Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

«Практикум» предназначен для учащихся 10—11-х классов средних образовательных школ с экономическим уклоном. Он составлен с учетом того, что в данных школах преподавание ведется на основе учебника «Основы экономической теории» (под ред. С. И. Иванова). Структура и содержание «Практикума» жестко привязаны к структуре и содержанию учебника: названия глав «Практикума» в точности повторяют названия соответствующих глав учебника, а тесты, упражнения, задачи и другие материалы, содержащиеся в данной главе «Практикума», отражают понятия и законы, которые рассматриваются в соответствующей главе учебника.

Какое значение имеет «Практикум» для овладения знаниями в области экономической теории? Во-первых, если вы прочитали и хорошо усвоили содержание любой главы, восприняли изложенные в ней идеи и убедились в справедливости выдвинутых в пользу того или иного положения аргументов, то этого еще недостаточно, чтобы считать материал данной главы вполне освоенным. Новым и очень важным шагом в овладении экономической теорией является ее применение. Если человек хорошо знает теорию, но не может применить ее в жизни, не способен решать те или иные конкретные задачи, оказывается неспособен анализировать конкретную экономическую ситуацию, — такой человек не в праве считать, что он овладел экономической теорией. Поэтому задача «Практикума» не сводится к проверке правильности понимания пройденного материала, к закреплению полученных знаний, к тренировке памяти, связанной с запоминанием терминов и определений, хотя и эта задача очень важна. Если вы забыли содержание прочитанного и не разобрались до конца в пройденном материале, то вы не сможете успешно продвигаться дальше. Работа над решением задач, анализом проблемных ситуаций и т.д. необходима для того, чтобы расширить ваш экономический кругозор, сделать ваше экономическое мышление более конкретным.

Имеющиеся в «Практикуме» задачи и упражнения, тесты и проблемы предназначены для того, чтобы научиться применять теорию для решения практических вопросов. Реальная жизнь будет ставить перед каждым из вас гораздо более сложные задачи и проблемы, возникающие в самых разных и, как правило, неожиданных ситуациях. Поэтому роль «Практикума» заключается не в том, чтобы изучающий экономику получил готовые рецепты на все случаи жизни. Эта роль довольно скромна и сводится к тому, чтобы:

— подготовить вас к решению более сложных задач и к анализу более сложных экономических ситуаций, которые вам будут предложены в высшем учебном заведении экономического профиля;

— сделать первые шаги в овладении методами экономических расчетов и экономического оценивания;

— знать, как надо решать те или иные экономические задачи в типичных, стандартных ситуациях;

— и (последнее по счету, но не по важности) привлечь ваше внимание к дальнейшему, более глубокому изучению экономической теории.

В заключение несколько конкретных советов, как следует работать с «Практикумом»:

— прежде чем приступать к ответам на вопросы, поставленные в «Практикуме», к решению содержащихся в нем задач и т.д., необходимо не только внимательно прочитать соответствующую главу учебника, но и разобраться в рассмотренных в ней понятиях и принципах, проверить правильность понимания материала, ответить на поставленные в конце главы контрольные вопросы; нелишне сверить ответы на эти вопросы с определениями, формулами и другими материалами, содержащимися в данной главе учебника;

— работая над материалом любой главы учебника и «Практикума», нельзя забегать вперед; каждая глава «Практикума» построена таким образом, что каждое последующее задание предполагает успешное выполнение предыдущего задания; иными словами, любая глава имеет определенную внутреннюю логику своего построения; кроме того, трудность каждого последующего задания возрастает;

— если при выполнении какого-либо задания возникают трудности, непонимание того, как, например, надо решать данную задачу, целесообразно еще раз вернуться к соответствующему разделу учебника или даже освежить в памяти материал ранее пройденных глав; вместе с тем злоупотреблять заглядыванием в учебник не следует;

— вы должны понимать, что получить правильный ответ при решении любой задачи очень важно, но еще важнее найти правильный метод решения данной задачи, уметь доказать правильность метода ее решения.

 

Глава
 
 

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

НАУКИ

 

 

Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам. Джоан Робинсон

 

Изучив первую главу учебника и «Практикума», вы должны понимать, что такое экономика как теоретическая дисциплина и чем она отличается от экономики как практической деятельности людей, связанной с производством, потреблением, обменом и распределением материальных и духовных благ. Экономическая теория исходит из того, что люди живут в условиях ограниченности ресурсов и доходов и это заставляет их постоянно совершать выбор и оценивать его. Вы должны освоить экономический образ мышления — образ мышления человека, ведущего себя рационально и умеющего регулярно применять своеобразный аппарат теоретической экономики для анализа конкретных явлений, происходящих в обществе. Для этого вам необходимо овладеть такими понятиями, как альтернативная стоимость и цена выбора, кривая производственных возможностей, экономическая модель и др. Вы должны научиться применять методы, используемые для экономического анализа, различать позитивную и нормативную стороны этого анализа, видеть различия между проблемами, изучаемыми микроэкономикой, и проблемами макроэкономики.

 
 

______________________________________________________________________


1.1 Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора

 

 

Ключевые понятия и термины

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Ограниченность ресурсов.

2. Экономические блага.

3. Свободные блага.

4. Факторы производства.

5. Природные ресурсы.

6. Капитал.

7. Труд.

 

Определения

 

A. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Б. Один из факторов производства, включающий в себя такие ресурсы, необходимые для производства экономических благ, как земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых и т. п.

B. Поведение человека, которое предполагает максимизацию результата при данных затратах или минимизацию затрат для достижения заданного результата.

Г. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т. п.

Д. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

Е. График, показывающий те сочетания экономических благ, которые могут быть произведены при наличных факторах производства и неизменном уровне научно-технического прогресса.

Ж. Ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов. К ним относятся: труд, земля и капитал.

3. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

И. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

К. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.

 

Тесты

 

I. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие — ошибочны.

1. Проблема ограниченности будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

2. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

3. Проблема выбора существует только для производителей.

______________________________________________________________________________Глава

 

4. Шерсть, используемая для вязки платков, является капиталом.

5. Мандарины, выращенные на плантации, можно рассматривать как фактор производства.

6. Деньги — это важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ.

7. Дивиденды являются доходом, получаемым собственником труда от тех, кто его использует.

8. Процент является доходом на капитал.

 

II. Найдите, какое из перечисленных утверждений является правильным.

1. Проблема ограниченности возникает потому, что:

а) при торговле стран друг с другом устанавливаются таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза дешевых товаров;

б) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает;

в) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересовать производителей расширять производство;

г) продавцы придерживают товар, чтобы вызвать повышение цен.

2. Найдите вариант, в котором перечислены все три фактора производства:

а) конвейер, готовая продукция на складе, морская вода;

б) каменный уголь, сталевар, деньги;

в) врач, рентгеновский аппарат, лекарства;

г) бухгалтер, компьютер, земля.

3. Что из нижеперечисленного можно отнести к капитальным ресурсам:

а) деньги в кассе предприятия;

б) государственные облигации;

в) трубопровод;

г) залежи нефти?

 

III. Укажите, какие из перечисленных положений являются правильными. К факторам производства относятся: а) деньги всейфе кассира банка;

б) конвейерная линия;

в) рабочая сила;

г) время, затраченное на производство товара;

д) месторождение урановых руд.

 

Вопросы

 

1. Когда мы говорим о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные изменения потребностей, качественные изменения или и те и другие?

2. За учебу в школе или посещение участкового врача не надо платить. Значит ли это, что услуги учителей и врачей — свободное благо?

3. Если бы каждый человек получил такую сумму денег, какую хотел, означало бы это, что проблема ограниченности перестала существовать?

 

______________________________________________________________________________Глава

 

1.2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ И КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 

 

Ключевые понятия и термины

 

1. Рациональное поведение.

2. Цена выбора (альтернативная стоимость).

3. Кривая производственных возможностей.

Определения к этим ключевым понятиям найдите среди тех, что предложены в параграфе 1.1.

 

Тесты

 

I. Какие из следующих утверждений верны, а какие — нет?

1. Предприниматель, организующий производство оружия, с точки зрения экономиста поступает нерационально, поскольку с помощью оружия может быть уничтожена жизнь на земле.

2. Если плата за обучение 3 тыс. р. в год, а, отказавшись от учебы в институте, можно было бы заработать 5 тыс. р. в год, то альтернативная стоимость учебы составляет 8 тыс. р. в год.

3. Любая точка, лежащая вне кривой производственных

возможностей, означает, что ресурсы страна использует не полностью.

4. Выпуклый характер кривой производственных возможностей объясняется тем, что в краткосрочном периоде альтернативная стоимость прироста единицы продукта возрастает.

5. Если ресурсы, с помощью которых производят два вида товара, взаимозаменяемы, то кривая производственных возможностей имеет выпуклый характер.

 

II. Укажите, какое из приведенных положений является правильным.

 

1. Альтернативная стоимость хранения денег в сейфе банкира:

а) равна нулю, так как деньги не являются факторами производства;

б) растет, если растет процент по вкладам в банках;

в) падает, если растет процент по банковским вкладам;

г) падает, если растет процент по ссудам.

2. Максимальный объем производства в стране в каждый момент времени определяется:

а) объемом спроса на товары и услуги;

б) количеством выпущенных в обращение денег;

в) количеством и качеством труда, капитала и природных ресурсов при условии их полного использования;

г) государственным планом.

3. Если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-то продукта:

а) можно только на частных предприятиях, а не на государственных;


б) только в условиях роста цен;

в) невозможно ни при каких условиях;

г) можно, если сократить производство каких-либо других продуктов.

4. Сестра подарила вам 10 р. Вы большой сластена и с удовольствием съели бы плитку шоколада «Фазер». Друзья зовут вас в кинотеатр посмотреть новый американский боевик и поиграть на игровых автоматах. Но вечером вам обещали принести интересный видеофильм. Поскольку день выдался очень жарким, вы истратили деньги на покупку бутылки пепси-колы. Что явилось ценой вашего выбора: а) шоколад «Фазер»;

б) бутылка пепси-колы;

в) видеофильм;

г) новый американский боевик?

5. Повысилась квалификация производителей косметики. Какой вариант графика кривой производственных возможностей отражает это обстоятельство? V

III. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются правильными, а какие — ошибочными. 1. Проанализируйте кривые производственных возможностей двух стран: V

 

а) в стране А либо применяется большее количество ресурсов, либо выше их технологический уровень;

б Ь), можноесли объемы предположить производства, что встрана обеих. странахб1 в скором характеризуются времени догонит точкой страну А по совокупному объему производства;

в) экономика обеих стран легко может достигнуть точки с;

г) перемещение из точки Ъ в точку d в стране А связано с большим уменьшением производства средств производства, чем в стране Б', д) объемы производства в точке а в обеих странах легко достижимы.

2. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:

а) ограниченность;

б) для кого производятся товары;

в) альтернативную стоимость производства товаров;

г) альтернативный выбор вариантов объема производства;

д) что производить.

3. Альтернативной стоимостью путешествия за границу может быть:

а) дачный домик, строительство которого пришлось отложить на будущее;

б) оплата курсов по подготовке менеджеров, от посещения которых пришлось отказаться;

в) доход, который можно было получить за выполнение срочного заказа от смежной фирмы; г) стоимость путевки;

д) деньги, выплаченные няне, оставшейся с ребенком на время путешествия.

4. Рациональное поведение экономического субъекта предполагает:

а) целесообразность его поведения;

б) сравнимость результатов и затрат;

в) учет мнения окружающих людей;

г) определение цены сделанного им выбора;

д) анализ вариантов достижения поставленной цели.

 

Вопросы и упражнения

 

1. Используя решетку принятия решения и вышеприведенную схему, попробуйте осуществить выбор вуза, в который вы будете пытаться поступить после окончания школы. Вариант оценивайте по пятибалльной шкале. Выберите вариант, который по всем критериям (их вы должны разработать сами) наберет наибольшую сумму баллов. Определите альтернативную стоимость своего выбора. Если равную сумму баллов наберут два или более вариантов, введите дополнительные критерии.

 
Критерии
 
Вариан
-
 
ты
(
виды
 
вузов
)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сумма
 
баллов
 
 
 
 
 
 
 
.
 
 
 
 
 
.
 
 
 
 
 
.
 
 
 
 
 
 

2. Фермер на своем участке может выращивать для продажи или морковь, или свеклу. Он использует труд 10 сезонных рабочих. Каждый из рабочих может вырастить либо 100 кг свеклы, либо 80 кг моркови. Постройте график производственных возможностей фермерского хозяйства и объясните, почему он имеет такую форму.

3. В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить таблицей:

 

Варианты
 
Тостеры
 
 
(
тыс
.
шт
 
)
Компьютеры
 
 
(
тыс
.
шт
 
)
А
 
 
 
 
 
В
 
 
 
 
 
С
 
 
 
 
 
 
D
 
 
 
Е
 
 
 
 
 
 
1)
 
Постройте
 
 
 
кривую
 
 
 
производственных
 
 
 
возможностей
 
страны
,
 
откладывая
 
 
по
 
 
вертикальной
 
 
оси
 
 
тостеры
,
 
а
 

по горизонтальной — компьютеры. Какую форму имеет кривая производственных возможностей? Почему?

2) Отметьте, какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:

а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;

б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;

в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;

г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.

3) Как изменится положение кривой производственных возможностей, если:

а) повысится уровень квалификации рабочих в обеих отраслях;

б) увеличится за счет привлечения иностранных рабочих численность занятых в производстве компьютеров;

в) в производстве тостеров станут применять модернизированное оборудование;

г) к власти в стране придет диктаторский режим, который запретит использовать новые технологии при производстве компьютеров и тостеров.

4) Чему равна альтернативная стоимость увеличения производства компьютеров: с 20 тыс. до 30 тыс. штук; с 10 тыс. до 40 тыс. штук; с 30 тыс. до 40 тыс. штук?

 

4. Изобразите кривую производственных возможностей предприятия, на котором производятся товар А и товар Б, при условии, что альтернативная стоимость увеличения производства товара А равна 0. Возможна ли такая ситуация на практике?

5. Если альтернативной стоимостью поездки на работу в метро является поездка на автомобиле, то снизится она или увеличится, если на дорогах появятся «пробки»?

6. После окончания школы вы решили жить отдельно от родителей и должны сделать выбор: поступить ли вам на учебу на платный юридический факультет гуманитарного университета или поработать несколько лет секретарем в районном суде.

Подсчитайте альтернативную стоимость вашего решения учиться на юридическом факультете, если:

— плата за учебу составляет 4 тыс. р. в год; — расходы на питание — 3,5 тыс. р.;

— транспортные расходы — 0,5 тыс. р.;

— оплата снимаемой комнаты — 2,5 тыс. р.; — расходы на одежду — 5 тыс. р.;

— заработная плата секретаря — 1,8 тыс. р. в год; — расходы на учебники — 0,4 тыс. р.

7. Бывшая домохозяйка устроилась на высокооплачиваемую работу нотариуса. Она умеет прекрасно готовить и шить, но пригласила домашнюю работницу и стала пользоваться услугами ателье. Насколько обоснованны ее действия?

1.3. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

1.4. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

 

 

Ключевые понятия и термины

 

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Фундаментальные вопросы экономики.

2. Микроэкономика. 3. Макроэкономика.

4. Позитивная экономика.

5. Нормативная экономика.

6. Экономическая модель.

7. Номинальные величины.

8. Реальные величины.

9. Индексы.

 

Определения

 

A. Та часть экономической теории, которая изучает факты и зависимости между ними.

Б. Вопросы, которые необходимо решать как отдельному производителю, так и любой экономической системе в условиях ограниченности ресурсов: что производить? как производить? для кого производить?

B. Раздел экономической теории, имеющий дело с исследованием экономики как единого целого. В нем анализируются проблемы экономического роста, безработицы, инфляции, бедности и т. п.

Г. Упрошенное описание экономики, выражающее функциональную зависимость между двумя или более переменными, а также экономический результат этой зависимости.

Д. Экономические показатели, выраженные в неизменных ценах.

Е. Относительные величины, показывающие, на сколько или во сколько раз изменились экономические показатели рассматриваемого периода (момента времени) по сравнению с базисным периодом (моментом времени).

Ж. Та часть экономической теории, которая излагает оценочные суждения о том, хороши или плохи экономические решения и экономическая политика.

3. Раздел экономики, изучающий поведение индивидуумов, отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

И. Экономические показатели, выраженные в текущих ценах.

 

Тесты

 

I. Какие из следующих утверждений верны, а какие — нет?

 

1. Объектом изучения макроэкономики является регулирование денежного обращения.

2. Сказать о том, что уровень безработицы вэтом месяце составляет 7,8%, — значит высказать нормативное суждение о макроэкономическом понятии.

3. Последствия монополизации экономики являются объектом изучения микроэкономики.

4. Фундаментальной экономической проблемой является определение объема продукции, которую необходимо производить.

5. Экономическая наука занимается изучением методов, способов использования ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

6. Нормативные утверждения, как правило, спорны.

7. Используя экономические модели, можно прогнозировать будущее развитие экономических процессов.

8. Если цены не изменяются, номинальные величины равны реальным.

9. Если индекс роста заработной платы в 1995 г. по сравнению с 1994 г. составил 93,8%, это означает, что заработная плата в 1995 г. по сравнению с 1994 г. выросла на 93,8%.

 

II. Укажите, какое из приведенных положений является правильным.

 

1. Экономическая теория изучает: 1) законы экономического развития; 2) бухгалтерский учет; 3) экономическую политику государства; 4) поведение потребителя;

а) верны все утверждения;

б) верны 1) и 3);

в) верно только 1);

г) верны 1), 3) и 4).

2. В какой из вариантов включены фундаментальные вопросы экономики?

а) Кто производит, как производит, что потребляется.

б) Что производится, как производится, кем потребляется.

в) Как производится, кем производится, как потребляется.

г) Кто производит, что потребляется, кем потребляется.

 

III. Укажите, какие из приведенных положений являются правильными.

 

1. В следующих случаях речь идет о проблемах микроэкономики:

а) фирме удалось использовать для производства вместо натурального сырья искусственное, и затраты на производство снизились;

б) выпавший снег и наступившие холода привели к гибели кофейных деревьев и росту цен на кофе на мировых рынках;

в) снижение учетной ставки Центрального банка сделало кредит более доступным, и в экономике наметилось оживление;

г) директор школы никак не мог принять решение: истратить ли выделенные школе деньги на ремонт столовой или на покупку нового оборудования для кабинета химии;

д) рост иен на энергоресурсы вызвал новую волну инфляционного роста цен;

е) расходы на рекламу увеличили число приверженцев потребления маргарина вместо животного масла;

ж) экономический кризис привел к падению спроса на мебель и росту безработицы среди работников мебельных фабрик.

2. Приведенные утверждения являются отражением позитивной экономики:

а) рост спроса на цветы в канун 8 Марта приводит к повышению цен на них;

б) отсутствие контроля государства за деятельностью химических комбинатов может привести к загрязнению притока Волги, протекающего по территории области, где работают комбинаты;

в) для того чтобы страна не попала в экономическую зависимость от других, более развитых стран, следует наладить на ее территории производство всей необходимой продукции;

г) снижение поступления налогов в бюджет государства приводит к возникновению бюджетного дефицита;

д) для уменьшения дефицита государственного бюджета необходимо увеличить ставку налога на прибыль предприятий;

е) если бы цена на женскую обувь повысилась на 80%,объем продаж снизился бы вдвое;

ж) переход к рыночной экономике следует начинать сприватизации государственных предприятий.

3. Экономическая модель является:

а) иллюстрацией экономических принципов;

б) объяснением того, как функционирует экономика;

в) инструментом для экономических прогнозов;

г) идеальным типом экономики, который необходимо достичь;

д) абсолютно верным отражением конкретной экономической ситуации.

4. К относительным показателям относятся:

а) объем произведенного в стране национального дохода;

б) фонд заработной платы;

в) уровень безработицы;

г) стоимость потребительской корзины;

д) доля затрат на оплату труда в общих затратах на производство;

е) численность квалифицированных рабочих, занятых в машиностроении.

 

Упражнение

 

В 1992 г. в России вследствие дорожно-транспортных происшествий погибло 36,5 тыс. человек, в 1993 — 37,1 тыс. человек, в 1994 г. — 35,6 тыс. человек, в 1995 г. — 32,8 тыс. человек.

Рассчитайте индексы, характеризующие тенденции в изменении численности погибших по годам и за весь период, и прокомментируйте полученные данные.

 

Проблема

 

Рационально поступающий человек, делая выбор, часто использует метод маржинального анализа. Маржинальный анализ предполагает изучение влияния на результат небольших изменений переменных. Введем понятие маржинальной выгоды и маржинальных затрат. Маржинальная, или дополнительная, выгода — это выгода, получаемая от производства еще одной, дополнительной, единицы продукции. Маржинальные, или дополнительные, затраты — это затраты, связанные с производством еще одной, дополнительной, единицы продукции. Рациональный человек будет увеличивать производство до тех пор, пока растущие маржинальные затраты не сравняются с падающей маржинальной выгодой.

Рассмотрим ситуацию. В городе из-за постоянных сбросов предприятий в реку последняя оказалась в тяжелом состоянии. Грязная вода привела к гибели водившейся в реке рыбы, купающиеся в реке люди получают осложнения в виде серьезных кожных заболеваний, гибнет растительность по берегам реки в некоторых районах города и области.

При законодательном собрании города образована инициативная группа, готовая решать проблему борьбы с загрязнением реки. Группа представила технико-экономическое обоснование проекта очистки воды и требует выделить ей на очистку 940 тыс. р. (Как вы думаете, почему именно эту сумму?)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных