ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характеристика теорий, подходов, приемов по формированию понимания сущности товарооборота
Анализ категории товарооборота, состоящий из двух дефиниций - товар и оборот, позволяет в самом широком смысле идентифицировать категорию «товарооборот» как объем выполненных сделок по купле-продаже товаров и предоставления торговых услуг (в зависимости от принятой учетной политики). В каждом отдельном акте купли-продажи, а соответственно, и в общем объеме товарооборота аккумулируются два компонента: количество проданного товара и цена единицы товара. Их произведение дает сумму денежной выручки (товарооборота) [5]. В Большой Советской энциклопедии указано, что товарооборот выражает стоимость (сумму) продажи средств производства и предметов потребления, характеризует количественные и качественные стороны экономической деятельности в сфере товарного обращения. Товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: объекта обмена и продажи как формы продвижения. Дуалистический характер товарооборота проявляется в том, что, с одной стороны, он одновременно отражает объем проданной (купленной) товарной массы и, соответственно, масштаб торговой деятельности, а с другой - размер денежной выручки торговли, то есть товарооборот сочетает в себе экономические и финансовые аспекты торгового процесса[6]. Товарооборот выступает как показатель размера торгового предприятия, а также как финансовый показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия (фирмы) за проданные товары. Он является инструментом измерения объема проданных (купленных) товаров. Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, характеризующий результат его деятельности по привлечению покупательских фондов потребителей. Он характеризует объем деятельности предприятия, от которого зависят величина коммерческого дохода и прибыли[7]. И.А. Бланк определяет товарооборот торгового предприятия как сумму продажи им потребительской товаров за определенный период времени. Товарооборот характеризует обмен товаров на деньги, переход товара от продавца к покупателю, является показателем деловой активности, который используется в оценке рынка, что может рассматриваться как величина довольного спроса. Показатель довольного спроса с определенной степенью условности приравнивается к объему продаж. В это понятие входит и так называемый условно удовлетворенный спрос, то есть вынужденно приобретенные товары, которые по ряду свойств не соответствуют рыночным пожеланиям потребителей, то есть спрос удовлетворен не полной мере. Удовлетворение спроса означает продажу товара потребителю. При обмене денег на товар категории предложения и спроса взаимно исчезают («аннигилируют»), порождая новую категорию - товарооборот. В основе формирования товарооборота лежат четыре ценообразующих элемента: косвенные налоги, затраты на производство товаров, расходы на продажу (включая транспортировку товаров от поставщиков к местам их продажи) и прибыль от реализации товаров (табл. 1.1). Все эти элементы оплачиваются потребителем при условии соответствия товарного предложения покупательскому спросу. Поэтому товарооборот можно рассматривать как реализованный спрос.
Таблица 1.1 Структура товарооборота по элементам ценообразования
Рассматривая товарооборот как объемный показатель деятельности нельзя оставить без внимания тот факт, что доходом торгового предприятия от реализации товаров является часть товарооборота, представленная в виде суммы торговых надбавок (скидок), полученных от реализации товаров за определенный период времени. В связи с тем, что в торговле новая потребительская стоимость не создается, доход от реализации товаров представляет собой плату за предоставление торгово-посреднической услуги (доведения товаров до потребителей и их реализацию), которая составляет часть выручки торгового предприятия и называется коммерческий доход от реализации товаров. В отечественной практике организации учетной работы предприятий торговли понятие «товарооборот» употребляется исключительно в статистическом учете, а в бухгалтерском и налоговом учете оперируют термином «доход (выручка) от реализации товаров» (табл. 2).
Таблица 1.2 Идентификация товарооборота в различных видах учета предприятия
В научной литературе имела место полемика о соотношении понятий «доход от реализации» и «выручка от реализации». Применительно к предприятиям торговли с целью обеспечения корректного употребления терминов и недопущения их двойного понимания товарооборот следует считать величиной выручки от реализации товаров, а доход от реализации товаров рассматривать как часть товарооборота - сумму торговых надбавок (скидок), полученных от реализации товаров за определенный промежуток времени (коммерческий доход). В бухгалтерском учете (форма №2 «Отчет о финансовых результатах») используется агрегированный показатель дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Разница между суммой торговых надбавок и промежуточным потреблением представляет собой величину добавленной стоимости, созданной в торговле. Доход от реализации товаров признается датой перехода покупателю права собственности на такой товар. Не учитываются для определения объекта налогообложения суммы предоплаты и авансов, полученные в счет оплаты товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В ходе осуществления операционной деятельности предприятиями торговли источниками поступления денежных средств выступают денежные поступления от реализации продукции (товаров, работ, услуг), суммы полученной предварительной оплаты и авансовых поступлений денежными средствами от покупателей и заказчиков под последующую поставку продукции (товаров, работ, услуг) и др.[8]. В этом случае имеем дело с понятием «входной (положительный) денежный поток от операционной деятельности», составной частью которого являются суммы полученных денежных средств за реализованные в данном периоде товары (доход (выручка) от реализации товаров). В экономическом энциклопедическом словаре под выручкой также понимают денежные средства, полученные предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг (от реализации). Однако данный показатель не учитывает стоимости реализации отгруженного, но не оплаченного товара, ведь поступления денежных средств в результате такой операции не происходит. Подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что товарооборот является одним из главных результативных показателей хозяйственной деятельности предприятий торговли и важным фактором обеспечения устойчивого экономического роста страны в целом. В системе общего объема товарооборота предприятий, осуществляющих торговую деятельность на внутреннем потребительском рынке России, определяющую роль играет товарооборот розничной торговли, глубокое и всестороннее понимание сущностных характеристик которого является предпосылкой разработки научно обоснованных принципов управления товарооборотом предприятий розничной торговли. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|