперативное управление производством (SFC); 9) Планирование потребности в мощностях (CRP); 10) Управление входным и выходным материальным потоком; 11) Управление снабжением; 12) Планирование распределения (DRP); 13) Планирование и контроль производственных операций; 14) Планирование финансовых ресурсов (FRP); 15) Моделирование; 16. Измерение и оценка результатов деятельности. 4. Подсистема/модуль DRP – Distribution requirements planning. Основной инструмент логистического менеджмента в системе DRP представляет собой график, который координирует весь процесс поставок и пополнения запаса готовой продукции в дистрибутивной сети. Логистические преимущества системы DRP: - сокращение логистическиз издержек, связанных с управлением запасами готовой продукции путем координации поставок; - сокращение запасов за счет более точного определения размера, места и сроков поставок; - снижение потребности в складских площадях за счет сокращения запасов; - сокращение транспортной составляющей логистических издержек за счет организации более эффективной обратной связи с потребителями; - координация между производственными операциями и операциями по распределению продукции. 5. Системы класса ERP. Система MRP-II с подсистемой FRP образуют систему ERP-I – Enterprise Resource Planning – интегрированное планирование ресурсов. Система ERP-I позволяет эффективно планировать коммерческую деятельность предприятия, в том числе финансовые затраты на обновление оборудования и инвестиции в производство новой продукции. Элементы структуры управления ERP-I: - прогнозирование: оценка будущего состояния внешней среды и составляющих производственного процесса; - управление проектами и программами: проектирование, конструкторская и технологическая подготовка производства, а также модификация и испытание продукции; - введение информации о составе продукции: информация о продукции, сборочных единицах (узлах), деталях, материалах, а также об оснастке и приспособлениях; - введение информации о технологических маршрутах: информация о последовательности технологических операций, продолжительность операций, число исполнителей и рабочих мест; - управление затратами: планирование, учет, контроль и регулирование затрат; оценка затрат производственных и других подразделений; - калькуляция плановых и фактических затрат; - обеспечение связи между производством и финансовой деятельностью; - управление финансами. Система ERP позволяет: - усилить финансовый контроль путем обобщения всей финансовой деятельности; - улучшить оборот денежных потоков путем управления кредитами и счетами дебиторов; - оптимизировать управление денежными средствами путем автоматизации расчетов с поставщиками; - максимизировать отдачу от капитальных вложений путем эффективного управления основными средствами, в том числе незавершенным капитальным строительством. Кроме того, в систему ERP-I входит управление человеческими ресурсами. Система ERP-I предусматривает управление всеми ресурсами предприятия в то время, как систем МRР – только материальными. 6. ERP II является очередным этапом в эволюции систем планирования ресурсов. По определению Gartner, ERP II – это стратегия разработки и внедрения приложения, которая распространяется за пределы ERP-функций, чтобы обеспечить интеграцию ключевой для предприятия специфики, внутреннего и внешнего сотрудничества, операционных и финансовых процессов. Таким образом, ERP II начинается, прежде всего, как стратегия разработки приложения, которая нацелена на интеграцию в рамках предприятия всех бизнес-процессов, ориентированных на коммерцию. А как стратегия внедрения, ERP II позволяет пользователям ориентироваться на одного производителя лишь в той степени, в которой через интеграционные возможности собственно ERP II обеспечиваются обязательные для выполнения требования к процессам предприятий, при этом возможно подключение отдельных, лучших в своем классе, компонент от сторонних производителей. Переход к ERP II от ERP происходит за счет изменения шести элементов (рисунок 2), имеющих отношение к стратегиям бизнеса, разработке приложения и технологии. Область деятельности ERP-II теперь расширяется не только на производственные отрасли и дистрибуцию, но и на все виды деятельности. Роль новой стратегии не ограничивается рамками организации, она предполагает видимость для контрагентов внутренних процессов организации. Эта видимость реализуется процессами, которые связаны на внешнем уровне и дают возможность сотрудничать с контрагентами в сообществе по интересам. Данные, предоставляемые процессами, распространяются за пределы предприятия, где они хранятся. Обработка данных распределена по всему торговому сообществу. Новая роль расширяет и углубляет функциональность: помимо традиционных функций производства, дистрибуции и финансов, автоматизируются другие специализированные функции для отдельных отраслей, производственных сегментов и межотраслевых процессов. Для реализации
Рисунок 2 - Изменение характеристик ERP при переходе к ERP II
изменений этих элементов ERP с целью перехода к ERP II необходима совершенно новая архитектура: Интернет - ориентированная, спроектированная для интеграции. Таким образом, если архитектура заменяется на новую, то остальные элементы являются расширением существующих. 6. Customer sinchronized resource planning (CSRP) - «Концепция управления производственными ресурсами». Планируются не только основные, но и вспомогательные ресурсы. Эти ресурсы используются для оперативной работы с потребителями, например, послепродажное обслуживание. CSRP – интегрированная система поддержания жизненного цикла товара. CSRP – является инструментом изменения оперативного изменения производственного графика в зависимости от изменения заказов потребителями. CSRP – инструмент «тонкой» настройки производственного графика, осуществляемое во взаимодействии с потребителями. CSRP – способность производителя удовлетворять уникальные требования потребителя. Выполнение системы CSRP – сопряжено с увеличением затрат, обусловленных переналадкой оборудования, срочными закупками необходимых материальных ресурсов, а также потерями от возможного несвоевременного выполнения уже размещенных заказов. 7. Концепция Just-in-Time (JIT) – «Точно в срок». «Точно в срок» - доставка необходимых материальных ресурсов в необходимое время в нужное место или «Точно в срок» – поставка материальных ресурсов, непосредственно под их запуск в производство или «Точно в срок» – синхронизация процесса поставок материальных ресурсов с календарным графиком производства. Логистическая концепция «точно в срок» характеризуется: - минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, запасами готовой продукции; - сокращением производственных (логистических) циклов; - взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков; - эффективной информационной поддержкой; - высоким качеством готовой продукции и логистического обслуживания. В системе «точно в срок» определяющую роль играет спрос, регулирующий движение материальных ресурсов и готовой продукции. Логистические системы, основанные на концепции «точно в срок» представляют собой «тянущие» системы. Преимущества системы «точно в срок»: - низкий уровень запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции; - сокращение производственных площадей; - повышение качества продукции; - сокращение сроков производства; - повышение гибкости производства при изменении ассортимента производимой продукции; - надежный и стабильный поток производства; - высокая производительность и эффективность использования оборудования; - участие рабочих в решении производственных проблем; - хорошие отношения с поставщиками; - сокращение непроизводственных (вспомогательных) работ, например, складирование и внутрипроизводственное перемещение материальных ресурсов. 8. Система KANBAN (от яп. Kanban – «карта») есть способ реализации на практике логистической концепции «точно в срок». Система «Канбан» работает в соответствующей логистической среде, которая характеризуется следующими элементами: - рациональная организация и сбалансированность производства: - комплексное управление качеством на всех стадиях производственного процесса и качества исходных материальных ресурсов; - партнерство с надежными поставщиками и перевозчиками; - повышенная профессиональная ответственность всего персонала. Сущность системы «Канбан» заключается в том, что все производственные подразделения, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами строго по графику производства и только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа. Средством передачи информации о потребности в материальных ресурсах в данной системе является специальная карточка «Канбан». Два вида карточек канбан: карточка отбора и карточка заказа. Карточки «Канбан» несут информацию о количествах расходуемых материальных ресурсах и производимой продукции. На предприятии карточки «Канбан» циркулируют в специальных пластиковых конвертах-контейнерах. Карточка канбан полного контейнера включает следующую информацию: - код изделия (полуфабриката); - описание изделия (полуфабриката); - продукция (конечная, промежуточная), где эти компоненты выполняются; - код рабочего места, где производится изделие; - номер ОЦ – обрабатывающего центра, который использует данный компонент; - число изделий в данной партии (контейнере); - число партий (контейнеров) – карточек канбан для ОЦ. Карточки «Канбан» находятся на входе контейнера (белые) и на выходе (черные). Черные карточки на выходе означают разрешение на обработку. 7. Логистическая технология LEAN PRODUCTION является развитием системы «Точно в срок» и включает элементы систем KANBAN и MRP-II. Технология Lean production – соединение следующих элементов: - высокое качество; - мелкие производственные партии; - низкий уровень запасов; - высококвалифицированный персонал; - гибкое оборудование. Основные цели Lean production: - высокие стандарты качества продукции; - низкие производственные издержки; - быстрая реакция на потребительский спрос; - короткое время переналадки оборудования. 10. Концепция Demand-driven Technques /Logistics (DDT) – «Логистика, ориентированная на спрос». Концепция DDT разрабатывалась как модификация концепции RP («планирование потребностей») с целью улучшения реакции системы дистрибьюции фирмы на изменение потребительского спроса. Система DDT включает следующие концепции: 1. Концепция «точки заказа»: методика управления запасами. 2. Концепция «быстрого реагирования» (QR): представляет собой логистическую координацию между розничными торговцами и оптовиками, направленную на улучшение продвижения продукции в распределительных сетях – осуществляется путем мониторинга продаж в розничном звене. Информация о продажах и остатках передается оптовикам, а те – товаропроизводителям. 3. Концепция «непрерывного пополнения запасов» готовой продукции у розничных продавцов. 4. Концепция «автоматического пополнения запасов» снабжает товаропроизводителей информацией для пополнения запасов товаров быстрой реализации (без мониторинга продаж). 11. Концепция Effective Customer Response (ECR) – «Эффективная реакция на запросы потребителей». Концепция ЕСR есть применение концепции «Точно в срок» в дистрибьюции готовой продукции, в частности, потребительских товаров. Является развитием метода «Быстрого реагирования» (QR) на запросы потребителей предусматривает использование товаропроизводителями и розничными магазинами компьютеризированных систем для автоматической обработки заказов. ЕСR есть усовершенствованная версия системы DDT. 12. Vendor Managed Inventory (VMI) - «Логистическая система управления спросом и пополнения запасов». Управление запасами у потребителя с помощью обмена информацией с поставщиком. Эта информация содержит сведения о фактическом спросе или продажах продукции потребителем-продавцом и имеющихся запасах у поставщика-продавца на данный момент. На основе этой 11 информации поставщик берет на себя ответственность за пополнение запасов потребителя. В системе VMI отпадает надобность в заказах на поставку продукции: потребителям сообщается информация о минимальных и максимальных пределах запасов, которые им разрешается иметь, а поставщик несет ответственность за поддержание необходимого объема запасов у потребителя. В системе VMI соглашения строятся на тесном сотрудничестве между потребителем и поставщиком: по-существу имеет место «совместное управление запасами». При системе VMI потребитель поддерживает запасы на низком уровне, а поставщик более точно планирует график производства и распределения готовой продукции Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|