ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность, задачи и функции закупочной логистики. Служба закупок на предприятии.Деятельность любой организации зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, которыми ее обеспечивают другие предприятия (организации). Даже самой небольшой компании для выполнения своих функций необходимо помещение, тепло, электричество, средства связи и офисная техника, мебель и другие предметы. Логистика закупок направлена на то, чтобы предприятие получало необходимое по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте от надежных поставщиков, своевременно отвечающих по своим обязательствам, с хорошим обслуживанием и по выгодной цене. Европейская логистическая ассоциация дает следующие определение: «закупочная логистика – это функциональная деятельность, в процессе которой устанавливаются и развиваются источники снабжения, подготавливаются котировки, устанавливаются цены и условия, размещаются заказы на закупку и обеспечивается соответствующая доставка». Ассоциация операционного управления дает такое определение. Закупочная логистика – это связанные бизнес-функции, включающие планирование, закупки, управление запасами, транспортировку, получение, входной контроль и управление отходами. Закупочная логистика предусматривает следующие виды деятельности: – планирование снабжения материальными ресурсами; – закупки; – доставку; – управление поставщиками; – приемку и контроль качества; – хранение, отпуск на производство; – распоряжение невостребованными или некачественными остатками; – утилизацию отходов производства; – оценку результатов функционирования материально-технического снабжения по уровню качества обслуживания, производительности и издержек. Для того чтобы обеспечить четкое взаимодействие между производственными, а также и непроизводственными подразделениями, направить их усилия на конечные результаты работы предприятия, создается аппарат управления. В аппарате управления предприятием выделяются обособленные подразделения, которые специализируются на выполнении определенных функций. Все подразделения аппарата управления можно разбить на шесть групп: технические, экономические, коммерческие, вспомогательные, административные и подразделения непроизводственной сферы. Деятельность технических служб направлена на повышение технического уровня предприятия, разработку новых и совершенствование выпускаемых видов продукции, технологий производства. Экономические службы включают прогнозирование, планирование, регулирование, учет, контроль и анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Вспомогательные службы занимаются техническим обслуживанием оборудования, его ремонтом, строительством и ремонтом зданий и сооружений. Работа с кадрами возлагается на административные подразделения. Деятельность непроизводственных подразделений направляется соответствующими службами аппарата управления. Наибольший интерес для нас представляет деятельность коммерческих служб. Определяющее место среди них занимает отдел маркетинга, который на предприятиях, взявших на вооружение концепцию маркетинга, занимает ведущее место среди всех подразделений предприятия. Отдел маркетинга координирует деятельность не только коммерческих подразделений, но и всех других, стремясь подчинить их работу требованиям рынка. В тесном контакте с отделом маркетинга работает отдел сбыта, который занимается продажей продукции предприятия. Но планы маркетинга, производства и сбыта продукции успешно могут быть реализованы только в том случае, если предприятие будет обеспечено необходимыми для реализации этих планов материальными ресурсами. Причем в ряде случаев фактор материально-технического снабжения выдвигается на первое место. Например, при производстве мебели качественные материалы в значительной степени влияют на реализацию продукции. Поэтому отделы маркетинга еще на стадии изучения рынка и разработки новых видов продукции пристальное внимание уделяют вопросам материально-технического обеспечения производства этой продукции. Таким образом, службе материально-технического снабжения отводится важное место в деятельности предприятия. Функция материально-технического снабжения является неотъемлемой частью деятельности любого предприятия. Наиболее развита она на производственных предприятиях, так как процесс производства предполагает потребление широкого ассортимента материальных ресурсов в больших объемах. Но и непроизводственные предприятия (науки, образования, культуры и др.) также потребляют определенные материальные ресурсы. В связи с этим практически на каждом предприятии имеется служба материально-технического снабжения, иногда ее называют службой закупок.
Планирование снабжения на предприятии Планы материально-технического снабжения предприятия занимают особое место в системе планов, ибо от качества их разработки непосредственно зависит бесперебойность производного процесса. План снабжения предприятия представляет собой совокупность планово-расчетных документов, в которых обосновывается потребность в средствах производства и определяются источники ее удовлетворения. Он состоит из двух частей: расчета потребности в отдельных видах материально-технических ресурсов и баланса материально-технического снабжения. В зависимости от периода, на который они составляются, планы подразделяют на перспективные, текущие (годовые) и оперативные. Перспективные планы материально-технического снабжения обычно составляют в рамках проектов, рассчитанных на длительный срок и предусматривающих решение какой-то крупной проблемы для предприятия, освоение производства нового продукта и т. д. В них чаще всего предусматривают важнейшие источники и условия поставки основных материальных ресурсов, необходимых для реализации данного проекта. Годовые планы включают всю основную номенклатуру потребляемых предприятием средств производства. Эти планы тесно связаны со всеми разделами плана социально-экономического развития предприятия, определяющего производство и реализацию продукции, техническое развитие производства, капитальное строительство. Без показателей плана материально-технического снабжения невозможно составить смету затрат на производство, спланировать себестоимость продукции, рассчитать норматив оборотных средств и многие другие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оперативные планы составляются на квартал, месяц в специфицированной номенклатуре. Их основное назначение – планирование и организация завоза материально-технических ресурсов на предприятие. Планы материально-технического снабжения разрабатывают как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Планы в натуральных единицах измерения определяют потребность предприятий в средствах производства, служат основой для планирования развития транспортно-складского хозяйства. Планы в стоимостном выражении позволяют увязать материально-техническое обеспечение с другими разделами плана социально-экономического развития и используют для планирования капиталовложений, себестоимости, прибыли и рентабельности производства, составления финансового плана. В частности, стоимостная оценка завозимых на предприятие материально-технических ресурсов позволяет рассчитать себестоимость выпускаемой продукции и определить величину прибыли и рентабельности. На большинстве предприятий расчеты в стоимостном выражении ведут планово-экономические службы. В зависимости от нормативной базы различают планы снабжения в укрупненной и специфицированной номенклатурах. На первой стадии планирования в укрупненной номенклатуре определяется потребность предприятия в материальных ресурсах, составляется баланс. На второй устанавливается специфицированная потребность. Она является базой для формирования хозяйственных связей с поставщиками. Все планы материально-технического снабжения предприятий тесно связаны между собой, ибо в основе их разработки лежит единый балансовый метод. Эта связь обусловлена и единством нормативной базы, так как сводные нормы расхода, по сути, являются обобщением специфицированных. Устанавливая потребность отдельных предприятий, планы материально-технического снабжения в то же время служат основой для определения потребности экономических районов, отраслей и народного хозяйства в целом. Исходя из этого, балансы являются неразрывным звеном в общей системе планов материально-технического обеспечения различного уровня. В условиях формирования рынка производство должно ориентироваться на подвижный спрос, поэтому постоянно происходят изменения как в структуре выпускаемой продукции, так и в структуре потребляемых материально-технических ресурсов. Следовательно, расчеты перспективной потребности предприятий в средствах производства не могут быть достаточно точными и окончательными. Наряду с расчетами на основе норм расхода и программы производства, используются различные методы прогнозирования производственных потребностей. При этом работники служб снабжения должны планировать к потреблению наиболее прогрессивные виды материально-технических ресурсов, ориентироваться на лучшие отечественные и зарубежные образцы, для чего необходимо постоянно следить за рекламной и технической информацией. Процесс годового планирования материально-технического снабжения проводится в следующей последовательности: подготовительный этап; определение потребности предприятия в материальных ресурсах; планирование источников покрытия потребности; разработка баланса материально-технического обеспечения; специфицирование потребности и установление хозяйственных связей. На подготовительном этапе формируются данные, необходимые для составления плана материально-технического обеспечения, уточняются нормы расхода сырья и материалов, остатки на складе, корректируются нормы запасов, изучается и анализируется фактический расход за предшествующий период и вносятся изменения в номенклатуру – цена материалов. Исходные данные готовит большинство подразделений предприятия. Планово-экономический отдел дает сведения о производственной программе, указывает объемы других работ, информирует об ожидаемом выполнении плановых заданий в текущем году; отдел главного технолога представляет нормы расходов сырья и материалов, запасных частей на ремонтно-эксплуатационные нужды; отдел главного энергетика рассчитывает потребности в топливе и т. д. Взаимодействие всех служб, своевременное предоставление необходимых данных имеют важное значение. Поэтому все подразделения предприятия при планировании материально-технического обеспечения должны руководствоваться действующими стандартами, в которых указывается, какое подразделение, к какому сроку и какие материалы предоставляет в отдел снабжения предприятия. При отсутствии такого стандарта на предприятии издается приказ, определяющий исполнителей и сроки предоставления плановых материалов.
Задача выбора поставщика с учетом правовых основ закупок. Методика выбора поставщика. Выбор условий поставки Имеется два основных критерия выбора поставщика: 1) стоимость приобретения товаров и услуг; включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость; 2) качество обслуживания; включает качество продукции и надежность обслуживания (гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени). Прочие критерии выбора поставщика: – удаленность поставщика от потребителя; – сроки выполнения текущих и экстренных заказов; – наличие у поставщика резервных мощностей; – организация управления качеством продукции у поставщика; – психологический климат в трудовом коллективе поставщика; – риск забастовок у поставщика; – способность обеспечить поставку запчастей в течение всего срока службы поставленного оборудования; – кредитоспособность и финансовое положение поставщика. Способы выбора поставщика для государственных закупок Процедура запроса ценовых предложений. Процедура запроса ценовых предложений проводится в случае, если ориентировочная стоимость закупки (исходя из годовой потребности) составляет от 1000 до 8000 базовых величин. Под процедурой запроса ценовых предложений понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором извещение о проведении этой процедуры размещается путем открытой публикации или направляется юридическим и физическим лицам индивидуально, а победителем признается поставщик (подрядчик, исполнитель), предложивший наименьшую цену. Конкурс. При ориентировочной стоимости закупки от 8000 базовых величин и более проводится конкурс. Различают открытый и закрытый. Открытый конкурс – это способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик информирует о проводимом конкурсе путем открытой публикации извещения о проведении конкурса. Закрытый конкурс проводится в случае, если информация о закупаемых товарах (работах, услугах) может повлечь распространение сведений, составляющих государственные секреты. Заказчик (организатор, уполномоченная организация) применяет закрытый конкурс с согласия вышестоящего органа. Алгоритм проведения данной процедуры закупки практически не отличается от алгоритма проведения открытого конкурса. Отличием является то, что информация о конкурсе не публикуется в открытой печати. Под процедурой закупки из одного источника понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик (организатор, уполномоченная организация) предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю) на определенный период времени. Электронный аукцион -вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках. Государственные закупки товаров осуществляются с применением биржевых торгов, проводимых ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», в случае определения перечня товаров Советом Министров Республики Беларусь. Подрядные торги – форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса. Подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого или закрытого конкурса. Подрядные торги проводятся в два этапа. На первом этапе проводится квалификационный отбор потенциальных участников. На втором – осуществляется непосредственно выбор поставщика. Переговоры – форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров. В мировой практике используются следующие способы выбора поставщика: – метод рейтинговых оценок; – метод оценки затрат; – метод доминирующих характеристик; – метод категорий предпочтений. Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых оценок. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно получить объективные данные, необходимые для работы экспертов. Из других методов выбора поставщиков можно отметить метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли). По существу это разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует анализа большого объема информации по каждому поставщику. Метод доминирующих характеристик. Метод заключается в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этим параметром может быть наиболее низкая цена, наилучшие качество, график поставок, внушающий наибольшее доверие, и т. п. Преимущество этого метода в простоте, а недостаток в игнорировании остальных факторов – критериев отбора. Метод категорий предпочтения. В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.
Тема 2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА
Сущность, задачи и функции производственной логистики. Сущностью логистики производственных процессов является упорядочивание движения материальных потоков на стадии производства продукции. Главным объектом внимания при этом остается оптимизация движения материального потока на стадии производства. Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги как хранение, фасовка, развеска, укладка и другие. Главная задача производственной логистики – обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда, а также непрерывная занятость рабочих мест. Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем (ВЛС). К ним можно отнести промышленные предприятия, оптовые предприятия, имеющие складские сооружения, узловую грузовую станцию, узловой морской порт и другие. Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения: – отказ от избыточных запасов; – отказ от завышенного времени на выполнение вспомогательных и транспортно-складских операций; – отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказов покупателей; – устранение простоев оборудования; – обязательное устранение брака; – устранение нерациональных внутризаводских перевозок; – превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров. Логистическая организация позволяет снизить себестоимость в условиях конкуренции путем ориентации предприятия на рынок покупателя.
Варианты управления материальными потоками на предприятии. Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных: толкающий и тянущий, принципиально отличающиеся друг от друга. Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством (рисунок 3).
Рисунок 3 - Внутрипроизводственная толкающая логистическая система
Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия (снабженческих, производственных и сбытовых) с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее, имеют естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако, чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение. На практике реализованы различные варианты толкающих систем, известные под названием «системы МРП»: (МРП-I (Material Re-guirement Planning, MRP); МРП-II (Manufacturing Resources Planning, MRP). Возможность их создания обусловлена началом массового использования вычислительной техники. Системы МРП характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции: – обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов; – в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия - снабженческих, производственных, сбытовых. Второй вариант организации логистических процессов на производстве основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название «тянущая система» и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости (рисунок 4).
Рисунок 4 - Внутрипроизводственная тянущая логистическая система
Система функционирует таким образом, что материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления. На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему «Канбан» (в переводе с японского – карточка), разработанную и впервые в мире реализованную фирмой «Тойота» (Япония). Система Канбан не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено. Система Канбан позволяет существенно снизить производственные запасы. Например, запасы деталей в расчете на один выпускаемый автомобиль у фирмы «Тойота» составляет 77 долларов. США, в то время как на автомобильных фирмах США этот показатель равен примерно 500 долларов. США. Система Канбан позволяет также ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции.
Эффективность производственной логистики Известно, что 95–98% времени, в течение которого материал находится на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим обуславливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой продукции. Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм «Бош-Сименс», «Митсубиси», «Дженерал моторс» один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта. Перечислим слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии. 1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство. 2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками. 3. Оптимизируются запасы – одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему Канбан), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запаса на 50%. 4. Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ. 5. Улучшается качество выпускаемой продукции. 6. Снижаются потери материалов. Любая логистическая операция – это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций – это сокращение потерь. 7. Улучшается использование производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади. В частности, при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений. 8. Снижается травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда. Перспективы развития производственно-логистической системы В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. В то же время, стремясь сохранить преимущества массового производства, но подчиняясь тенденции индивидуализации, предприниматели все более убеждаются в необходимости организации производства по типу гибких производственно-логистических систем. В сфере обращения, услуг, управления – гибких переналаживаемых логистических систем. Организация производства по типу гибких производственных систем практически невозможна без применения логистических подходов в управлении материальными и информационными потоками. Гибкие производственно-логистические системы обладают свойством автоматизированной переналадки в процессе производства продукции произвольной номенклатуры или оказания услуг производственного характера. Они почти полностью исключают ручной труд при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах, осуществляют переход к малолюдной технологии. Тенденция создания гибких производственных (переналаживаемых) систем прогрессирует очень быстро, поэтому широкое распространение концепции логистики в сфере основного производства является перспективным и однозначным. Гибкость представляет собой способность производственно- логистической системы оперативно адаптироваться к изменению условий функционирования с минимальными затратами и без потерь. Гибкость является одним из эффективных средств обеспечения устойчивости производственного процесса. Гибкость оборудования отражает длительность и стоимость перехода на изготовление очередного наименования изделий (полуфабрикатов) в пределах закрепленного за гибкой производственно -логистической системой ассортимента. Показателем принято считать количество наименований деталей, изготавливаемых в промежутках между наладками. Технологическая гибкость – структурная и организационная гибкость, которая отражает способность производственно-логистической системы использовать различные варианты технологического процесса для сглаживания возможных отклонений от предварительно разработанного графика производства. Гибкость объемов производства проявляется в способности производственно-логистической системы рационально изготавливать детали (полуфабрикаты) в условиях динамичности размеров партий запуска. Основным показателем гибкости объемов производства является минимальный размер партии (материальных потоков), при котором функционирование данной системы остается экономически эффективным. Каждая производственно-логистическая система разрабатывается для удовлетворения потребностей и стратегии конкретного предприятия. Она является специализированной не только по своему технологическому назначению, но и по всему спектру производственно-хозяйственных задач. Важнейшей интегрирующей системой логистики в сфере основного производства является автоматизированная транспортно-складская система. В сущности, благодаря ей обеспечивается функционирование гибких производственно-логистических систем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|