Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат и цен и тарифов.




 

Тема 15: Государственный бюджет

План лекции:

1. Сущность и значение государственного бюджета

2. Принципы построения бюджетной системы

3. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета

4. Дефицит бюджета и способы его покрытия

5. Организация бюджетной системы РК

  1. Сущность значение государственного бюджета

Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направленный на выполнение общегосударственных задач и функций.

Через государственный бюджет образуются и используются общественный централизованный фонд денежных средств. Именно через государственный бюджет государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами отраслей хозяйствующих субъектов, между регионам и т.д.

Государственный бюджет - финансовые отношения, складываю­щиеся у государства предприятиями, организациями, учреждениями и населением.

Государственный бюджет - совокупность финансовых отноше­нии, связанных с формированием и использованием централизованно­го фонда денежных средств государства, предназначенного для удов­летворения общественных потребностей.

Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом – распределительную и контрольную.

Контрольная функция выполняет важную роль в своевременном и полном поступлении финансовых ресурсов в виде налогов и сборов, а также других платежей в распоряжение государства, как распределяются денежные средства, и как они экономно и эффективно расходуются.

Эти функции государственного бюджета действуют в единстве, отражая неразрывно связанные стороны бюджетных отношений.

Распределительная функция определяется путем перераспределения финансовых ресурсов между отраслями хозяйствующих субъектов, регионами страны, производственными и непроизводственными сферами экономики.

Наиболее важной функцией государственного бюджета является контрольная. Контроль осуществляется за полнотой и своевременностью поступления доходов и за целевым использованием расходов бюджета.

Контрольная функция бюджета усиливается с постепенным внедрением рыночных отношений, изменением взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государственным бюджетом, куда на место встречных потоков денежных средств из отраслей субъектов хозяйствования в бюджет и обратно приходят сальдированные результаты. Степень воздействия бюджета на экономику страны определяется не столько количественными пропорциями проходящих через бюджет денежных средств, сколько их влиянием на процесс воспроизводства, на рост финансовых ресурсов страны. В связи с этим распределительная функция бюджета шире используется для регулирования стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и региональных пропорций, усиления интеграционных процессов, экспорт-импорт товаров,

В дальнейшем роль контрольной функции бюджета будет усиливаться и меняться, получая значительные возможности для реализации использования информации финансовых расчетов путем полного использования компьютеров и другой техники и технологии, для создания возможности предварительного контроля, чтобы принять своевременные меры по предупреждению возникающих тех или иных неблагоприятных и негативных факторов.

Контроль бюджета в процессе его составления, рассмотрения, утверждения и исполнения призван способствовать выявлению резервов при составлении хозяйствующими субъектами бизнесменов, своевременному и полному выполнению этих планов, наиболее эффективному и экономному использованию материальных и денежных средств. Такие платежи в бюджет, как налог на добавленную стоимость, отчисления от чистого дохода (прибыли), акцизы и другие, как правило, вносятся непосредственно хозяйствующими субъектами с учетом выполнения ими бизнес-планов. Благодаря расширению прав местных органов власти и финансовых органов, функция контроля также приближена непосредственно на низовые органы, в связи с чем повышается роль местных органов власти в ее осуществлении.

Бюджетные отношения имеет распределительный характер, осуществляются в денежной форме, сопровождаются формированием и использование целевых денежных фондов.

Характеризуется государственный бюджет следующим:

Ø является особой экономической формой распределительных от­ношений, связанной с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и её использованием на удовлетворение общественных потребностей;

Ø предназначен для распределения стоимости между отраслями народного хозяйства территориями, секторами экономики, сфе­рами общественной деятельности в отличии от финансов матери­ального производства, опосредствующих процесс создания и про­изводительного потребления стоимости, и финансов непроизвод­ственной сферы обслуживающих потребление стоимости;

Ø выражают такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продук­та в его товарной формой и осуществляется в известном отрыве от нее.

 

  1. Принципы построения бюджетной системы

Государственный бюджет основывается на следующих принципах:

1. Полнота бюджета

2. Единство бюджета

3. Реальность (правдивость) бюджета

4. Гласность бюджета.

Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех доходов и расходов, обеспечение полного поступления в доходную часть бюджета в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе, где отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Правдивость бюджета т.е. его реальность, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правильны.

Гласность бюджета означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления обществен­ности с составом и структурой бюджета, размерами дефицита и спо­собами его покрытия.

 

  1. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование бюджета, связано с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета.

Доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура доходов государственного бюджета РК опреде­ляются действующей системой налоговых платежей и поступлений неналоговых средств относительно нестабильного характера.

Структура доходов государственного бюджета состоит из 3 частей:

Ø Доходы;

Ø Полученные официально трансферты (гранты);

Ø Погашение кредитов, выданных из бюджета.

В свою очередь доходы подразделяются на:

Ø налоговые поступления;

Ø неналоговые поступления;

Ø доходы от операций с капиталом.

Расходы государственного бюджета отражаются по основным функциональным группам: государственные услуги общего характе­ра; оборона; общественный порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жи­лищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики; прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.

Структура расходов государственного бюджета состоит из 4 часте й:

Ø расходы;

Ø кредитование;

Ø дефицит (профицит) бюджета;

Ø финансирование.

Подобный перечень и группировка доходов и расходов опреде­ляются бюджетной классификации и состоит из следующих разделов:

1) доходы:

§ налоговые поступления;

§ неналоговые поступления;

§ поступления от продажи основного капитала;

§ поступления официальных трансфертов;

2) затраты;

3) операционное сальдо;

4) чистое бюджетное кредитование:

§ бюджетные кредиты;

§ погашение бюджетных кредитов;

5) сальдо по операциям с финансовыми активами:

§ приобретение финансовых активов;

§ поступления от продажи финансовых активов государства;

 

6) дефицит (профицит) бюджета;

7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

§ поступление займов;

§ погашение займов;

Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной дея­тельности.

В Казахстане применяется единая бюджетная классификация, соответствующая международным стандартам. Она предусматривает группировку поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

 

  1. Дефицит бюджета и способы его покрытия

Дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование; положи­тельная разница между этими величинами означает профицит бюдже­та.

Дефицит - превышение расходов над доходами.

Допусти­мым уровнем дефицита считается 2-3% от величины внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмис­сии бумажных денег.

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

Ø общим спадом производства в экономике страны;

Ø ростом издержек общественного производства;

Ø чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемых то­варными массами;

Ø преобладанием в расходах бюджета значительных социальных расходов, несоответствующих уровню развития экономики;

Ø большими объемами финансирования военных расходов на со­держание военно-промышленного комплекса;

Ø крупномасштабным оборотом «теневой» экономики;

Ø непроизводительными расходами и потерями в национальном хозяйстве.

 

Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

Ø государственные займы;

Ø увеличение налогообложения;

Ø эмиссия денег.

  1. Организация бюджетной системы РК

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан бюджетная система трактуется с включением Национального фонда.

Состав бюджетной системы определяется национально - государственным устройством страны.

В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:

Ø Республиканский бюджет;

Ø Местные бюджеты: областные, городов (разных уровней), районов.

 

Схема Бюджетная система Республики Казахстан

С 2005 года вступил в действие Бюджетный кодекс – единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования, подходы по формировании доходной и расходной частей бюджетов всех уровней.

Бюджетная система основывается на принципах единства. Полноты, реальности и гласности. В Бюджетном кодексе РК к этим общепринятым принципам добавлены принципы:

Ø Транспарентности;

Ø Опоследовательности;

Ø Эффективности;

Ø Результативности;

Ø Приоритетности;

Ø Ответственности;

Ø Самостоятельности.

Контроль за исполнением Республиканского бюджета осущест­вляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республи­канского бюджета, а контроль местных бюджетов осуществляется - ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Мини­стерством финансов РК и его территориальными органами и обяза­тельным информированием соответствующих местных исполнитель­ных и представительных органов.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных