ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2.3 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА
Сущность, задачи и функции распределительной (сбытовой) логистики. Распределительная логистика и маркетинг. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов, нужны ли посредники – вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой. Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера необходимо на всех этапах распределения: – распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров; – распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие; – распределяются материальные запасы между различными участками производства; – распределяются материальные потоки в процессе продажи и т.д. Материальные потоки на стадии приобретения средств производства являются объектом изучения и управления закупочной логистики, материальные потоки на стадии производства – объектом производственной логистики. Объектом распределительной логистики материальные потоки становятся на стадии распределения и реализации готовой продукции. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных способов сбыта и продажи заключается в следующем: – подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; – системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками); – системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения. Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Задачами распределительной логистики на уровне предприятия, то есть на микроуровне, являются: 1) планирование процесса реализации; 2) организация получения и обработки заказа; 3) выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации 4) выполнение других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; 5) организация отгрузки продукции; 6) организация доставки и контроль за транспортированием; 7) организация послереализационного обслуживания. На макроуровне к задачам распределительной логистики относят: 1) выбор схемы распределения материального потока; 2) определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории; 3) определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, 4) ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
Логистические каналы и логистические цепи. Координация и оптимизация функционирования системы распределения. Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе – каналом распределения. Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой. Каналы распределения – это каналы, по которым товары из конечного производства через систему распределительных центров попадают в конечное потребление. На выбор канала распределения влияют три группы факторов: – требования потребителей; – соответствие канала распределения товару; – охват рынка. Перед тем как перейти к использованию различных каналов распределения необходимо определить, чего хотят потребители продукции для того, чтобы они приняли положительное решение о покупке. Например, на решение потребителя о покупке товара значительное влияние оказывают следующие факторы: – техническая консультация. При продаже товаров клиентам может понадобиться техническая консультация со стороны продавцов по вопросам, касающимся эксплуатации, установки, утилизации и т. д.; – доступность товара. Это предполагает наличие достаточного количества товарных запасов на складе, возможность прямых поставок, способность осуществлять поставки точно в срок и т. д.; – сервисное обслуживание. Потребителям может понадобиться обслуживание по установке, ремонту, поддержке и т. д.; – комплексное решение. Для некоторых потребителей товар может оказаться в определенном смысле непригодным без дополняющих его товаров, которые должен продавать элемент распределительной системы; – кастомизация товара. Потребители, которым требуется кастомизация товара, предпочитают иметь дело с посредником, который может предоставить услуги по проектированию или сборке, осуществить поставку, реализовать отсрочку платежа. Для того чтобы решить поставленную задачу необходимо определить различные целевые сегменты клиентов. Затем необходимо выяснить, какие услуги для них важны и насколько важна каждая. Значительное влияние на выбор канала распределения оказывает вид продукции или услуги, которую производит и реализует предприятие. В качестве показателей соответствия товара каналу распределения выделяют следующие признаки: узнаваемость бренда (в какой степени продукт узнаваем и признан потребителем); кастомизация (степень адаптации продукта, необходимая для того, чтобы соответствовать требованиям клиента); объединение (является ли продукт независимым). Например, компьютер и программное обеспечение по отдельности данные товары не являются самодостаточными; эксклюзивность (уникальность товара); замена (может ли товар быть заменен на товар конкурентов); стадия жизненного цикла товара. При выборе канала распределения предприятия необходимо определить размер территории, которую может охватить тот или иной канал. Например, для того, чтобы завоевать определенный территориальный сегмент, может понадобиться более интенсивная дистрибуция, чем та, которую можно было бы предпочесть исключительно с точки зрения товара. Для оценки территориального охвата можно использовать следующие показатели: охват рынка, указывающий на процентную долю всего рынка, под который подходит товар или услуга; процент наличия товара во всех каналах распределения; процент успешности продаж, который указывает на долю продаж товара в общем объеме продаж аналогичных товаров.
Оптимальное количество складов и их наилучшее расположение на обслуживаемой территории. Складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта. Анализ показывает, что обычно распределительные системы на основе складов создаются по следующим причинам: 1) достаточно большие потери материальных и трудовых ресурсов; 2) слабая информационная поддержка сбытовой деятельности (в том числе отсутствие информационных компьютерных сетей); 3) потери, связанные с рассредоточением при поставке заготовительной продукции и товаров производственного назначения; 4) отсутствие опыта в управлении материальными потоками в условиях жесткой рыночной экономики; 5) объективные трудности, которые имеют место в практическом использовании философии маркетинга для конкретных логистических операций. При изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов. Ниже рассматривается графический метод решения данной задачи (рисунки 5–11). При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, так как увеличивается количество поездок, а также совокупная величина пробега транспорта (рисунок 5).
Рисунок 5 - Изменение затрат на доставку грузов на склады системы распределения
Другая часть транспортных расходов – стоимость доставки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается (рисунок 6) Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта.
Рисунок 6 - Изменение транспортных затрат при доставке грузов со складов системы распределения потребителям
Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают. Однако это снижение не носит столь выраженный характер, как снижение расходов на ближние перевозки, так как на форму зависимости влияет увеличение расходов на завоз товаров на склады (при увеличении количества складов) (рисунок 7).
Рисунок 7 - Изменение суммарных транспортных расходов при увеличении числа складов системы распределения
Увеличивая число складов, мы тем самым сокращаем зону обслуживания каждым из них. Так, при переходе к модели обслуживания, представленной шестью складами, зона, обслуживаемая одним складом, уменьшается примерно в шесть раз. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой и сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как зона обслуживания. Причин тому может быть несколько. Например, необходимость содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой тиражирование страхового запаса, то есть при создании шести складов необходимо в каждом из них сформировать страховой запас. Суммарный запас на всех шести складах возрастет (по сравнению с запасом в распределительной системе с одним центральным складом) (рисунок 8).
Рисунок 8 - Изменение затрат на содержание запасов в связи с увеличением числа складов в системе распределения
При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства возрастают. Происходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр, увеличиваются (рисунок 9).
Рисунок9 - Изменение затрат на эксплуатацию складов в зависимости от увеличения числа складов в системе распределения
Представляет интерес зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой, от количества входящих в нее складов.
Рисунок 10 - Изменение затрат на управление в зависимости от увеличения числа складов в системе распределения
Обязательным условием возможности эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация управления. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов, полученная путем сложения всех указанных ранее графиков, приведена на рисунок 11.
Рисунок 11 - Определение оптимального числа складов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|