Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Восток встречает Запад, между и вне




(Перев. А. Поданев)

Преобладающее предубеждение в западных кругах о «буддизме» находит своё выражение в обобщении, что буддизм – будто бы «восточная религия».

Сторонники такой точки зрения обычно подразумевают, что «западный житель» вряд ли способен успешно «практиковать» такую «религию».

С целью пробуждения от иллюзии(й) жизни совсем не важно, каким именно путем это пробуждение возникает: все, что имеет значение, – это то, что такое действительно случается.

И, кажется, лишним будет добавить, что даже менее важно, как это случается или как называется этот путь.

Однако несколько мыслей о «восточных» и «западных» парадигмах могут быть полезны при разборке территориального мышления (мышления, характерного для определённых мест проживания – прим. перев.) и могут предоставить некоторые важные структурные ключи.

Как это ни странно, Гаутамо Сиддхартхо, «Будда», был членом «благородной» фамилии. И в те времена внутри появляющейся системы каст он по обычаю, скорее всего, стал бы «Брахманом», священником, если бы не пошел по истинно «революционному» пути.

Соответственно, он назвал себя «арийцем» ('Ariyan') (Пали: ariyaa), а своё учение – 'dhammaa ariyaa' (лит. «Арийская суть» ('Ariyan Thing')), и его базисными суждениями стали «Четыре арийские истины», обычно переводимые как «Четыре благородные истины».

До Гитлера и «Ку-клукс-клана» слово 'Ar-yan' обычно описывало племена, которые теоретически в древние времена спустились с Кавказа и распространились по Северной Индии, оттесняя аборигенов Дравидианса к югу. Истинна ли эта теория или нет, Гаутамо Сиддхартхо был, несомненно, кавказцем, так как дравидианцы также были кавказцами.

«Новый универсальный несокращенный словарь Вебстера» предлагает следующее толкование: «Ариец, Arian (Sans. ar-ya, лорд, владелец (мастер), aarya, племенное название (имя), родственное OPER. ariya, племенное название (имя))...» и затем добавляет прекрасную печать: «Нет никакой правомочности использовать слово «ариец» как расовый термин, хотя он использовался в качестве такового печально известными нацистами, чтобы означать «кавказца нееврейского происхождения» и т.д. Использование этого слова в связи с расовой идеей расценено большинством этнологов как ложное, потому что народы, которые говорили на одном и том же или схожем языках, должны были иметь общее расовое происхождение. Неправильное употребление слова «ариец» привело к тому, что в научных обсуждениях его заменили на «индо-eвропеец»...»

Во времена Гаутамо употребление языка Санскрит было ограничено и использовалось исключительно в семьях Брахманов, а использование Гаутамо местного диалекта «Пали» было выражением его взгляда, по которому «пробуждающийся» является абсолютно независимым от любых расовых или культурных аспектов.

Но опять же, независимо от того, как искривлены слова и названия (имена), чтобы соответствовать им, удовлетворяя политической цензуре любой власти, Гаутамо Сиддхарто был, вне всякого сомнения, кавказцем, который утверждал, что учёт расы, рода, возраста и языка абсолютно неуместны в успешном следовании индивидуальному освобождению.

Если пристально поглядеть на Восток, китайская история философии предлагает такие крайности, как учения Конфуция и Лао Цзы – крайности полного рационализма и полной интуиции. Короче говоря, полная «Восточная/Западная» псевдо-парадигма развалится везде, где постараются и посмеют посмотреть на нее более пристально.

Сам Гаутамо установил, что оба пути – как чистый рационализм, так и чистая интуиция, – могут вести к пробуждению с таким ограничением, что только чистый рационализм может быть пройден каждым, а путь «чистой интуиции» зависит от индивидуальных качеств, при отсутствии которых успех не может быть гарантирован.

В преддверии полного освобождения Существа или около того оба пути, однако, сливаются, и на практике комбинация обоих путей (другого аспекта Гаутамо) – «Срединный Путь» – кажется наиболее многообещающим подходом.

Слово «религия» происходит от латинского re-ligere, лит. «отклоняющийся / наклоняющийся назад». По сути это означает «обнаружение собственного происхождения» или «возвращение к цельности». В этой книге слово «религия» используется экономно, потому что иной подход позволил бы причислить её к Бого-центристским течениям, которые все, как один, основаны на напряженных и обычно подавляющих социальных конструкциях, называемых «церквями».

Аналогично, в этой «Пурпурной записной книжке» редко используется слово «медитация» (кроме как здесь, конечно). А рассуждение под этим следующее: слово «медитация» повсеместно использовалось для того, чтобы обозначить всё, что отличается от распорядка дня и, таким образом, стало бессмысленной тавтологией, – словом, которое может означать что-нибудь или вообще ничего. Это подход «или – или», «да / нет», который не принимает постепенных результатов через какое-то время.

Так называемая «восточная мудрость», для того чтобы регулировать процесс в требуемом направлении, кажется, предпочитает ориентироваться на процессы маленьких изменений.

Хороший пример даёт Buckminster Fuller: судно может весить сотни или тысячи тонн. Чтобы изменить направление его движения, когда оно перемещается в воду, при целенаправленном подходе для преодоления инерции такого судна потребовалось бы равное или большее количество силы. При самой небольшой попытке изменить его курс сырой (физической) силой человек был бы сокрушен.

Однако, как объясняет Bucky в своей «парадигме тримтаб (trimtab)», незначительное изменение положения руля в таком (перемещающемся!) судне, в конечном счете, изменит курс всего судна, такого большого и тяжелого, какое только можно себе представить.

В этом подходе используются характеристики самого процесса, для того чтобы изменить кое-что через какое-то время. Такой подход, очевидно, требует терпения, предвидения и знания процесса непосредственно.

В то время как целенаправленный подход просто ведет к «уже установленным признакам», процессо-ориентированный подход смотрит на условия, лежащие в основе существования явления, и, изменяя эти условия, меняет результат всего процесса в будущем.

В то время как полный подход Гаутамо, безусловно, процессо-ориентированный, (см. главу Copyleft © 1998 by Maximilian J. Sandor, Ph.D.

27. «Проявление в зависимости от условий» против «причины и следствия»), это не означает, что целенаправленные подходы не могли бы использоваться ни в одном из ряда процессов, ведущих к освобождению.

Здесь всё та же «мудрая» комбинация обоих путей, «Срединный Путь», может являться наиболее эффективным средством.

Что в конечном счете имеет значение, – так это не то, что ты пошел верным путём, а то, однако, что ты вообще пошёл. Это значит, что кто-то «прошел путь» (Пали: 'Tathagato'). Что и стало причиной того, что человек, который теперь называется «Буддой», отказался называться любыми именами вообще, кроме 'Tathagato' – «прошедший этот путь».

Короче говоря, давайте не фиксироваться на названиях, описаниях или устных объяснениях! Давайте не врезаться в дорожные знаки, а будем лишь просто двигаться домой!

Copyleft © 1998 by Maximilian J. Sandor, Ph.D.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных